Тысячелетнюю историю Суздаля рассказывают его главные сокровища и святыни

03.07.2024

В музейном комплексе «Кремль» в Суздале открылась выставка «Русский феникс. Суздальская земля», представляющая шедевры из коллекций Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Музеев Московского Кремля. Этот уникальный проект, реализованный при поддержке банка ВТБ, стал одним из центральных событий празднования тысячелетнего юбилея Суздаля.
Территория Суздальского кремля: собор Рождества Богородицы (XIII век) и Архиерейские палаты (XV–XVIII века), где проходит выставка
Почти две с половиной сотни драгоценных экспонатов — великолепные иконы, ювелирные изделия, тончайшие вышивки, каменная резьба, богослужебные предметы — иллюстрируют захватывающую и драматичную историю древнего Суздаля, где периоды небывалого расцвета сменялись разорением и упадком, но неизменно вели к очередному возрождению из пепла.
Выставка посвящена 1000-летию первого летописного упоминания Суздаля. Долгое время историю города было принято отсчитывать с 1024 года. «Повесть временных лет» сообщает, что в этот год местные жители из-за засухи подняли восстание, которое было подавлено князем Ярославом Мудрым. Однако археологические данные и недавние находки (обнаруженная в 2000 году древнейшая русская книга «Новгородская псалтырь») отодвигают время появления Суздаля к X веку. Достаточно быстро, уже при Юрии Долгоруком, город приобретает статус одного из главных политических, религиозных и культурных центров Северо-Восточной Руси.
Первая часть экспозиции расположена в просторной Крестовой палате Суздальского кремля. Этот раздел переносит посетителей в домонгольские времена, когда север Руси стал местом встречи двух христианских культур — византийской и западноевропейской. Так, легендарное белокаменное зодчество края впитало элементы романского стиля. Согласно летописи, сюда прибыли мастера с севера Италии, из Ломбардии, владений знаменитого императора-рыцаря Фридриха I Барбароссы. На выставке представлены самые любопытные архитектурные детали «русской романики»: резные части колонн с женскими и звериными масками, плиты с изображением грифонов из соборов Владимира и Боголюбова. Интересно, что древнейшие мифологические существа — львы и грифоны — в христианстве стали символами силы и воскрешения Христа. Их образы можно увидеть не только на стенах храмов, но и на вратах, и даже на женских серебряных украшениях той эпохи.
Экспонаты выставки показывают, что из европейских стран на Русь активно привозилось оружие (представлены мечи X–XII веков), церковная утварь, украшения. Среди самых неожиданных с географической точки зрения находок можно выделить серебряные подвески в форме жуков, сделанные на скандинавском острове Готланд.
Фрагменты белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов XII века
В соседних витринах — дары из Константинополя: реликвии, связанные с почитанием святого Димитрия Солунского, покровителя великого князя Всеволода Большое Гнездо. Это чеканный серебряный сосуд, предназначенный, вероятно, для хранения «сорочки» с тела святого (она не сохранилась), и доска от его гроба, ставшая основой для иконы. К сожалению, оригинальный образ святого Димитрия был утрачен. И теперь на древней доске мы можем полюбоваться иконой этого святого в исполнении одного из лучших иконописцев Оружейной палаты XVII века Кирилла Уланова. Схожая история произошла еще с одной иконой с выставки — подарком византийского императора Мануила I Комнина Андрею Боголюбскому. Вместо не дошедшей до нас работы «греческого письма» иконописец Георгий Терентьев Зиновьев написал в 1700 году «Спаса на престоле».
Однако самые драгоценные экспонаты выставки созданы уже отечественными мастерами XII–XIII веков.
Во-первых, это впечатляющие златые врата суздальского собора Рождества Богородицы, иллюстрирующие важнейшие события Ветхого Завета. Они выполнены в технике золотой наводки: медные листы покрывались лаком, затем процарапывался рисунок и при температуре 600–700 градусов в него втиралось золото, растворенное в ртути. Сложность технологии гарантировала красоту и долговечность изделия. По сути, за прошедшие с момента создания 800 лет пластины златых врат ни разу не реставрировались (если не считать их переноса с деревянного основания на металлическое).
Во-вторых, знаменитая икона «Спас Златые Власы», сочетающая в себе византийский канон и тонкий колорит лиможских эмалей. Свое лирическое название икона получила лишь в XIX веке из-за обилия на волосах Спасителя золотых штрихов, символизирующих божественный свет.
