«Человеку пока сложно понять те изменения, которые сегодня происходят с Арктикой»

10 июня 2021

Интервью с Александром Сабуровым, директором Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова  

Звучит словно начало приключенческого романа: пережившее множество экспедиций и дрейфов, ледовых переходов и полярных ночей судно «Михаил Сомов» 10 июня 2021 года вышло под крики чаек из архангельского порта. На палубе толпились люди… Однако же — никаких книг! Все описанное произошло на самом деле — в этот самый день, месяц и год. С одним лишь уточнением: людьми на борту оказались участники экспедиций «Арктического плавучего университета». О том, куда отправится этот университет, из кого состоит команда и что ей предстоит делать на протяжении двадцати суток накануне плавания, рассказал Александр Сабуров, директор Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

— Завтра в море, Александр Алексеевич?

— Да! Очень надеюсь, что этому ничего не помешает, потому что вроде бы у нас все готово: люди на месте, багаж собран.

— Много багажа?

— Микроавтобус и небольшой фургончик.

— Сейчас модно составлять списки. Может, и мы попробуем? Назовите пять самых необходимых в арктической экспедиции вещей, которые лежат в ваших сумках.

— Во-первых, это комплект теплой одежды — три слоя, термобелье, вот это вот всё. Во-вторых, непромокаемые резиновые сапоги, потому что мы попадаем в Арктику еще в тот период, когда там много снега, а проводить на свежем воздухе нам придется по шесть часов в сутки минимум. Три — это солнцезащитные очки. Опять же из-за снега и солнца, блеск которых может запросто повредить сетчатку. Четыре — мое научное оборудование. И пожалуй, водонепроницаемый чехол для всей техники… Понимаю, что уже выхожу за отведенный лимит, но есть и шестой пункт — солнцезащитный крем, потому что северное солнце очень обманчиво: оно не сильно греет, но здорово обжигает. Тем более что мы попадаем в полярный день, а значит, на всем нашем пути солнце будет в зените.

— Звучит, честно говоря, будто вы собираетесь на курорт.

— Давайте тогда скажу и про более серьезное. На протяжении всей экспедиции нас будут сопровождать вооруженные ружьями сотрудники нацпарка «Русская Арктика». Их задача — охранять всех участников экспедиции от нежелательных конфликтов с белыми медведями. Они же будут следить за соблюдением правил нахождения на территории национального парка. Да, ученые, конечно, не туристы — они понимают куда больше, но все равно надо смотреть, чтобы кто-то из них случайно не вытоптал мхи, не бросил что-то на землю и так далее.

02_Человеку пока сложно понять те изменения, которые сегодня происходят с Арктикой
© «Арктический плавучий университет», 2017 год

— В прошлые годы в экспедициях «Арктического плавучего университета» столкновения с медведями были?

— К счастью, нет, но, как говорится, безопасность превыше всего. Поэтому мы предусматриваем все возможные варианты и страхуемся от них.

— Сколько продлится нынешняя экспедиция?

— 20 дней: с 10 по 30 июня. 30-го мы должны будем уже вернуться в Архангельск.

— Всего экспедиций «Арктического плавучего университета» было 12. Какой это для вас выход в море?

— Четвертый! Я был в экспедиции в 2017, 2018 и 2019 годах. Так что я, можно сказать, уже довольно опытный участник.

— И все же… волнуетесь?

— Знаете… Не могу сказать, что я сильно волнуюсь. Зато совершенно точно переживаю, что мы что-то не возьмем, или что у нас неправильно оформлен какой-нибудь документ, или что мы забудем кого-то из участников. Хотя вроде бы схема у нас давно отработана, а подготовка к экспедиции планомерно велась все последние месяцы. Так что надеюсь, все пройдет так, как мы и задумывали, хотя без накладок обойтись будет практически невозможно.

— Что вызывает ваше беспокойство?

— Это Арктика! Здесь в любой момент может поменяться ледовая обстановка, метеобстановка… Но это все, как говорится, частности.

03_Человеку пока сложно понять те изменения, которые сегодня происходят с Арктикой
© «Арктический плавучий университет», 2016 год

— Тогда давайте поговорим об общем, точнее, о Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова. Для чего он был создан и что это вообще такое?

— Он возник в 2010 году путем объединения нескольких вузов. Это произошло в то время, когда Арктика стала развиваться наиболее активно. Университет стал базовой площадкой для многих ученых, исследующих множество разнообразных проблем, например, загрязнение окружающей среды с появлением неорганических и органических загрязнителей в атмосфере, в снегу, в водоемах. Скажем, проводились исследования того, как эти вещества распространяются по пищевым цепочкам, начиная от планктона и заканчивая человеком…

— «Арктический плавучий университет» — один из проектов Северного Арктического федерального университета?

