Корреспондент VTBRussia.ru Вера Иванова встретилась в Белграде с руководителем научно-спортивного отдела московского «Динамо» Андрейем Милутиновичем — посмотрела своими глазами на его клинику, а заодно расспросила о работе с российской молодежью, трендах в спортивной медицине и симуляции в футболе.
— Андрея, вы глава научно-спортивного отдела «Динамо». Если не ошибаюсь, в российском футболе таких подразделений больше нет ни у одного клуба. Можете рассказать подробнее, что это такое? Как это работает? И каковы ваши обязанности в этом процессе?
— Да, «Динамо» — первый российский клуб, который организовал научно-спортивный отдел. И я рад быть частью этого проекта! В лучших европейских клубах уже давно и довольно успешно функционируют подобные отделы. И это те клубы, которые создают тренды всей индустрии: «Челси», «Барселона», «Бавария». Наша задача в «Динамо» — помимо работы с игроками —помогать тренерам и медицинским специалистам совершенствовать свою работу. Мы проводим массу тестов, анализов — у нас огромная база данных после каждой тренировки или игры. Благодаря подробным статистическим данным мы можем понять, в каком именно компоненте футболист может улучшить свою игру. Все эти данные мы передаем тренерам и врачам, которые используют их в своей работе. То есть — наш отдел помогает игрокам перейти на новый уровень. Мы не смотрим на день или на матч вперед — мы смотрим на сезон вперед. Может, кто-то в это не верит, но у нас есть факты, которые подтверждают правильность выбранной стратегии…
— В профессиональном спорте есть люди, которые относятся скептически к научному подходу в футболе?
— Конечно. Для многих главное в спорте — результат. Причем — сегодня. Но я считаю, что у каждого клуба должны быть цели не только на текущий сезон, но и на ближайшее будущее. Наш отдел — это долгосрочный проект, который начнет показывать весомые результаты через два-три года. И некоторые, наверное, относятся к этому скептически. Повторюсь, все хотят побед сразу, немедленно. Но подобное невозможно предсказать. Можно привести в клуб лучших тренеров и игроков, но это все равно не будет гарантией результата.
— Какова глобальная цель вашего проекта?
— Глобальная цель — это даже не первая команда «Динамо», а развитие детской школы и академии. Если я пришел в декабре, а молодой игрок стоил какую-то сумму денег — через год он будет стоить в четыре раза дороже. Считаю, что это тоже показатель успеха нашего проекта. То есть мы и финансово можем помочь клубу. Даже если сейчас посмотреть на статистику, то игроки «Динамо» в среднем пробегают самую большую дистанцию среди команд РПЛ, у нас меньше всего травмированных. Это подтверждает то, что мы на правильном пути.
Клиника Андрея Милутиновича, Белград, май 2021 года © Вера Иванова, VTBRussia.ru
— Сколько человек в вашем штабе?
— Только с основной командой в моем отделе работают около 10 человек: несколько врачей, физиотерапевтов, массажистов. Еще около 10 человек работают с академией и молодежными командами. Наша главная цель — развивать игроков для первой команды.
— Приходилось ли вам доказывать именно игрокам, а не людям со стороны, что ваша работа поможет им выйти на новый уровень?
— Я занимаюсь этим уже около двадцати лет! Еще лет десять назад было много игроков, которые не понимали суть моей деятельности. Или не хотели понимать. Все ждали результат немедленно. Спустя какое-то время — после того как я поработал в нескольких национальных командах, с известными игроками и клубами — стало очевидно, что моя работа приносит результат. И этот результат очень легко измерить. Игрок либо готов, либо нет. Он либо здоров, либо нет. Он не может быть «полуздоровым».
— Как вы попали в профессию?
— Благодаря своему профессору в университете! Он, кстати, сейчас работает в моей команде. Когда я еще был студентом, он привлекал меня к своим проектам. Во время одного из них что-то щелкнуло в моей голове, и я понял, чем хочу заниматься в будущем. Но сперва была средняя школа, связанная с изучением электротехники. Потом я понял, что это не мое, — и ушел в высшую медицинскую школу (российский аналог — медицинское училище), поступил на спортивный факультет Белградского государственного университета, закончил бакалавриат, затем магистратуру, стал доктором наук… В какой-то момент пришло понимание, чем хочу заниматься в жизни. Считаю, что у меня есть способности к этому. Но все равно — без упорного труда я бы ничего не добился.
