Успенский собор во Владимире
Продолжаем серию публикаций о том, как устроена работа партнеров ВТБ — крупнейших российских музеев, заповедников, театров. Сегодня знакомимся с деятельностью Владимиро-Суздальского музея-заповедника — огромного комплекса, в состав которого входят 45 экспозиций, 8 выставочных залов и 64 памятника архитектуры, 7 из них внесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: это Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Рождественский собор и ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале, древнейшие памятники Боголюбова и Кидекши.
На вопросы портала «ВТБ — России» ответил Павел Михайленко, начальник отдела по методологической и научно-просветительской деятельности музея-заповедника.
У большинства Владимиро-Суздальский музей-заповедник ассоциируется с русским средневековьем — белокаменная архитектура, фрески Андрея Рублёва. Но начать хочется с гораздо более давних времен — и с поздравлений: недавно объявили победителей первой Национальной премии в области музейного дела имени Дмитрия Лихачёва, и в номинации «Лучшая музейная экспозиция» победа досталась вашей экспозиции «Сунгирь. Верхний палеолит в центре Русской равнины». В чем ее уникальность? Почему ее стоит увидеть?
Уникальность в первую очередь в самом явлении Сунгиря. Место было обнаружено совершенно случайно. А исследования показали, что это был настоящий «клондайк». Как сказал один из современных ученых, «если взять погребальный инвентарь из палеолитических погребений со всего мира и сложить в одной стороне комнаты, а в другом углу сложить погребальный инвентарь только из Сунгиря… так вот, сунгирская кучища будет выше, чем куча со всего мира». Многие обнаруженные предметы и представлены на нашей выставке: орудия труда и охоты, украшения и даже произведения первобытного искусства. Уникальны копья, положенные в детское захоронение, — они выпрямлены из бивней мамонтов. Крайне интересно устроено само захоронение — на выставке можно увидеть его полноразмерный макет. Здесь же вы найдете скульптурные портреты обитателей сунгирской стоянки, выполненные известным антропологом Михаилом Герасимовым и его последователями. Очень волнительно всматриваться в лица людей, живших здесь примерно 30 000 лет назад.
Фрагмент экспозиции «Сунгирь. Верхний палеолит в центре Русской равнины»
Обратимся к еще одному горячему поводу: 1000-летие с момента первого летописного упоминания Суздаля и приуроченная к этому выставка «Русский Феникс. Суздальская земля», развернувшаяся в Крестовой и Трапезной палатах Суздальского кремля. Такие большие проекты готовятся долго, а подготовка включает исследовательскую и реставрационную работу. В процессе случились открытия?
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля» получилась очень удачной и зрелищной. Огромную благодарность мы выражаем коллегам из Музеев Московского Кремля: треть всех представленных на выставке предметов из их коллекций. Такие проекты позволяют увидеть уже, казалось бы, известные музейные предметы в новом свете, в новом окружении и в новом контексте. Многие наши сотрудники с нескрываемым интересом рассматривали наши же экспонаты после тщательной реставрации и в непривычном освещении. Чего стоят одни только южные «златые» врата древнего суздальского собора! А что касается научных открытий, то это демонстрируется публике не сразу: ученые — люди очень осторожные и в этом плане неторопливые.
Какой самый древний экспонат представлен на выставке «Русский Феникс. Суздальская земля»? А какие экспонаты особенно любимы посетителями?
Самыми древними предметами на этой выставке, конечно, являются артефакты скандинавского происхождения — оружие, украшения. В фондах нашего музея хранятся золотые браслеты, найденные на территории Суздальского кремля, — это уникальные вещи, в современной России таких нигде более не встречалось. С особым трепетом рассматриваешь византийские древности, например, мощевик середины XI столетия, в котором во Владимир были привезены реликвии святого Димитрия Солунского. Великолепны и «вернувшиеся домой» шлем Ярослава Всеволодовича и потир из Переславля-Залесского. Золотой оклад на древней Владимирской иконе, созданный по заказу митрополита Фотия, заставляет посетителей надолго задержаться около него. А вообще, на таких выставках случайных или второстепенных экспонатов не бывает.
В ваших музейных залах и запасниках, на улицах есть экспонаты и объекты, которые расскажут о религиозной и политической жизни Суздаля и Владимира, о древних правителях. А есть ли материальные свидетельства жизни обычного человека? Например, знаем ли мы, как одевались в этих краях тысячу лет назад?
Про одежду сложно говорить: ткань почти не сохраняется. Лишь редкие фрагменты арабских и византийских тканей, в основном из княжеских погребений, дают представление о древних одеяниях. А вот украшения из металла — бусы, колты, браслеты и аграфы — доказывают высочайший уровень развития ювелирного дела в Суздальской земле, особенно в домонгольский период. Особую силу имеют княжеские нательные ковчежцы, содержавшие частицы христианских реликвий.
«Детский» вопрос: почему называются Золотыми в действительности белокаменные ворота Владимира?
Белокаменной является башня, само здание, внутри которого, в арке, когда-то висели ворота. По самой распространенной версии, дубовые створы ворот были обиты золоченой медью. При описании Успенского собора Владимира летописец говорит, что князь Андрей (впоследствии прозванный Боголюбским) «двери золотом устрои». В Суздальском кремле сохранились расписанные золотом двери XIII столетия. Есть и более глубокое объяснение. Золотые ворота — это статус христианской столицы. Ворота, названные Золотыми, были в Иерусалиме, Царьграде и Киеве.