— Именно так. Возрождение традиции плавучих университетов была реализована в 2012 году нашим ректором и тогдашним руководителем Росгидромета. Почему именно «возрождение»? Потому что в те времена, когда Александр Фролов (глава Росгидромета) сам был студентом — то есть в 1990-х годах, — он участвовал в проектах таких плавучих университетов, реализуемых под эгидой ЮНЕСКО. Но, увы, спустя некоторое время эта традиция была прервана.

— Каков состав участников нынешней экспедиции?

— Всего нас 55 человек. Основная часть — это, конечно, студенты, аспиранты и молодые ученые. Но, вообще, надо сказать, на этот раз состав участников как никогда широк по географии, потому что формировали его четырнадцать университетов и научных институтов. Так что на борту у нас не только представители Северного федерального, но и МГУ, Норильского государственного индустриального института, Института физики атмосферы имени А.М. Обухова, Южного федерального университета, Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой, Российского государственного гидрометеорологического университета, Института экспериментальной медицины, Арктического и антарктического научно-исследовательского института и так далее.

04_Человеку пока сложно понять те изменения, которые сегодня происходят с Арктикой
© Хесус Рейна Карвахаль, «Арктический плавучий университет», 2017 год

— Как отбирали студентов для проекта? Проводили конкурс?

— Было несколько открытых конкурсов, в том числе отбор для исследователей и молодых ученых по всей России.

— Для большинства из них эта экспедиция стала первым подобным «полевым» опытом?

— Если мы говорим о студентах — да, безусловно.

— Тогда скажите: велась ли с ними предварительная психологическая подготовка? Страшно представить, что может произойти с городскими ребятами, внезапно оказавшимися среди арктических льдов.

— Конечно-конечно! Со всеми молодыми участниками мы проводили серию онлайн-встреч, рассказывали им и про бытовые условия, и про наше судно. А в первые дни плавания мы обязательно будем рассказывать ребятам про технику безопасности, про работу с научной аппаратурой, с лебедками, другими устройствами, про уже упомянутых белых медведей…

— Условия жизни на судне их ждут достаточно спартанские?

— Все зависит от отношения к этому вопросу... Все прошлые годы мы ходили в море на судне «Профессор Молчанов» — и оно, конечно, более комфортное по «жилищным условиям», чем нынешнее научно-исследовательское судно «Михаил Сомов». Сейчас удобства у нас будут находиться на палубе, а не отдельно в каютах, проживание — трех-/ четырехместное, но… Зато будет тепло, полноценное четырехразовое питание, отдельные места в лабораториях, общее пространство для проведения лекций и групповых работ. Считаю, что прожить так 20 дней вполне приемлемо. 

— А в чем причина замены судна?

— Мы договорились с нашим соорганизатором — Северным управлением Гидрометслужбы, что в этом году экспедиция состоится в начале июня вместо привычного уже июля. Зачем? Потому что июнь — очень интересный с научной точки зрения период, особенно для тех, кто изучает морских млекопитающих. Но это значит, что, к примеру, на Земле Франца-Иосифа будет достаточно сложная ледовая обстановка. Значит, нам необходимо судно более высокого ледового класса. Остановиться решили на легендарном судне «Михаил Сомов», в советские годы завозившее полярников в Антарктиду, а сейчас осуществляющее снабжение полярных станций по всей Арктике. И еще один момент! На борту «Михаила Сомова» можно разместить вертолет, что очень важно, ведь из-за наличия льда мы не сможем высаживаться на берег на лодках.

05_Человеку пока сложно понять те изменения, которые сегодня происходят с Арктикой
© «Арктический плавучий университет», 2016 год

— Слушаю я вас и вот что понять пытаюсь… Советская литература рисовала подросткам Север как нечто героическое и романтическое одновременно. Вспомним хоть «Двух капитанов» Каверина. Но как вам самому кажется: это действительно место героико-романтическое или не стоит обольщаться?

— Все так! Но я бы добавил, что в советские годы работа на Севере имела и другие резоны: это была возможность заработать хорошие деньги и довольно быстро в условиях более низкой конкуренции продвинуться по карьерной лестнице. А сегодня… Сегодня на Севере, например, дефицит работников на полярных станциях Росгидромета. Поэтому одна из задач «Арктического плавучего университета» — это еще и показать ребятам, будущим метеорологам, красоту этих мест. И дать им понять, их это красота или не их. Ведь, хоть в советские годы, хоть сейчас, есть доля ребят, настроенных на открытие неизвестного, тех, кого манят далекие места — суровые, но очень красивые… В общем, наша экспедиция — прекрасный способ подвести человека к решению: стоит ему связывать свою жизнь с Арктикой или не стоит.

— Какой вас ждет маршрут?