Клиника Андрея Милутиновича, Белград, май 2021 года © Вера Иванова, VTBRussia.ru
— Что насчет спортсменов? Нужно ли быть талантливым или достаточно усердно тренироваться?
— Слово «талант» все понимают по-разному. Лично я его понимаю как очевидную предрасположенность к чему-либо. Откровенно говоря, я давно не слышал слово «талант» в спорте. Успех — это 5% таланта и 95% труда. Особенно в спорте, где карьеры длятся сравнительно недолго. Если ты не уделяешь внимание работе над собой, увеличивается шанс получить такую травму, которая вынудит закончить карьеру раньше времени. Кроме того, многие спортсмены теряют связь с реальностью от больших денег, которые крутятся в профессиональном спорте.
— Как думаете, почему?
— Хотят всего и сразу. Покупают машины, квартиры, тратят деньги на ненужные вещи. Спортсмены зачастую просто не понимают, зачем им образование: они думают, что деньги, которые они заработают во время карьеры, будут у них вечно. Конечно, нам легко говорить. Возможно, будь у нас такие деньги в столь юном возрасте, мы бы тратили их так же безрассудно. Сейчас мне многое стало ясно, но, если бы я начал зарабатывать большие деньги в 18 лет, может быть, говорил бы сейчас иначе.
— Отличается ли в этом плане российская молодежь, которую вы сейчас тренируете, от, например, сербской?
— Я работал с большим количеством молодых игроков — и в России, и в Сербии, и в других странах Европы. Если говорить о моей родине, то у нас вся страна меньше, чем четверть Москвы. Здесь, в Сербии, легче контролировать молодых спортсменов: ты всегда знаешь, где они, чем занимаются, их всегда можно проверить. Даже если вы в разных городах — потребуется всего пара-тройка часов, чтобы добраться до них на машине из Белграда. В России же процесс контроля намного сложнее. Дети уже в 13—14 лет уезжают от родителей, чтобы играть в лучших школах и академиях, и они не могут каждые выходные ездить домой (а родители — часто навещать их в Москве). По-моему, этот факт играет серьезную роль в становлении личности спортсмена. Конечно, на месте родителей не отпускать ребенка в клуб высокого уровня тоже глупо. Тут не существует однозначно правильного выбора, просто такова жизнь. Плюс в Сербии раньше появились подобные научно-спортивные отделы — клубы доверяют нам, понимают, что мы помогаем достигать долгосрочных целей. Посмотрите, сколько сейчас молодых сербов играют в Европе. Душан Влахович — пятый в списке бомбардиров итальянской Серии А. Тот же Филип Стеванович, которого недавно купил «Манчестер Сити». И этот список можно продолжать.
— Какие качества вы больше всего цените в игроках, с которыми работаете?
— Скорее всего, профессионализм. Я очень серьезно отношусь к своей работе. Обращаю внимание на все мелкие детали, требую от игроков, чтобы они были профессионалами. В отдыхе, в тренировках, абсолютно во всем. Вот смотрите: скоро у меня начнется тренировка, старт — в 17:00. Но все пришли в зал минимум на полчаса раньше. Сейчас здесь одновременно занимаются игроки пяти национальных сборных: футболисты из Украины, Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины. Я никогда не делаю скидок и не иду на компромиссы. Надо уважать свое и чужое время и труд. Профессионализм помогает не только в спорте. Если человек всю жизнь трудился, чтобы заработать деньги (неважно, спортсмен он или нет), он не будет бездумно ими разбрасываться.
— Вы работаете только с футболистами или с другими спортсменами тоже?
— Только с футболистами. Считаю, что не смогу достичь такого же результата, например, с баскетболистами или теннисистами. Думаю, что человек может быть специалистом только в одной сфере.
— Когда перед вам ставят цели, какие даются легче: долгосрочные или краткосрочные?
— Все цели достигаются легче, когда человек знает, что он делает. Если клуб хочет, чтобы мой штаб дал определенный результат в течение одного сезона, мы можем это сделать. Проблема в том, что такой результат и пропадет быстро. Если мне дадут три сезона, клуб на основе этих результатов сможет прогрессировать еще минимум пять лет. В настоящий момент, если мне поступит предложение на один сезон, я откажусь. Мне это неинтересно, я все это уже проходил. В подобных проектах не будет достаточной мотивации для меня.
