В Центре «Зотов» 13, 14 и 15 ноября пройдут премьерные показы спектакля «Мистерия про это» — совместного проекта с петербургской труппой musicAeterna Dance. Необычная танцевальная фантазия была создана специально для выставки «От утопии к театру», посвященной 150-летию Всеволода Мейерхольда. Спектакль переосмыслит легендарную постановку «Мистерия-буфф» по пьесе Владимира Маяковского, над которой режиссер работал вместе с Казимиром Малевичем.
«Мистерия про это» © Люда Бурченкова, фото предоставлено пресс-службой musicAeterna
«Мистерия-буфф» была революционным спектаклем во всех смыслах — и по сюжету, и по эстетике. Премьера состоялась в 1918 году. На афише значилось: «Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским». Действо делилось на пять картин: в первой «белые и черные бегут от красного потопа», во второй — «чистые подсовывают нечистым царя и республику», в третьей изображен «ад, в котором рабочие самого Вельзевула к чертям послали». В четвертой картине показан рай, а в заключительной картине — солнечная и счастливая коммуна. Весь сюжет пародировал идею мирового потопа, вот только персонажи «Мистерии-буфф» на Ноевом ковчеге спасались от революции.
Текст Маяковского посчитали настолько богохульным, что пьесу отказались ставить сразу несколько театров. Ситуацию спас Театр музыкальной драмы в Петрограде. Многие актеры также не хотели рисковать и играть в столь радикальном проекте: их пришлось набирать по объявлению, а нескольких персонажей сыграл сам Маяковский.
Художественное оформление было не менее экстравагантным — за него отвечал автор «Черного квадрата» Казимир Малевич. В декорациях и костюмах он продолжил эстетику супрематизма — сочетания ярких геометрических фигур, линий и точек. Здесь была похожая на глобус полусфера и загромождавшие сцену кубы, а герои ходили в серых комбинезонах. Словом, новому миру — а пьесу планировали ставить в честь первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции — нужна была новая эстетика, и трио гениев — Маяковский, Мейерхольд и Малевич — готовы были ее предложить.
Но только не все готовы были спектакль принять: критики назвали премьерные показы «вымученными» и побоялись, что смысл столь красочного действа будет сложно понять рабочим массам. Маяковский написал в автобиографии: «Говорят много. Поставил Мейерхольд с К. Малевичем. Ревели вокруг страшно. Особенно коммунистичествующая интеллигенция. Андреева чего-чего не делала. Чтоб мешать. Три раза поставили — потом расколотили. И пошли „Макбеты“». Спектакль сняли, но уже через три года сделали в новой редакции.
«Мистерия про это» © Люда Бурченкова, фото предоставлено пресс-службой musicAeterna
Режиссером нового перформанса, посвященного «Мистерии-буфф», выступила Анна Гусева — художественный руководитель труппы musicAeterna Dance, обладательница спецприза жюри «Золотой маски» за постановку оперы Карла Орфа De temporum fine comoedia. Герои «Мистерии про это» ищут в новом мире место для любви и личности, но только не в ярком и плакатном стиле оригинальной постановки, а в лаконичной и минималистичной форме. Проект исследует взаимоотношения индивидуума с коллективом, постепенное обретение личностью собственного голоса и вектора движения. В конце концов герои найдут внутреннюю опору в любви. Так в основе перформанса появляется второй текст Маяковского — поэма «Про это», в которой автор утверждает великую силу чувства.
Как и в оригинальном спектакле 1918 года, здесь много внимания уделено пластике тела. Танцовщики труппы musicAeterna Dance активно работают с дыханием, голосом и речью. Музыку к спектаклю-фантазии создал Кирилл Архипов — композитор-резидент musicAeterna и Дома Радио. Его дополняет мастер экстремального вокала Ольга Власова, исполнитель на трубе и поток электронной музыки.
Важную роль в постановке играет и само цилиндрическое пространство Центра «Зотов» — оно органично вписано в сценографию. Декорация подвижна, тем самым она повторяет движения конвейера хлебозавода, в стенах которого сейчас и расположился «Зотов».
Центр «Зотов» — проект ВТБ, направленный на исследование и актуализацию наследия конструктивизма. До 19 января 2025 года здесь проходит выставка «От утопии к театру», приуроченная к 150-летию Всеволода Мейерхольда. Она рассказывает о пяти ключевых спектаклях режиссера, которые наиболее ярко отражают принципы его нового, конструктивистского подхода к театральному искусству.