Наверняка вопросы, подобные предыдущему, приходится слышать и от гостей музея-заповедника. Какие самые популярные?
Часто дети, наверное, после осмотра египетских пирамид, спрашивают: «Сколько весит Дмитриевский собор?» Также частенько звучит вопрос: «Сколько звезд на куполах Рождественского собора?» Регулярно интересуются, сколько может стоить тот или иной музейный экспонат. Ответ чаще всего дается в шутливой форме. Но можно детей увлечь настоящим квестом — измерить ширину и длину Дмитриевского собора, толщину стен и подсказать примерный удельный вес известняка.
Белокаменные храмы, являющиеся частью вашего музея-заповедника, — символы не только Владимира, но и всей России. Наверно, очень волнительно отвечать за их сохранность?
Что касается воздействия на белокаменные памятники природных сил, в музее есть специалисты, которые проводят регулярный мониторинг объектов. В случае необходимости информация направляется в соответствующие институции — это может касаться не только природы, но и антропогенной нагрузки. Самое вопиющее, что случилось несколько лет назад, это незначительное повреждение одной из башен Золотых ворот, когда в нее въехал автомобиль.
Внешний декор Дмитриевского собора во Владимире
Как современные технологии помогают сохранять памятники старины?
В каждом памятнике и музейной экспозиции есть специальное оборудование, отслеживающее температурно-влажностный режим (ТВР). В белокаменных памятниках есть сейсмографы, отслеживающие возможные вибрации и колебания. В особых случаях, как, например, с Боголюбской иконой, эта информация онлайн передается куратору. В помещении, где она выставлена, соблюдается особый ТВР, особое освещение. Также регулярно проводится мониторинг с участием узких специалистов.
Цеpковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде не открывают для посетителей, если на улице дождь: высокая влажность опасна для находящихся там фресок Феофана Грека. Есть ли подобные ограничения для каких-то объектов, входящих в состав вашего заповедника? О чем нужно знать, например, тому, кто отправляется в путешествие по древним храмам Владимирской области? Что нужно учесть?
В наших объектах подобного уровня, например, в Успенском и Дмитриевском соборах, установлено климатическое оборудование. Оно регулярно обслуживается и модернизируется, поэтому проблем с закрытием по причине климата у нас нет. Гостям нужно быть готовыми к тому, что в культовых постройках, какими являются многие наши памятники, могут проходить богослужения. Как правило, мы об этом предупреждаем, размещая информацию на наших страницах в соцсетях и на официальном сайте. Сейчас для посетителей закрыты Золотые ворота — идет комплексная реставрация памятника.
Фрески Андрея Рублёва в Успенском соборе Владимира
Образцы русского белокаменного зодчества есть не только во Владимирской области. Чем ваши отличаются от белокаменных храмов Новгорода или Пскова?
Наши памятники — древнерусские, Новгородская республика не считала себя Русью. Только наши памятники по-настоящему можно назвать белокаменными. Псков строил из плитняка, в Новгороде техника была смешанная — плинфа и дикий камень. Ближе всего к нашим памятникам в этом отношении церкви в Старой Ладоге. Также наша белокаменная архитектура имеет характерные декоративные элементы — аркатурно-колончатый пояс, резные детали, перспективные порталы и прочее.
В некоторых храмах, относящихся к музею-заповеднику, проводятся службы. А что еще необычное, чего не встретишь в других музеях, может происходить на многочисленных объектах, входящих в состав вашего музея-заповедника?
Действительно, довольно редким явлением можно назвать выступление мужского хора в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале. Оно необычно именно своим исполнением. Певчие сотрудничают с нашим музеем более 25 лет, они уже «пропитались» Суздалем, их исполнение завораживает посетителей. Да что посетителей — мы сами каждый раз просто немеем от восторга. Там же проходят живые концерты колокольного звона — у нас в штате есть профессиональные звонари. А какой прекрасный настоятельский сад мы воссоздали в этом же монастыре! А в кремле звучат древние куранты — наверное, единственные в России старые часы без какой-либо электроники, настоящие «ходики». У них и циферблат никого не оставит равнодушным — без цифр, с кириллическими знаками.
Росписи Спасо-Преображенского собора суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, созданные артелью мастеров под руководством Гурия Никитина
Гости Владимиро-Суздальского заповедника ходят буквально теми же тропами, какими ходили легендарные исторические персонажи, живущие теперь на страницах учебников, посещают те же здания, видят те же пейзажи. Кого из этих исторических личностей особенно любят современные посетители? Кем больше всего интересуются?
Андрей Боголюбский — строитель, собиратель земель, первый русский самодержец. Можно не только побывать в Успенском соборе или в церкви Покрова на Нерли, которые он построил, но и почтить его память на месте его убийства в Боголюбовском замке.
Александр Невский — великий Владимирский князь, первоначальное место его упокоения тоже здесь — в древнем Рождественском монастыре. И сегодня частица его мощей находится в главном владимирском храме — кафедральном Успенском соборе.
Митрополит суздальский Иларион — cтроитель монастырей и храмов, царский духовник, блюститель опальной супруги Петра I. Только благодаря ему появились и хранятся в нашем музее такие предметы, как парадный саккос митрополита, царь-фонарь, Иорданская сень, иконы письма лучших мастеров Оружейной палаты — уникальные и высочайшего уровня исполнения.
Иллюстрации предоставлены пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Смотрите также: