25 апреля в Центре «Зотов» откроются сразу две выставки. Проект «Вокруг хлеба» расскажет, какую роль играл хлеб в жизни людей во время Великой Отечественной войны. Вторая выставка — «Начинаем творческую дискуссию. Конструктивистская фотография РОПФа и „Октября“» — посвящена двум крупнейшим объединениям 1920–1930-х годов, которые играли ключевую роль в формировании языка советской фотографии.
Производственный корпус хлебозавода №5 © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
25 апреля на первом этаже Центра «Зотов» откроется выставка «Вокруг хлеба» — она станет своеобразным воспоминанием, развернутым в историческом пространстве. Именно в этом здании в 1930-х находился первый в СССР хлебозавод кольцевого типа — хлебозавод №5. Здесь на одном конце конвейера засыпалась мука, а на другом выходили горячие буханки. Это была система, разработанная инженером Георгием Марсаковым, — она многократно увеличила производительность пекарен и во многом облегчила жизнь в годы войны и в послевоенное время.
Центральным элементом экспозиции станет большой стол, образ которого отсылает сразу к трем образам: кольцевому конвейеру, семейной трапезе и лабораторному пространству. Хлеб в военные годы пекли в экстремальных условиях, ученые экспериментировали с составом и добавляли в рецепт картофель, семена трав, кору и даже целлюлозу.
Три раздела выставки расскажут о разных гранях этой истории. В части «Кольцо М.» зрителей познакомят с историей хлебозавода. Здесь будет представлен репринт издания Карла Гальперна «Идеи и дела инженера Марсакова» 1933 года. В разделе «Голос издалека» выставляются фотографии, дневниковые записи и воспоминания людей, чьи судьбы связаны с войной. А в «Опытной лаборатории» посетители узнают о составе хлеба военного времени и работе ученых над его рецептурой. В интерактивной зоне посетители смогут взаимодействовать с ингредиентами, использовавшимися как замена дефицитной муки.
Яков Халип. Первый светофор на Арбате, 1934 год © Предоставлено из коллекции Галереи Люмьер
Выставка «Начинаем творческую дискуссию. Конструктивистская фотография РОПФа и „Октября“» откроется в Центре «Зотов» 25 апреля. В экспозиции — более 110 работ из коллекций ГМИИ имени Александра Пушкина, Музея кино, Музея Москвы, Мультимедиа Арт Музея, архива Родченко и Степановой, Галереи Люмьер, «МИРА коллекции» и других собраний.
Зрители увидят фотографии Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Якова Халипа, а также Елеазара Лангмана, Бориса Кудоярова, Макса Альперта, Семёна Фридлянда и других известных авторов. Помимо снимков, будут представлены выпуски журналов «Советское фото» и «Пролетарское фото», фотоальбомы, дореволюционная и советская фототехника.
Группа «Октябрь» в 1920-е годы стала центром поиска новых художественных форм в фотографии. Ее участники экспериментировали с ракурсами, фокусом, кадрированием, а также использовали нестандартные композиционные решения, чтобы выразить новые идеи и подходы. РОПФ — Российское объединение пролетарских фоторепортеров — выступал как их идеологический оппонент. Здесь приоритетом стала документальность: важен был не художественный метод, а значимость события для партии. Но даже в этой задаче участники РОПФа сохраняли выразительность и визуальную изобретательность.
С 1931 года между объединениями РОПФ и «Октябрь» началась открытая полемика, получившая название «творческой дискуссии». Именно ей посвящена эта выставка.
Экспозиция построена зеркально: у каждого объединения — свой зал с пятью тематическими блоками. Каждый блок сосредоточен на отдельном художественном приеме. Такое решение подчеркивает кураторский акцент: главное — не спор, а язык, на котором говорили фотографы.
Елеазар Лангман. «Прыжок в воду», 1929 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой
К выставке подготовлена обширная параллельная программа. Она включает лекторий, фотопрогулки и портфолио-ревью с художником Игорем Самолётом, фотографами Гошей Бергалом, Дмитрием Лукьяновым и другими экспертами. Музыканты musicAeterna подготовили специальный концерт к выставке. Также зрителей приглашаю принять участие во флешмобе «Ваш ход!». Для этого нужно повторить и переосмыслить визуальные приемы конструктивистов, сделав оммаж любому снимку из экспозиции.