Марин Чилич: шутки в сторону
26 октября 2015
Чемпион US Open и двукратный победитель турнира «Банк Москвы Кубок Кремля» - о теннисе всерьез

Чемпион US Open и один из самых известных теннисистов в мире хорват Марин Чилич слывет большим шутником. Но в откровенном разговоре с VTBRussia за кулисами турнира «Банк Москвы Кубок Кремля», титульным партнером которого выступает Банк Москвы, дочерняя компания банка ВТБ, Марин внезапно предстал совершенно в другом образе. Неожиданно мы поговорили о теннисе и о жизни очень серьезным тоном, буквально с первым произнесенным словом он раскрылся как человек, взвешивающий, обдумывающий каждый свой шаг, совершенно не способный на взбалмошные, импульсивные поступки.
— Марин, вы начинали как блистательный юниор, вы возглавляли мировой рейтинг. Наверное, уже тогда вас окружали восхищенные возгласы: «Звезда, звезда». Медные трубы — самая большая опасность для юных гениев или существует что-то еще?
— Да, это непростое испытание. Выиграв множество турниров, в том числе и турнир Большого шлема, поднявшись до номера один, ты впадаешь в такую эйфорию, что тебе кажется, что теперь все к тебе будет приходить легко. Но это же очень обманчивое впечатление. На нем многие споткнулись и, к сожалению, сломались! Мне повезло в том, что у меня был очень опытный тренер, Боб Бретт (кстати, Боб Бретт был тренером великого Горана Иванишевича, а Иванишевич, в свою очередь, стал впоследствии тренером Чилича — вот такой удивительный зигзаг судьбы! — Прим. авт.), знавший, как справиться с такими мыслями у молодого игрока, умевший меня правильно настроить, не дававший сбавить темп, предлагавший мне очень тяжелые тренировки — они были организованы так, что я тренировался с удовольствием несмотря на то, что порой почти падал от усталости. Спасибо Богу за Боба Бретта — он был моим ангелом-хранителем, он так талантливо и мудро учил меня побеждать!
Кроме того, Боб Бретт никогда не «связывал мне рук» какими-то границами и догмами, он поощрял и создавал огромное пространство для импровизации. Наконец, мой характер. У меня есть такая черта: хроническое недовольство собой. Поэтому, даже слыша, что я якобы будущая суперзвезда, я в глубине души не верил этому. И был сосредоточен только на том, что я должен работать еще больше, очень много работать, работать не покладая рук. Доказывать, доказывать и доказывать. И себе, и другим. Тренеру и зрителям. Соперникам. Всему миру! Постоянно.
Кстати, я посоветовал бы всем молодым игрокам настраивать себя подобным образом, впрочем, по натуре я неназидателен. Будем считать мое пожелание им просто пожеланием, добрым и ненавязчивым. Пусть в то мгновение, когда им кажется, что их игра — уже не игра, а фантастика, они оглянутся по сторонам, посмотрят, как играют Джокович, Надаль, пусть объективно сравнят себя с Федерером... А вот это по-настоящему великие игроки, которые прогрессировали и росли с каждым годом... И вот тут-то наступит очень полезное прозрение.
— «Доказывать и доказывать...» А сейчас у вас еще сохранилась потребность в этом?
— Я считаю, что и в жизни, и в спорте нужно даже специально искать, находить, формулировать для себя: в чем именно ты хочешь стать сильнее, определять тот объем работы, который нужно будет для этого проделать, намечать сроки... И — за дело! В частности, теннис требует регулярного самосовершенствования в различных компонентах игры, и этих аспектов так много, что поводов подниматься все выше и выше хватит с лихвой на много-много лет. Поэтому чувство полного довольства собой так и не придет. И не нужно! Его можно впустить в себя ненадолго, но совсем ненадолго... В нем нельзя застревать. Время бежит очень быстро, появляются новые имена, а каждое поколение, как правило, играет сильнее и ярче предыдущего.
— Как вы считаете, что требуется прежде всего, чтобы оставаться на гребне волны в современном теннисе? Вы упоминали неудовлетворенность, но, может быть, что-то еще?
— Профессионализм. Подразумевающий способность правильно расставить приоритеты, проанализировать, как достичь успеха, и при этом построить команду, подобрать людей, которые смогут заботиться о тебе наилучшим образом. Все игроки, которым покорились большие победы, просто экстремально профессиональны в любой мелочи, касающейся фитнеса ли, восстановления и отдыха, образа жизни за пределами корта, питания, режима, не говоря уже о тренировках и подготовке к турнирам. В этом им помогает их команда, поэтому команда — это крайне важно. Словом, профессионализм и отношение к теннису как к самому главному делу своей жизни.