— Экспедиция традиционно, как и во все прошлые годы, стартует из Архангельска. Сначала идет к Новой Земле, проходит мыс Желания (это наша первая точка высадки), а затем совершает переход до Земли Франца-Иосифа, по пути совершая большой блок океанологических исследований. Мы сделаем так называемый океанологический разрез, снимем огромное количество параметров и возьмем огромное количество проб. Но основной объем работ нас ждет именно на Земле Франца-Иосифа, где мы проведем около недели. А затем судно вернется в Архангельск.

— Звучит очень круто... Можете подробнее рассказать о том, каковы научные задачи данной экспедиции? 

— За последние годы нынешняя экспедиция — самая обширная с точки зрения научной работы. Ее программа состоит из двенадцати основных блоков и направлений. Самое знаковое из них — это, безусловно, уже упомянутое исследование загрязнения окружающей среды: в его рамках будут браться пробы и вестись наблюдения за морским мусором по пути следования судна. В том числе — за микропластиком, то есть за фрагментами пластика размером менее 5 миллиметров, которые потенциально вредны для живых организмов. Будет вестись обследование прибрежных территорий на предмет их загрязнения морским мусором. Будет осуществляться забор снега, воды, почвы на предмет их загрязнения разного рода поллютантами, в том числе тяжелыми металлами, органическими загрязнителями.

Второй блок исследований мы связываем с климатом, точнее, с гидрологическим режимом Баренцева моря, где будут измеряться разные параметры воды. Это необходимо для того, чтобы отслеживать, что же происходит с климатом в Арктике. Быстро ли он меняется? Как влияет на биоразнообразие, на экосистемы? Еще один, связанный с климатом блок будет осуществляться на земле сотрудниками МГУ: им предстоит исследовать углеродный обмен в арктических почвах. Пройдут исследования микроорганизмов, объектов культурного наследия на Земле Франца-Иосифа…

— Это что за объекты?

— Разного рода постройки экспедиций и полярных станций.

06_Человеку пока сложно понять те изменения, которые сегодня происходят с Арктикой
© «Арктический плавучий университет», 2019 год

— Простите, но разве они представляют ценность как культурное наследие?

— Конечно! Некоторые из них построены еще в XIX веке. И ученики нашего университета будут изучать состояние древесины и конструкций, например, первой советской полярной станции в бухте Тихая… И конечно, будут проведены исследования по метеорологии, орнитологии, чтобы понять процесс распространения птиц в Баренцевом море. Но и это не все!

— Верю! Ваши планы звучат невероятно впечатляюще.

— Это да… Все наши планы вполне реализуемы, хотя и понятно: мы проведем исследования только лишь на местах высадки и строго по маршруту следования судна, что, конечно, очень мало. Но общую базу знаний об Арктике мы, безусловно, пополним!

И кстати, не стоит забывать о нашей образовательной программе, состоящей из двух основных блоков: лекционного, подготовленного так, чтобы он затрагивал разные дисциплины, и практического, в рамках которого ребята будут учиться методике отбора проб.

— Возможно, вопрос звучит наивно, но каковы, с точки зрения ученого, главные проблемы сегодняшней Арктики?

— Если говорить в целом, то ее основные проблемы связаны с тем, что человеку пока сложно понять и проанализировать те изменения, которые сегодня происходят с Арктикой. Связаны они и с климатом, и с активизацией хозяйственной деятельности, а значит, с большим риском загрязнения среды. И это я говорю только о тех аспектах, которыми занимается наш «Арктический плавучий университет». А ведь есть здесь еще проблема сохранения языков и культурного наследия коренных народов, технологические вызовы… Арктических проблем хватит, увы, на всех.

10-Человеку пока сложно понять те изменения, которые сегодня происходят с Арктикой

Для справки

Экспедиция, спонсором которой выступил банк ВТБ, проводится в рамках Года науки и технологий в России, а также председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021—2023 годах и при поддержке научно-образовательного центра «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». Следить за ходом экспедиции вы сможете на официальных страницах «Арктического плавучего университета» в Facebook, VK и Instagram.



Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Современные технологии»
Материалы по теме

6 апреля 2021

<p>Интервью с Максимом Арзуманяном, одним из идеологов проекта по развитию в России инфраструктуры электрозарядных станций и рынка электротранспорта</p>
«Мы из тех, кто живет будущим, а не настоящим»

Интервью с Максимом Арзуманяном, одним из идеологов проекта по развитию в России инфраструктуры электрозарядных станций и рынка электротранспорта

21 января 2021

<p>Координатор проектов WWF Наталья Дронова — о том, как в окрестностях Сочи поселились шведские леопарды, зачем это нужно и причем тут Дагестан</p>
«Леопард был в трех метрах от меня»

Координатор проектов WWF Наталья Дронова — о том, как в окрестностях Сочи поселились шведские леопарды, зачем это нужно и причем тут Дагестан

9 июля 2019

<p>Технологии VR в повседневной жизни и бизнесе</p>
Виртуальное рядом

Технологии VR в повседневной жизни и бизнесе

Новости раздела Современные технологии