— А что вас мотивирует?
— Меня мотивируют такие проекты, где я могу следить за результатом на дистанции. Когда у нас с клубом общая стратегия, один взгляд на развитие. Мне интересно не только следить за успехами клуба, но и за индивидуальным развитием молодых игроков, с которыми я работаю. И мы с «Динамо» уже добиваемся результатов. Посмотрите, например, на Арсена Захаряна. Ему всего 17 лет, а он уже стал важной частью основной команды. Понятно, что он всего этого добился только благодаря труду. Я же со своим штабом просто пытаюсь ему помочь, направить на правильный путь.
— У кого сейчас в «Динамо», на ваш взгляд, самый профессиональный подход к тренировкам?-
— Считаю неэтичным выделять кого-то одного. Футбол — командная игра, не могу называть конкретных имен, это непедагогично. Мы выигрываем как команда. И проигрываем — тоже.
Андрея Милутинович и Сандро Шварц © fcdynamo.ru
— Чувствуете ли вы свою ответственность, когда «Динамо» проигрывает?
— Да, конечно. И принимаю все поражения команды близко к сердцу. Казалось бы, я не выхожу на поле, но для меня все наши игроки — как дети. Я работаю не ради денег, их я уже заработал. Если бы меня интересовали только деньги, я бы не смог добиться того, что у меня есть.
— Сейчас вы дома — в Сербии. Как поддерживаете контакт с игроками и штабом?
— Онлайн, через Zoom. Буквально два часа назад мы проверяли анализы крови, смотрели данные — обсуждали, какой план тренировок составить игрокам, какую диету рекомендовать на ближайшее время. Повторюсь, все специалисты, которые сейчас работают в клубе, — отличные профессионалы. Иногда меня неправильно понимают, когда я говорю, что они могут лучше. Это не значит, что сейчас они не дорабатывают. Это всего лишь значит, что они могут выйти на новый уровень. Не только игроки, но и весь штаб, все тренеры.
— Футболисты на поле часто падают даже после малейшего контакта. Им на самом деле настолько больно или они чаще симулируют?
— Бывают случаи, когда и симулируют. Но на самом деле крайне редко. Во время игры — особенно после 60-й минуты — даже минимальный контакт становится максимально ощутимым, в некоторых случаях он может привести к серьезным последствиям. Это тяжело понять, если вы не играли. К тому же зрители зачастую даже не знают, с какими травмами сталкиваются спортсмены на поле. Часто доктора и тренеры идут на определенный риск в преддверии важных матчей, выпуская на поле игроков с травмами. Если вы посмотрите на ноги футболистов после игры, то все вопросы отпадут сами собой — они все в крови, голеностопы покрыты синяками.
— Когда вы составляете диету игрокам, что вы им всегда запрещаете?
— Знаю, что некоторые диетологи запрещают кофеин — я же к нему отношусь спокойно. Я вообще не радикал в вопросах диеты. Если буду говорить игроку, что ему есть и в каком количестве, он через год просто сойдет с ума. Мы проводим анализы и даем рекомендации — чего надо есть меньше, чего больше, а потом, спустя определенное время, смотрим на результаты. Идея не в том, что игрок должен постоянно смотреть в телефон, чтобы вспомнить, что ему можно есть, а в том, чтобы он сам понимал, чего ему не хватает, и четко чувствовал сигналы своего организма. Радикальность в вопросах диеты — плохая идея.
— Что для вас будет главным успехом в этом проекте «Динамо»?
— Полноценный запуск лаборатории Dynamo Lab. Чтобы через нее мы могли помогать развивать все остальные структуры клуба: молодых игроков, тренерский штаб, докторов. И чтобы остальные российские клубы последовали нашему примеру. Это было бы главным успехом.
Для справки
ВТБ активно способствует развитию футбола в России в рамках глобальной программы «Спортивная страна». C 2008 года банк выступает генеральным спонсором ФК «Динамо» Москва. Частью этого сотрудничества является участие ВТБ в проекте коренной перестройки домашней арены легендарного футбольного клуба. С 2019 года домашние матчи бело-голубых проходят на «ВТБ Арене» — Центральном стадионе «Динамо» имени Льва Яшина, одном из самых современных стадионов мира.