По Москве на велосипеде
18 апреля 2018
Инструкция для новичков
Велосезон в столице традиционно начинается в апреле-мае (как уж погода позволит). В этом году официальный старт назначен на конец апреля. Конечно, это вовсе не значит, что если вы сядете на велосипед раньше, то будете остановлены строгими сотрудниками ГИБДД. Разумеется, нет. Просто в назначенный день в Москве после перерыва на холода снова начнет работать городской велопрокат «Велобайк». И если вы до сих пор не стали обладателем собственного двухколесного друга, а перспектива покататься по летней Москве на велосипеде кажется очень соблазнительной, это отличный шанс попробовать себя в новой роли.
Если быть собранным, аккуратным и соблюдать необходимые правила (для этого, кстати, почитайте ПДД) — не опаснее, чем любое другое передвижение по городу. По статистике, шанс попасть в аварию на автомобиле в столице гораздо выше, чем на велосипеде. Правда, это в первую очередь связано с тем, что машин в Москве в разы больше, чем байков. До Амстердама, в котором на велосипедах ездит практически все взрослое население города, нам еще как до Луны.
Согласно правилам дорожного движения ехать на велосипеде нужно по специальной велополосе или велодорожке. Хорошая новость: в Москве с каждым годом их становится все больше и больше, особенно это касается парков. Там же, где их нет, нужно ехать по дороге: обязательно в крайнем правом ряду, само собой, по направлению движения. Важная сноска: ездить по проезжей части могут только велосипедисты, достигшие 14 лет. Если паспорт у вас уже в кармане — вперед, но будьте внимательны. Особенно по отношению к припаркованным автомобилям: не слишком жмитесь к ним, иначе можете столкнуться с внезапно открывшейся дверью. Но и вглубь проезжей части тоже не стремитесь. Кстати, вы (в отличие от автомобилистов) имеете право ехать по полосе общественного транспорта. Но тоже аккуратно. По магистралям без светофоров (вроде МКАД или Третьего транспортного кольца) ездить на велосипеде нельзя.
Вообще-то по этому поводу есть четкие правила. Велосипедист может ехать по тротуару, только если не имеет возможности проехать по дороге (из-за пробок, грязи, плохого состояния обочины, едущих большегрузов и т. п.). В этом случае вы двигаетесь по законному месту пешеходов. Медленно, осторожно и не пугая людей. Помните: вы на тротуаре гость, а не хозяин. Использовать здесь звонок — хамство. Если не можете объехать прохожих, притормозите, вежливо попросите вас пропустить, а после поблагодарите. Будьте особенно внимательны, если видите детей и животных, — предугадать их действия почти невозможно. Питомцев к тому же часто выгуливают на тонких, почти незаметных издалека поводках. Эти невидимые веревочки могут стать причиной вашего падения.
Вы — полноценный, но более уязвимый участник дорожного движения. Чтобы избежать конфликтных и аварийных ситуаций, ведите себя правильно — внимательно и предсказуемо. Очень важно, чтобы водители вас хорошо видели (для этого, к слову, полезно одеваться поярче, а на велосипеде хорошо бы иметь не только обязательные фары, но и светоотражатели). Не выскакивайте под колеса, двигайтесь ровно и уверенно, на перекрестках вставайте немного впереди машин — помните про слепые зоны автомобилей, особенно массивных. Двигайтесь в потоке, сохраняя достаточно высокую скорость (не менее 20 км/ч). Если вы едете медленно и неуверенно, вы вынуждаете водителей маневрировать, объезжая вас. Ну и нервничать, само собой. Но даже если вы соблюдаете абсолютно все правила, вы должны быть предельно внимательны и думать за остальных. К примеру, вас пропускают на дороге. На всякий случай встретьтесь с водителем взглядом и убедитесь, что он вас видит. Ведь даже дорогу по пешеходному переходу на зеленый свет можно переходить, только если вы видите, что на вас не несется машина.
