Всеволод Мейерхольд — одна из самых ярких фигур в театральном искусстве 20 века. Он полностью трансформировал подход к созданию спектаклей, начиная от работы с актерами до радикального обновления декораций. Вместо излишней декоративности и пышного украшения сцены он предложил посмотреть на удивительную и техничную игру артистов, их пластичность, способность движениями и жестами выстраивать образ, а не скрываться за вычурными костюмами. Выставка «От утопии к театру» в Центре «Зотов» приурочена к 150-летию мастера и рассказывает о пяти спектаклях, которые наиболее ярко отражают принципы его нового, конструктивистского подхода.
Алексей Темерин. «Мы новый мир построим». Театр имени Всеволода Мейерхольда © Театральный музей имени Алексея Бахрушина
За творческую карьеру Мейерхольд создал множество спектаклей — выдающихся, провальных, скандальных, модных и непонятных. Он не боялся экспериментировать и искать новую театральную форму, потому что был уверен, что «театр может сыграть громадную роль в перестройке всего существующего». Многие его не любили и критиковали, но иногда это удивительным образом играло ему на руку. Директор Императорских театров Владимир Теляковский пригласил Мейерхольда к себе на работу, руководствуясь тем, что, «должно быть, человек интересный, если все ругают».
«Начало 20 века — время становления режиссерского театра: Станиславский, Вахтангов, Таиров… Театр Всеволода Мейерхольда — знаковый для своего времени, его творческое наследие — школа для современных режиссеров. Банк ВТБ традиционно поддерживает театральное искусство, среди наших партнеров и МХТ имени Антона Чехова, в котором Мейерхольд начинал свой театральный путь как актер, — тогда это был Художественно-общедоступный театр. Новая выставка в Центре “Зотов” — дань памяти режиссеру-новатору 20 века и вклад ВТБ в сохранение культурного наследия России», — сказала старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева.
Успех пришел к Мейерхольду после революции: с 1923 по 1928 год он был новатором, кумиром молодых художников, знаковой фигурой нового советского искусства. Борис Пастернак в письме признавался: «Придя к вам, я впервые и единственный раз в жизни попал в театр, понял, что это значит, и в мыслимость этого искусства поверил». В этот период были созданы спектакли «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом», «Д. Е.» и «Лес». Именно они стали основой выставки в Центре «Зотов».
«Пять представленных спектаклей предлагают зрителям узнать о революционных приемах, предложенных Мейерхольдом, — новых подходах к организации действия, к актерскому мастерству и искусству декорации. Зрители, знакомые с современным театром, будут удивлены актуальности идей режиссера. Акцент на работе с телом, условность в декорации и оформлении, мультимедийность — как таковых “последователей” Мейерхольда назвать сложно, но все перечисленные его приемы востребованы на театральной сцене и сейчас, спустя сто лет», — отметила генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова.
«Великодушный рогоносец» стал одним из первых спектаклей нового типа. Зрители, едва зайдя в зал, были обескуражены. Вместо кокетливых декораций, привычных для фривольного французского сюжета, они видели «голую» сцену — без занавеса и задников. Посредине стоял странного вида станок-конструкция из дерева — сам по себе он ничего не изображал, скорее был опорой для актеров. Его придумала художница-авангардистка Любовь Попова. Актеры выходили без грима, в одинаковых рабочих комбинезонах и на протяжении трех часов удерживали внимание зрителей динамичной хореографией и завораживающей пластикой.
Третий акт, сцена «Парни ловят Волопаса». Вторая редакция спектакля. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда © Театральный музей имени Алексея Бахрушина
Для создания конструктивистских современных декораций Мейерхольд привлекал не только Попову, но и другую авангардную художницу — Варвару Степанову. Вместе они создавали трансформирующуюся мебель и даже «внесценные» декорации, которые можно было легко перемещать по городу для спектаклей в парках и скверах. На выставке будут представлены некоторые реконструкции, графика, рисунки-чертежи, фотографии сцен. Это «внешний» круг экспозиции, он посвящен спектаклям.
«Внутренний» круг экспозиции посвящен знаменитой биомеханике и технике воспитания актера, которую Мейерхольд впервые ввел в практику в работе со своими студентами. Сперва ученики в его школе были слушателями, затем — обязательными участниками лекций и бесед с приглашенными литераторами, художниками и музыкантами. Только после этого студенты начинали практическую работу с биомеханикой — системой упражнений для развития физической подготовки тела актера. Эраст Гарин вспоминал, что они также занимались ритмической гимнастикой, танцами и акробатикой: «Походки и пробежки тренируют в ученике плавность, они дают возможность в ходе и в беге не расплескать воду, если сосуд с нею поставить на голову или взять в руки. Добившись свободы в этих движениях, ученик допускался к этюду».
Важной частью выставки является раздел «Архив». Здесь зрителям расскажут, как театр при отсутствии доступного кинооборудования сохранял и записывал спектакли и как на ход представлений могло влиять мнение зрителей.
хореографией и завораживающей пластикой.
Любовь Попова, Иван Мальцин. Конструкция для гастрольной поездки. 1930 год. Задний станок с колесами © Театральный музей имени Алексея Бахрушина
Всего в экспозиции собрано 270 предметов. Среди них — эскизы Любови Поповой к оформлению спектакля «Великодушный рогоносец» и эскизы костюмов Варвары Степановой к постановке «Смерть Тарелкина», предоставленные Театральным музеем имени Алексея Бахрушина. Также на выставке показаны работы из Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Мультимедиа Арт Музея, Музея МХАТ, Музея «Гараж», Дома культуры «ГЭС-2», Музея кино и других собраний.
Разговор о Мейерхольде дополнят актуальные театральные практики. В «Зотове» пройдут читка фрагмента сценария «Связной» Сергея Бодрова-младшего в рамках проекта «Неснятые сценарии», пластический интенсив и показ семейного спектакля Александра Горчилина «Никак не называется, или Бим в поисках Бо». В рамках параллельной программы театровед Анастасия Паукер расскажет о художественном языке Мейерхольда. Также запланированы творческие мастер-классы.
Выставка будет работать до 19 января 2025 года.
Центр «Зотов» — проект ВТБ, направленный на исследование и актуализацию наследия конструктивизма. Здесь регулярно проводят выставки и лекции о мастерах 20 века, устраивают мастер-классы для детей и взрослых, дают концерты экспериментальной и авангардной музыки.