— Марин, что бы вы назвали своим самым сильным мотиватором? Вам нравится добиваться успеха, находиться в фокусе внимания, может быть, вы любите деньги или, что тоже не исключено, для вас теннис — искусство, и вам просто хочется создать в нем что-то свое, непохожее на других?
— Теннис дает мне просто волшебное чувство наполненности, придает смысл всему, что я делаю... А успех для меня всегда на первом месте. Я просто люблю его! И не стесняюсь в этом признаваться! Я не боюсь работы, у меня хватает выдержки дождаться большого успеха, потому что карьера любого из нас — взлеты и падения, их нужно воспринимать нормально. Не опускать рук, пока у тебя тянется черная полоса, и не слишком «зависать» в блаженстве, когда начинается белая...
— Работа с Гораном Иванишевичем вам многое дала. В чем он волшебник?
— Я до сотрудничества с Гораном уже многое знал о теннисе, многому успел научиться у Боба Бретта. Я был уже игроком первой десятки, когда начал работать с Гораном. А Горан мне очень помог в плане некоторых нюансов, например, в том, что касалось подачи, особенностей мышления на корте. Ему не пришлось объяснять мне, как бить по мячу, он преподавал мне другое. Он сталкивался с ситуациями, напоминавшими мои, сотни, тысячи раз, он был блистательным игроком, он умел принимать по ходу игры нетривиальные решения и охотно делился ими со мной.
— Горан был невероятно эмоционален на корте, это был человек — ядерный взрыв. А тренер — это спокойствие и терпение. Он терпелив с вами?
— Да! Горан очень-очень терпелив, в том числе и во время турниров, когда нервы натянуты, чувства обострены. Он общается и дает советы в крайне мягкой и деликатной манере, и при этом очень четко и недвусмысленно. Горан никогда не скажет: «Может быть, стоит поступить так, а может быть — по-другому». Он всегда ясно формулирует, как именно нужно делать. И это то, что мне нравится. У нас с ним разные характеры... Я на самом деле тоже очень эмоционален в игре, я, может быть, это не показываю, а прячу, но это так. А моя команда, в которой Горан Иванишевич так органичен, не только хорошо знает свои обязанности, у нас очень теплая, жизнерадостная атмосфера, мы много смеемся, улыбаемся.
— И он ни разу не сорвался на крик?
— Ни разу! Да, Горан был горячим на корте, но теперь у него другая работа. Кроме того, никогда не стоит судить о человеке, просто наблюдая за ним на корте. В жизни мы чаще бываем совершенно другими. И в действительности Горан всегда был легким, светлым в общении, открытым, дружелюбным.
— Что вам лично нравится и что не нравится в теннисе?
— Мне нравится соревноваться, нравится, что кто-то постоянно бьет рекорды, ломает барьеры... А что не нравится? Не нравится наблюдать, как некоторые молодые игроки бездумно растрачивают свой талант. Еще мне нравится, что, отыграв на высоком уровне уже десять лет, я по-прежнему чувствую себя бодрым, свежим — и никакой усталости!

— Как вам это удается?
— Моя команда! Да, я вновь возвращаюсь к этой теме. Каждый из них настолько хорошо делает свое дело, мне помогают расслабиться, когда я напряжен, отдохнуть, быстро восстановить силы и энергию. В последние несколько лет я провожу достаточно много времени за пределами теннисного клуба. Я гуляю, разглядываю города, в которых бываю, набираюсь впечатлений. Я нарочно стараюсь сделать так, чтобы мои мысли были заняты не одним только теннисом, чтобы они были разными...
— Марин, вы уже не впервые играете на «Кубке Кремля», чем он для вас привлекателен?
— Я вообще с удовольствием играю в Европе. А зимний сезон, когда мы играем «под крышей», достаточно короткий, и хороших турниров в Европе в это время проводится не так уж и много. Поэтому в конце октября я с удовольствием еду в Москву. К тому же я здесь всегда играю удачно, поэтому с Россией у меня связаны исключительно хорошие воспоминания. И публика здесь очень по-доброму меня принимает, я чувствую себя отлично и обязательно приеду на «Кубок Кремля» и в следующем году, и через два года! Так что мы не прощаемся...
Медиагалерея (4 фото)
20 октября 2015

Разговор с известной спортсменкой о теннисе, жизни после большого спорта и о брате Марате
15 октября 2015

Самые экстравагантные теннисисты, или почему стоит пойти на Кубок Кремля
-
5 декабря 2019 года
«Папа и брат играли в защите, а я пошел в атаку» ХоккейЭксклюзивное интервью с русским чехом «Динамо» Дмитрием Яшкиным
-
3 декабря 2019 года
«Круто иметь болельщиков с позитивным мышлением» ФутболКлинтон Н’Жи — о жизни в Москве, родном Камеруне и Кирилле Новикове
-
25 ноября 2019 года
«Второй олимпийский цикл — это уже очень много для любого спортсмена» Спортивная гимнастикаАнгелина Мельникова — о любимых писателях, собственной линии купальников и своей жизни перед Олимпиадой в Токио
-
21 ноября 2019 года
«Тренер мне доверяет, поэтому больше получается» ФутболКонстантин Рауш — о работе в фан-шопе, рыбалке и любимых фильмах