«Мы с сыном решили, что ему не нужен профессиональный футбол»
3 сентября 2015
Алексей Смертин — о психологии фандвижения, звездной болезни и о том, почему его сын не стал футболистом

Алексей Смертин завершил карьеру футболиста в 2008 году. После этого он был одним из послов заявочного комитета «Россия-2018», два года играл в пляжный футбол, стал членом партии «Единая Россия», учился и параллельно занимал должность вице-президента футбольного «Локомотива». С 2013 года Смертин работает в московском «Динамо», спонсором которого является банк ВТБ, на данный момент — в должности заместителя исполнительного директора клуба. Алексей Смертин — председатель Федерации футбола Алтайского края. В июле 2015 года Смертин вошел в Футбольный комитет УЕФА, который играет ключевую роль в европейском футбольном союзе и оказывает большое влияние на развитие футбола в Европе. Представляют данный комитет нового созыва как бывшие футболисты, так и футбольные функционеры. Председатель комитета – Давор Шукер (Хорватия), а под его руководством будут трудиться такие известные звезды прошлых лет, как Деян Савичевич (Черногория), Збигнев Бонек (Польша), Луиш Фигу (Португалия), Деметрио Альбертини (Италия), Фернандо Йерро (Испания) и другие. Теперь в этом комитете есть и наш российский представитель.
Но, несмотря на свои должности и статус одного из лучших футболистов в истории России, бывший капитан национальной команды старается сейчас как можно реже общаться с прессой. Объясняет: не видит в этом особого смысла.
– Раньше я выступал, мои интервью были актуальны. Свою роль тогда играло и тщеславие. Сейчас я понимаю, что не хочу создавать информационный фон. Во-первых, я понимаю, что он мне не нужен, во-вторых – что он может быть искажен. В любом случае кому-то я точно не понравлюсь.
– А вам хочется нравиться?
– Нет. Уже нет. У меня есть люди, которых я люблю, и мне этого достаточно. Особенно сейчас в последние годы после футбола я понимаю, насколько мне сложнее находиться в обществе — по сравнению с командой. Такой круговорот людей, интриг, междоусобиц, выяснений отношений! Когда я закончил спортивную карьеру, столкнулся с этим... как новичок. В спорте ведь действуют принципы: быстрее, выше, сильнее. Если ты соответствуешь, то играешь. Нет — значит не играешь. Там и рабочий коллектив состоял в основном из мужчин примерно одного возраста, грубо говоря, одного уровня зарплат. И задача была у всех одна — победить. А за пределами футбольного поля надо быть готовым к тому, что у каждого свои цели. Что тебя окружают очень разные люди. Все это и дает мне повод уходить в себя.
«Звездной болезнью болел»
– Вы сказали про тщеславие. А звездной болезнью когда-нибудь болели?
– Да, я даже помню этот момент — тогда я играл в «Локомотиве», еще до отъезда за рубеж. Я стал лучшим футболистом России 1999 года — и заболел. Но это достаточно быстро прошло. В жизни ты сталкиваешься с определенными знаками, которые тебе указывают на то, что верно, а что нет. И в соответствии с ними перестраиваешь свое поведение. Ведь очень много людей совершают ошибки, не осознавая, что они делают неверно. Правда, это еще ничего. Гораздо хуже, когда ты осознаешь, что это неверно, — и продолжаешь так делать.
– Что сейчас для вас является самым главным в жизни?
– Сохранять душевное равновесие, что, я понимаю, полностью зависит от меня самого — это тяжелая, долгая и кропотливая работа над собой. Здесь пенять на внешние факторы просто глупо.
– И что вам дает возможность сохранять равновесие?
– Беспристрастие — важно не путать с равнодушием. Когда у тебя есть путь и ты его чувствуешь, сохранять беспристрастие становится намного проще. Ты осознаешь, что все, что происходит с тобой, происходит неслучайно. И задача номер один на твоем пути — совершенствоваться.
«Мне всегда была интересна психология»
– Сколько лет сейчас вашему сыну?