В-третьих, золоченый шлем, который традиционно связывают с князем Ярославом Всеволодовичем, отцом Александра Невского. В летописи сохранились сведения о том, что князь потерпел поражение на поле боя и, спасаясь бегством, сбросил с себя шлем и доспехи. Более 600 лет шлем провел в земле — и только в 1808 году был случайно найден местной крестьянкой Анисьей. Тогда его передали в Москву, и он стал одним из первых экспонатов кремлевского музея Оружейная палата.
Шлем князя Ярослава Всеволодовича, меч из Германии (XIII век) и предметы из Владимирских кладов 1993 и 2008 годов
Стремительное культурное развитие края было прервано опустошительным нашествием татаро-монгол. Немыми свидетелями страшного разорения севера Руси стали «клады» из пожарищ. Один из них был найден в 1993 году на территории города Владимира в подвале, рядом с останками скрывавшейся там и погибшей от огня женщины. В его составе — серебряная литургическая посуда, обгоревший рельефный образ преподобного Саввы, а также миниатюрные эмалевые иконы. Другой «клад» со старинного пожарища, обнаруженный в 2008 году, включает в себя более сотни серебряных украшений XII–XIII веков в различных ювелирных техниках: скань, зернь, чернь, гравировка. Качество изделий говорит о необыкновенном мастерстве русских ювелиров.
Отдельный раздел выставки посвящен теме особого почитания Божией Матери. Еще Андрей Боголюбский перевез из Киева в северные земли прославленную византийскую икону Богоматери, получившую по новому месту пребывания название «Владимирская» и ставшую одной из главных святынь России. В экспозиции представлен один из ее драгоценных окладов, выполненный из чистого золота по заказу митрополита Фотия. Когда Владимирская икона была перенесена в Успенский собор Московского Кремля, Андрей Рублёв создал «запасный» образ для Владимира, пленяющий совершенством ритмов и тонкостью колорита. Кроме того, на выставке представлены другие знаменитые богородичные иконы: Богоматерь Боголюбская (XVI век), Богоматерь Максимовская (начало XIV век), Богоматерь Корсунская в драгоценном уборе (XVI век), Богоматерь Испанская (XVII век) и Богоматерь Яхренская (XIV век).
Золотой оклад иконы «Богоматерь Владимирская» XV века и список этой иконы XVI века, который воспроизводит не только центральный образ, но и детали оклада (евангельские праздники)
Второе выставочное пространство — Трапезную палату — кураторы отвели под рассказ о главных монастырях Суздаля. Пожалуй, наиболее знаменит Покровский монастырь. Основанный еще в XIV веке, он стал местом заточения постриженных в монахини аристократок и русских цариц. Среди самых знаменитых насельниц этой обители — первая супруга Василия III Соломония Сабурова, супруга Ивана Грозного Анна Васильчикова и две жены его сына, царевича Ивана, а также Евдокия Лопухина, первая супруга Петра I. Представительницы княжеских и царских семей делали богатые вклады: жертвовали свои украшения для убранства икон, искусно вышивали покрова и пелены. Один из самых впечатляющих артефактов в этом разделе — надгробный покров преподобной Евфросинии Суздальской. Изображение святой так искусно вышито серебряными и шелковыми нитями, будто создано кистью и краской.
Еще один важнейших монастырь Суздаля — Спасо-Евфимиев, на территории которого в родовой усыпальнице был погребен князь Дмитрий Пожарский. На выставке представлены вклады семьи Пожарских: иконы, книги, богослужебные облачения. Пение знаменитого монашеского хора Спасо-Евфимиевой обители служит музыкальным сопровождением этой части выставки. Затемненное пространство под сводами Архиерейских палат и духовная музыка создают особую атмосферу для восприятия средневекового искусства.
Главным достоинством выставки в Суздале является ее уникальный состав: здесь каждый экспонат — шедевр своего времени. По словам директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерины Проничевой, благодаря сотрудничеству с Музеями Московского Кремля им «удалось создать проект, который может составить славу любому мировому музею».
Фото предоставлены пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Анастасия Мамаева, искусствовед
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля» будет работать до 1 октября 2024 года. Для клиентов ВТБ действует скидка 10% на билет: чтобы получить ее, нужно показать кассиру действующую пластиковую карту или платежный стикер банка ВТБ или подтвердить наличие действующего мобильного приложения банка на телефоне.