«Люди действуют рационально, то есть стремятся к достижению своих целей»

20 июля 2021

Лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Ауманн выступил на конференции ВШМ СПбГУ

01_Люди действуют рационально, то есть стремятся к достижению своих целей
В рамках вручения Нобелевской премии Роберт Ауманн в Стокгольме получил премию Объединенного Банка Швеции в номинации «Экономические науки» в память об Альфреде Нобеле © Паскаль Ле Сегретен/Getty Images Russia

23—25 июня 2021 года состоялась Пятнадцатая международная конференция «Теория игр и менеджмент» (GTM2021), организованная Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) совместно с Международным обществом динамических игр. В рамках СПбГУ эта конференция традиционно проводится факультетом прикладной математики — процессов управления и Высшей школой менеджмента.

В этом году участникам конференции была предоставлена уникальная возможность прослушать доклад Роберта Ауманна — лауреата Нобелевской премии по экономике 2005 года, которую он получил «За расширение понимания проблем конфликта и кооперации с помощью анализа в рамках теории игр».

В своем выступлении «Синтез поведенческой и классической экономики» Роберт Ауманн рассматривает теорию игр как часть экономического мейнстрима, то есть преобладающего направления экономической мысли. Как для теории игр, так и для экономического мейнстрима в целом важно предположение, что люди действуют рационально, то есть стремятся к достижению своих целей. Это ключевая гипотеза, из которой следуют все основные экономические прогнозы.

Однако еще в 60-х годах XX века утверждение о рациональности поведения людей было поставлено под сомнение создателями поведенческой экономики. Они доказали, что в ряде случаев люди ведут себя иррационально, поскольку на их поведение влияет множество социальных, когнитивных и эмоциональных факторов. Тогда люди используют простые и надежные «проверенные» правила, которые на самом деле приводят к плохим результатам и не способствуют достижению целей, то есть они действуют нерационально.

Главный вывод, к которому приходит Роберт Ауманн, — поведенческая экономика, отрицающая рациональность, не противоречит, а дополняет экономический мейнстрим (и теорию игр, в частности), который основан на постулате о рациональности. Поэтому возможно найти синтез двух экономических подходов.

Это возможно, поскольку в целом люди ведут себя именно рационально. В большинстве случаев, то есть «обычно», их поведение и результаты этого поведения можно прогнозировать с помощью моделей экономического мейнстрима. Однако в небольшом количестве ситуаций, то есть «иногда», когда неопределенность высока или ситуации специальным образом сконструированы, люди ведут себя в соответствии с постулатами поведенческой экономики, то есть иррационально.

В чем же обычно возникает противоречие? Поведенческая экономика рассматривает только те случаи, которые происходят иногда или редко, а не обычные, частые случаи. Основываясь на редких событиях, последователи поведенческой экономики настаивают на ошибочности экономического мейнстрима, в то время как на самом деле именно он предлагает рабочие модели, которые эффективны в большинстве случаев.

02_Люди действуют рационально, то есть стремятся к достижению своих целей
Лауреат Нобелевской премии 2005 года Роберт Ауманн в своем доме в Иерусалиме © Дэн Порджес/Getty Images Russia

В доказательство Роберт Ауманн приводит пять типичных кейсов, которые, по мнению приверженцев поведенческой экономики, опровергают экономический мейнстрим, но на самом деле только подтверждают его.

Первый пример — про Линду, молодую, одинокую и активную девушку, которая в студенческие времена была глубоко озабочена темами дискриминации и социальной справедливости. Что более вероятно, что Линда работает кассиром в банке или что Линда работает кассиром и является активной феминисткой? 72% людей считают, что Линда и кассир, и феминистка, хотя это ошибочно.

Другой пример — про английский детский стишок, у которого примерно такое содержание: «Собираясь в Сент-Айвс, я встретила мужчину с семью женами. У каждой жены было по семь мешков, в каждом мешке было по семь кошек. У каждой кошки было по семь детей. Дети, кошки, мешки и жены. Сколько существ направлялось в Сент-Айвс?» Большинство людей проводят математические расчеты и получают число 2802, хотя правильный ответ — один. Только один человек направлялся в Сент-Айвс, а остальные шли ему навстречу.

Проблема обоих примеров заключается в принципе релевантности. Когда люди рассказывают вам длинную историю, вы автоматически думаете, что все подробности релевантны, важны, и что их нужно использовать при поиске ответа. Но проблема в том, что это специально сконструированная, искусственная ситуация, поэтому люди ошибаются. Это совсем не то, с чем люди сталкиваются каждый день.

