Начальник конструкторского отдела «КАМАЗ-мастер» Евгений Яковлев присоединился к команде в 2007 году. Среди его многочисленных титулов — три первых места на «Дакаре» в составе экипажа Эдуарда Николаева, победа в ралли «Африка Эко Рейс — 2013», звание заслуженного мастера спорта международного класса. В ралли «Шелковый путь» он участвовал шесть раз и теперь занимается подготовкой команды к «Шелковому пути — 2021», который пройдет по территории России и Монголии. Начальник конструкторского отдела — один из тех специалистов, которые могут оценить настоящее и будущее ралли-рейдов со всех сторон.
© kamazmaster.ru
— Евгений, есть ли необходимость вносить коррективы в конструкцию «боевых» автомобилей перед каждым рейдом?
— Несомненно... Скажу точнее: не только перед, но и после каждой гонки. Любое соревнование выявляет как слабые места в конструкции, так и дает толчок к дальнейшему усовершенствованию техники. После завершения гонки или специальных тестов мы проводим анализ каждой системы и узла, определяя их дальнейшую судьбу: быть им на автомобиле в таком виде или стоит что-то изменить для улучшения показателей. Основная цель, к которой мы стремимся, — это повышение средней скорости наших машин. Границ мы еще не достигли (улыбается).
— На старт выйдут те же машины, что и в «Дакаре», или в их конструкции внесены изменения в связи с другими условиями гонки?
— Машины на старте представляют собой разные поколения развития нашей техники: есть и прошедшие «Дакар-2021» с двигателем Cummins, есть предыдущее поколение с двигателем Liebherr, и, конечно, на особом месте газодизельный КАМАЗ. Во все грузовики внесены технические изменения по сравнению с прошлыми гонками. В основном эти изменения направлены на повышение надежности. Основной упор в этом сезоне инженеры команды делали на новую модель спортивного КАМАЗа, поэтому изменений не так много. Что касается условий предстоящей гонки, то коррективы вносятся в настройки подвески, но это рабочий процесс, который всегда адаптируется по обстановке.
© kamazmaster.ru
— КАМАЗ неоднократно доказывал свою живучесть в самых сложных условиях. Какие наиболее сложные участки именно для техники ожидаются в предстоящем рейде?
— Основная часть ралли пройдет по территории Монголии, где по опыту прошлых лет мы ожидаем высокие скорости и температуры. Могут быть сложности с перегревом шин. Трудно сказать насчет сложности дюн, но порой даже короткие участки песков могут приносить неожиданные трудности. Увидим на месте.
— Любители «Формулы» отсчитывают секунды во время замены колес болидов. Сколько во время ралли-рейда живет резина КАМАЗов и от чего этот срок зависит?
— Срок жизни шин зависит от самой трассы, скорости и стиля пилотирования по ней. Довольно часто бывает, что шин хватает всего на один спецучасток. И это может быть по разным причинам: износ протектора, наличие повреждений, перегрев. Решение о замене колес принимает пилот спортивного грузовика. Порой эта замена бывает неочевидной со стороны, но опыт наших пилотов позволяет спрогнозировать возможный ближайший выход из строя шины, к примеру, если на пройденном предыдущем спецучастке было зафиксировано длительное движение с высокой температурой колес.
— Многие помнят фееричный финиш КАМАЗа Андрея Каргинова на «Дакаре-2013» без покрышки переднего колеса. Были еще моменты, когда автомобили и их возможности удивляли не только болельщиков, но также конструкторов и техников, доказывая, что «невозможное — возможно»?
— Такие случаи периодически бывают. Обычно за этим стоит подготовленность экипажей и инженерная дальновидность. Ни иногда это бывает делом везения. К примеру, случай, произошедший с экипажем Дмитрия Сотникова на Волгоградской гонке в 2016 году, когда из-за высокой травы при пересечении насыпей машина сделала так называемую «свечку», слетев с уступа вниз, прямо на ветровое стекло. Чудом она не опрокинулась на крышу и застыла в таком крайне необычном для грузовика положении.
© kamazmaster.ru
— Ралли-рейд — автотехнический спорт. Какой процент успеха, на ваш взгляд, зависит именно от техники?
— Для меня техника — это производная человека и его идей. Не слишком хорошо поработал над конструкцией — значит, и машина будет соответствующая. По процентам я не могу разделить, это как ребенку ответить на вопрос, кого он больше любит: папу или маму?
— Каково, на ваш взгляд, спортивное будущее автомобилей на водороде или другом газе? Будем ли мы использовать подобные разработки?
— Сейчас в мире активно продвигаются различные идеи транспорта на альтернативных источниках топлива. На сегодняшний день одна из передовых тем — топливные элементы на водороде. Мы следим за ситуацией в этом и в других направлениях. Автоспорт не может остаться в стороне. У нас есть совместный проект с Газпромом — газодизельный КАМАЗ. Довольно динамично сейчас развивается серия коротких раллийных гонок на полностью электрических внедорожниках. Но пока очень много технологических ограничений, как правило, связанных с энергоэффективностью, инфраструктурой заправочных станций, запасом хода, а также некоторой двойственностью между экологичностью выбросов и неэкологичностью при производстве определенных компонентов. В любом случае все это пока начало огромного пути, на который мы рано или поздно тоже встанем.
Для справки
С 2005 года банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер». На счету российской команды 18 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар». В 2019 году команда также стала восьмикратным победителем ралли-рейда «Шелковый путь».