Отказаться от личного авто в Москве и выжить

22 мая 2019

Личный опыт корреспондента VTBRussia.ru

Примерно год назад, в мае 2018-го, у меня сломался автомобиль. Проблема небольшая, но в сервисе сказали, что на складе деталей нет, а заказ из Франции по гарантии придется ждать примерно месяц (по факту вышло даже больше). Хотя это был и официальный сервис, авто на подмену мне не предложили.

Сложно описать мою панику в тот момент, когда я понял, что ближайшие тридцать дней проведу без колес. Когда вся твоя жизнь в многомиллионном мегаполисе крутится вокруг автомобиля, когда тебе каждый день приходится проезжать километров по 50–100, остаться без средства для передвижения — совсем не то, о чем ты мечтаешь. Чувства вообще описывать сложно, но это напоминает ситуацию, когда ты забыл дома телефон и понимаешь, что целый день тебе предстоит провести без незаменимого гаджета, в котором «вся твоя жизнь». Наверняка что-то подобное случалось с каждым. Так вот, остаться без авто — еще хуже.

Сначала ты находишься в растерянности, потом наступает легкая паника, но через какое-то время эмоции идут на спад. Видимо, это и есть пресловутая стадия принятия. Ты приходишь в офис и понимаешь, что без мобильного можно прекрасно обходиться, не теряя связи с окружающим миром: мессенджеры, социальные сети, электронная почта — все это отлично заменяет телефон и к тому же не отвлекает лишними уведомлениями, рекламными звонками и прочими СМС-промо. Похожая ситуация и с автомобилем.

 

Отказаться от личного авто в Москве и выжить

Жизнь без автомобиля

Потихоньку я начал вкатываться в московскую транспортную систему. Все началось с банального — с метро. Как и любой москвич, я периодически пользовался подземкой, но она никогда не была для меня основным средством передвижения по городу. Оказалось — довольно сносно. Тут тебе и бесплатный Интернет, и новые, более комфортные вагоны, и экраны со «жвачкой для мозга» в виде забавных новостей, видео и полезной информацией о погоде и городе.

Дальше был автобус. С тех пор как я последний раз пользовался этим средством передвижения по городу, оно сильно изменилось. Маршрутов стало больше, они стали практичнее, а автобусы научились поддерживать в своем чреве комфортную температуру, ездить плавно и по расписанию, слегка наклоняться, чтобы выйти было удобнее и даже раздавать бесплатный Интернет. Отследить движение автобусов теперь можно через приложение от «Яндекса»: узнать время прибытия с точностью до минуты, спланировать маршрут, подобрать альтернативу.

Последним я освоил каршеринг — новый вид общественного транспорта в Москве. Если вдруг кто-то не знает, то я объясню: каршеринг — это сервис краткосрочной аренды автомобиля. Ты регистрируешься через приложение на смартфоне и получаешь доступ к нескольким тысячам автомобилей, которые разбросаны по всему городу. Находишь ближайший автомобиль на карте в приложении, бронируешь его, подходишь, открываешь с помощью телефона и едешь, куда тебе нужно. На месте ты просто нажимаешь на кнопку в приложении и заканчиваешь поездку. Дальше автомобиль — не твоя проблема. Большой плюс — бесплатная парковка даже на платных парковочных местах, которые в центре города в отдельные дни стоят по 380 рублей в час, если ты паркуешься на своем автомобиле. Сервисов много, и из-за конкуренции они пока держат достаточно низкие цены на аренду, периодически радуя разными бонусами.

Но даже каршеринг — не самое приятное, что я открыл для себя, когда вынужденно отказался от автомобиля. Больше всего приятных моментов доставил мне городской сервис проката велосипедов — «Велобайк». О нем я хочу рассказать отдельно.

 

Отказаться от личного авто в Москве и выжить

На велосипеде по городу

Суть «Велобайка» та же, что и у каршеринга. Ты устанавливаешь приложение, регистрируешься, оплачиваешь доступ к сервису и получаешь в свое распоряжение тысячи велосипедов по всему городу. Доступ к сервису на сутки стоит 150 рублей, на месяц — 600 рублей, а на весь сезон (с апреля по октябрь) — 1200 рублей. Разница лишь в том, что автомобиль в каршеринге ты можешь оставлять в любом месте, а велосипед — только на специальных станциях. Но их по городу разбросано столько, что найти удобную не составит труда.

Самое приятное — бесплатные поездки! После того, как ты взял велосипед в аренду, можно пользоваться им совершенно бесплатно в течение 30 минут. А при расширенном абонементе на сезон, в который включена еще и страховка, бесплатное время — 45 минут. Стоит расширение от 50 до 300 рублей (в зависимости от доступа), а количество бесплатных поездок не ограничено в течение всего срока действия абонемента. По истечении бесплатного времени, если ты не вернул велосипед на станцию, оплата станет почасовой: до часа — 30 рублей, до двух часов — 100 рублей, до шести часов — 1000 рублей. Кое-где есть станции с электровелосипедами: абонемент тот же, бесплатное время то же, но дополнительные часы стоят чуть дороже, и возвращать эти велосипеды можно только на специальные станции, иначе нарвешься на штраф.