Третий пример — про переедание. Почему люди переедают несмотря на то, что это противоречит их целям? Это выглядит нерационально. Причина состоит в том, что миллионы лет эволюции привели человечество к принципу «ешь, когда голоден, и ешь вкусную пищу». Это рациональный принцип, хотя для людей с ожирением этот принцип и выглядит иррационально.

Четвертый пример — это игра «Ультиматум». Двум игрокам, Предлагающему (П) и Отвечающему (О), надо поделить 100 евро. Они сидят в разных комнатах и не могут общаться напрямую. Предлагающий делает первый ход и предлагает поделить 100 евро в какой-то пропорции, любой. Отвечающий может только согласиться или отказаться. Если он отказывается, то оба игрока теряют 100 евро. Несмотря на то что со стороны Отвечающего рациональным кажется принять любое распределение денег, на деле многие Отвечающие отвергают распределение в том случае, если оно кажется слишком несправедливым — например, 80 и 20 евро. Иррациональное поведение? На первый взгляд, да, но на деле люди следуют рациональному, эволюционно сформированному правилу «не позволяй другим бить себя ногами в живот, отклоняй несправедливые предложения». Они основываются на понимании механизмов оскорбления, чести, мести и т.д. В итоге мы имеем ситуацию, в которой люди применяют рациональное правило, которое выглядит нерациональным из-за искусственно сконструированной модели.

Наконец, последний пример — Эффект обладания. В эксперименте испытуемых поделили на две равные группы: одной группе дали по шоколадке, а другим — по чашке кофе примерно равной стоимости. Испытуемые, которым впервые дали шоколад, не хотели обменивать его на кофе, тогда как испытуемые, которым впервые дали кофе, не желали обменивать его на шоколад. Это выглядит странно. Можно было бы ожидать, что примерно половина людей захочет воспользоваться возможностью обмена, но нет. Они хотят сохранить то, что им дали. Такое поведение основано на эволюционном правиле «сохраняй то, что у тебя есть, пока не появится достаточно веская причина делать по-другому». Это дает определенность. Такое правило хорошо работало на протяжении тысяч лет в естественных условиях. Таким образом, поведенческая экономика в очередной раз показывает, что изначально рациональное правило не срабатывает в искусственно созданных условиях.

Все эти примеры показывают нам, что в обычных, типичных ситуациях отлично работают правила и постулаты экономического мейнстрима (и теории игр как его основы). Эволюционно люди пришли к огромному количеству решений, которые применяются даже не осознанно, на автомате. А в искусственных ситуациях или в ситуациях с высокой неопределенностью срабатывает подход поведенческой экономики. В этих случаях людям следовало бы выключать свои «решения по умолчанию» и включать аналитический, детальный подход, как это предлагает делать поведенческая экономика. В итоге оба направления экономической мысли отлично дополняют друг друга.

 

Для справки

В рамках программы «Образованная страна» банк ВТБ осуществляет долгосрочную поддержку ведущих учебных заведений страны с целью достижения системного соответствия их образовательных и научных программ актуальным запросам общества и перспективным задачам развития российской экономики. Стратегическим академическим партнером банка ВТБ является ведущая российская бизнес-школа ВШМ СПбГУ, признанная в России и в мире как центр научных исследований и обучения в области менеджмента.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Современные технологии»
Материалы по теме

22 июня 2021

<p>Интервью с Ольгой Дергуновой, заместителем президента — председателя правления банка ВТБ, директором ВШМ СПбГУ</p> 
«Бизнес-школа — лучший карьерный лифт»

Интервью с Ольгой Дергуновой, заместителем президента — председателя правления банка ВТБ, директором ВШМ СПбГУ

10 июня 2021

<p>Интервью с Александром Сабуровым, директором Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
 </p>
«Человеку пока сложно понять те изменения, которые сегодня происходят с Арктикой»

Интервью с Александром Сабуровым, директором Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова  

7 июня 2021

<p>Никита Новыйдарсков — о дефиците специалистов, математике и совместном проекте банка ВТБ и МГУ </p>
«Наши студенты должны пройти полный образовательный цикл, отчего выиграют и они, и мы, и страна в целом»

Никита Новыйдарсков — о дефиците специалистов, математике и совместном проекте банка ВТБ и МГУ 

Новости раздела Современные технологии