О повороте велосипедист предупреждает рукой, которой он четко указывает сторону предполагаемого поворота. Если за вами едет автомобиль или другой велосипедист, а вы собираетесь остановиться — поднимите любую руку вверх. Делать это нужно обязательно и заранее, а не в момент, когда вы уже поворачиваете или тормозите. Ну и помните, что вы такой же участник движения, как и остальные, и обгонять справа вы права не имеете.
Если вы едете по дороге вместе с автомобилями, вы должны так же, как все, остановиться и пропустить пешеходов. Если вы хотите пересечь дорогу вместе с пешеходами — вам обязательно нужно покинуть седло и перейти дорогу пешком. Это правило.
Да, конечно. За нарушение правил дорожного движения. Есть ряд вещей, которые велосипедисту строго запрещены:
- нельзя ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой или убрав ноги с педалей;
- нельзя перевозить на велосипеде крупногабаритный груз;
- нельзя перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией вашего велосипеда (для детей до семи лет необходимо специальное сиденье);
- нельзя ездить по проезжей части до достижения 14 лет;
- нельзя ездить по тротуару, если есть возможность ехать по специальной полосе, обочине и краю дороги (исключение — вы сопровождаете несовершеннолетнего велосипедиста или перевозите ребенка);
- нельзя говорить во время езды по мобильному телефону;
- нельзя ездить на велосипеде в нетрезвом виде.
Сотрудник ГИБДД также имеет право остановить вас за любое создание помех для безопасного движения других водителей. При столкновении велосипедиста с пешеходом на тротуаре или на дороге ситуация будет расцениваться как ДТП.
Это не запрещено, но опасно. Слух — очень важный канал получения информации, особенно на дороге. Увлекшись любимой композицией, вы можете потерять контроль над ситуацией. Есть и еще один подводный камень — слишком энергичная музыка может спровоцировать вас, и вы переоцените свои возможности. Если вы на дороге новичок — никаких наушников. Даже опытным водителям рекомендуется оставлять хотя бы одно ухо свободным.
Российские правила дорожного движения не обязывают велосипедистов носить шлем во время езды. Тут уж решайте сами, как быть. Но совершенно очевидно, что шлем — это ваша безопасность, а ею пренебрегать не стоит. Как обычно говорят в таких случаях, одного раза бывает достаточно, чтобы понять, зачем нужен шлем.
Если вы будете кататься на арендованном в прокате велосипеде, такая необходимость у вас вряд ли появится — в городе почти 400 станций, где можно оставить или взять велосипед. Личное транспортное средство вы можете перевозить в автобусе, троллейбусе, трамвае и электричке без проблем (при условии, конечно, что салон свободен и вы можете там не только поместиться, но и никому не помешаете). Что касается метро: в нем разрешено свободно перевозить детские и складные велосипеды, а вот с обычных придется снимать переднее колесо. А после этого, по правилам, еще и упаковать его в чехол. Не очень удобно.
Если будете ездить на велосипеде регулярно — обязательно! Велопрогулки — крайне полезное занятие. Приведут вас в тонус, сделают выносливее, подкачают мышцы, снимут стресс, улучшат настроение. А еще помогут насладиться прекрасным московским летом. Лишь бы погода не подвела.
13 апреля 2018

Рассказ о трех великих художниках, выставки которых в этом году пройдут в Москве и Санкт-Петербурге
20 февраля 2018

Девять ярких примеров влияния научного прогресса на большой спорт
12 января 2018

Запрет на изображение живых людей, пластиковые деньги, купюры с самым большим номиналом и не только
-
24 февраля 2021 года
«Хоккей не прощает нечестного отношения к нему» ХоккейАлександр Еременко — о сложнейшем периоде в карьере, помощи первого тренера и воспитании детей
-
18 февраля 2021 года
«Баскетбол и небо — две мои главные страсти» БаскетболЗоран Лукич — о баскетбольных традициях, жизни в России и тренерском ремесле
-
4 февраля 2021 года
«Сила не в успехе одного экипажа. Сила — в команде» АвтоспортЭксклюзивное интервью с триумфаторами «Дакара-2021»
-
3 февраля 2021 года
«Я шлем и перчатки на гвоздь не повесил. Надеюсь, повешу не скоро» АвтоспортЭксклюзивное интервью с заместителем руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Эдуардом Николаевым