– Шестнадцать, он в десятом классе.
– В футбол играет?
– Да, и любит, и играет, но не на профессиональном уровне. Мы так решили. Кажется, в семье достаточно одного футболиста. Я просто считаю, что если заниматься спортом профессионально, надо стремиться стать спортсменом высокого класса. Но до такого уровня доходят единицы. А если ты занимаешься футболом постоянно, то лишаешься почти всего остального, во всяком случае, времени на полноценную учебу не остается. Чтобы не получилось так, что сын и футболистом не стал и без хорошего образования остался, мы решили сосредоточиться на учебе.
– Куда хочет поступать?
– В таком возрасте достаточно сложно понять, чем ты хочешь заниматься в жизни, но мне кажется, Влад на правильном пути. Он хочет связать жизнь со спортом. Быть в спорте – это ведь значит не только быть на поле, можно стать менеджером, управленцем, тренером, селекционером. Думаю, в нашем случае это будет, скорее всего, спортивный менеджмент. Базовое образование получим в России, потом, возможно, подумаем об учебе за границей. Хотя, конечно, решать ему, я могу только советовать.
– Вы ведь сами не так давно закончили учиться?
– Я защитил кандидатскую по психологии. Когда писал дипломную работу в Сибирской академии госслужбы (это барнаульский филиал РАКС при Президенте Российской Федерации), где учился до этого, моим научным руководителем оказался доктор психологических наук. Мне и самому психология была всегда интересна. В итоге вместе мы решили, что надо защищать диссертацию. Выбрали тему: «Социальная ответственность футбольных болельщиков». В то время меня как раз пригласили в качестве посла в оргкомитет по привлечению футбольного чемпионата мира – 2018 в Россию. Тема показалась очень актуальной.
– Какие выводы вы сделали по итогам вашей работы?
– Я выявил достаточно серьезное влияние лидеров фандвижений на остальных представителей среды футбольных болельщиков. Все стычки, столкновения, которые происходят на поле, они ведь переносятся на трибуны. И выплески эмоций на стадионах бывают как положительные — поддержка любимой команды, так и отрицательные — ненависть фанатов разных команд друг к другу, причем историческая. Это ведь тоже, как и инфраструктура, как и качество футбола, влияет на посещаемость. А поведение фанатов действительно во многом зависит от лидеров движения. Хотя понятно, что спорт не может существовать в отрыве от социума и культуры.
– А кто они — лидеры фанатских группировок?
– Они очень разные, мне не удалось составить какого-то типичного портрета. Я бы сказал, что они слишком разные, как мы с вами.
– Но чаще всего это люди с высшим образованием?
– Когда как, все зависит от группы, которую они возглавляют. Например, у «Динамо» есть группы, в которых много интеллигентных людей, с высшим образованием, они искренне любят и болеют за «бело-голубых», большинство — с детских лет ходят на стадион. Но главное для лидеров на самом деле не образование, главное – это осознание своей социальной ответственности перед командой. И конечно, преданность ей.
Медиагалерея (4 фото, 1 виртуальный тур)
2 июля 2015

Парень из Иркутска о своем пути в большом футболе
2 июля 2015

Можно ли снять художественный фильм о спорте, не искажая факты?
-
29 марта 2021 года
«Люди почему-то недооценивают РПЛ» ФутболНикола Моро — о раннем взрослении, сравнениях с Лукой Модричем, жизни в Москве и уровне российского футбола
-
12 марта 2021 года
«Меня не пускали на тренировки, если я получал плохие оценки» ФутболРоман Евгеньев — о детстве, игре в нападении и своем стремительном прорыве в основу «Динамо»
-
9 марта 2021 года
«Хоккей — игра эмоций. Здесь все на адреналине, столкновения неизбежны» ХоккейЭксклюзивное интервью с форвардом «Динамо» Даниилом Тарасовым
-
5 марта 2021 года
Футбол России: правда или вымысел?Думаете, хорошо разбираетесь в отечественном футболе? Проверим?