Я всегда хотел купить себе велосипед, но возникала проблема с местом для хранения. В квартире его держать не хотелось, лоджия слишком маленькая, гаража нет, а с лестничной клетки у соседа совсем недавно украли его байк. «Велобайк» дал мне возможность передвигаться по городу на двух колесах без необходимости ухаживать за велосипедом и искать ему место хранения на зиму. Нет проблем и с проходом в общественный транспорт — не нужно мучиться и снимать переднее колесо, как это требуют при входе в подземку.

Парковки «Велобайка» есть практически у всех центральных станций метро. Есть они и на отдалении от центра, но добираться, скажем, из Братеево в Замоскворечье на велосипеде не каждому под силу. Зато проехаться на нем по центру или парку — самое то. И приятно, и полезно, в отличие от автомобиля.

 

Отказаться от личного авто в Москве и выжить

Общественный транспорт — выгодно

Постепенно я начал понимать, что передвигаться на общественном транспорте стало не только удобно, а в случае с велосипедами — полезно, но и выгодно. Тут хватит банальной математики.

Годовая карта на все московские виды общественного транспорта (метро/автобус/троллейбус/трамвай) стоит 19 500 рублей. Цифра только на первый взгляд внушительная, но если ее разделить, то получится 1625 рублей в месяц. Если вы пользуетесь метро в среднем хотя бы дважды в день, то цена поездки для вас выходит примерно 27–28 рублей — на десять рублей дешевле, чем по карте «Тройка».

Минута на каршеринге стоит от 5 рублей. Совсем недавно одна из компаний предлагала утренний тариф с 7 до 11 часов по 3 рубля в минуту, но всему хорошему приходит конец. По этой цене можно поехать даже в аэропорт — это выгоднее, чем на такси и даже «Аэроэкспрессе». В цену каршеринга включены парковка, бензин и страховка (КАСКО с франшизой). Можно взять автомобиль на сутки: порядка 2000 рублей — нормальная цена, если вы с компанией хотите поехать за город на выходные, но ни у кого нет собственного автомобиля. Зато ты забываешь про заправку (объективности ради: заправлять машину иногда приходится, но за это платишь не ты, а каршеринговая компания), мойку, ремонт, страховку, транспортный налог, парковку.

«Велобайк» же при определенной ловкости рук будет вообще бесплатным, если не учитывать стоимость абонемента 1200 рублей на сезон (примерно 200 рублей в месяц). Есть секрет: как только будет подходить платное время, можно ставить велосипед на станцию, завершать аренду, а потом брать в аренду этот же велосипед еще на 30–45 бесплатных минут. Опять же нет необходимости думать ни о хранении, ни о транспортировке, ни о ремонте и содержании велосипеда, не говоря уже о том, что его не нужно покупать, как и автомобиль.

Страховка моего авто в год обходилась в 45 000 рублей. Налог — примерно 15 000 рублей. Траты на бензин в месяц составляли не менее 4–5 тысяч рублей. Плюс техобслуживание, ремонт, мойка… Получается, передвигаться общественным транспортом по Москве не только удобно, но еще и выгодно.

 

Отказаться от личного авто в Москве и выжить

Роскошь, а не средство передвижения

Без машины я провел чуть больше месяца. В июне забрал машину из ремонта и поставил во дворе. С тех пор пользоваться автомобилем приходилось только «по большим праздникам», когда надо выехать далеко за город. В остальное время я передвигался на общественном транспорте. Машина в Москве постепенно становится роскошью, а не средством передвижения. И в этом мы идем в ногу почти со всеми европейскими столицами, где отказ от личного авто в городе — повсеместное явление.

С момента, когда я начал пользоваться общественным транспортом, прошел год. Я продолжаю ездить на автобусах, метро; пользуюсь услугами каршеринговых компаний и, конечно, «Велобайка». Автомобиль продан. Денег только от его продажи хватит лет на десять пользования общественным транспортом, не говоря уже об экономии на его обслуживании.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

31 июля 2018

<p>
	Транспорт будущего, который существует уже сейчас или появится в ближайшее время
</p>
 Он сказал: «Поехали!»

Транспорт будущего, который существует уже сейчас или появится в ближайшее время

26 июня 2018

<p>
	 Профессии и сферы деятельности, которые могут стать актуальными после 2025 года
</p>
 Кому в будущем жить хорошо?

Профессии и сферы деятельности, которые могут стать актуальными после 2025 года

18 апреля 2018

<p>
	 Инструкция для новичков
</p>
 По Москве на велосипеде

Инструкция для новичков

Новости