Великолепная четверка

11 сентября 2018

Рассказ о культовых автодромах «Формулы-1» и связанных с ними историях

За без малого 70-летнюю историю «Формула-1» почтила своим присутствием более семидесяти различных автодромов. Но только четыре из них могут гордиться двумя «гроссмейстерскими» достижениями: первым этапом, проведенным в стартовом для «Формулы-1» сезоне 1950 года, и общим количеством Гран-при, превышающим число 50. Эту великолепную четверку представляют трассы в Сильверстоуне, Монако, Монце и Спа. Каждый из этих автодромов по праву может называться легендарным.

 

Великолепная четверка

Сильверстоун — Silverstone Circuit  

История автодрома в Сильверстоуне, на котором 13 мая 1950 года состоялся первый в истории гонок «Формулы-1» этап, уникальна и неповторима. Начать, наверное, надо с того, что изначально гоночной трассой этот «автодром» не обладал, да и был вовсе не стадионом, а… военным аэропортом времен Второй мировой.

В сентябре 1947 года автолюбитель-энтузиаст Морис Гейган подыскивал себе трассу для гонок. В послевоенное время найти такую было непросто, ведь большинство автодромов, на которых хранилась военная техника, пострадало от бомбежек. Вот тогда-то он и вспомнил о заброшенном аэродроме близ деревушки Сильверстоун. По легенде в пабе за пивом Морис поведал о нем дюжине своих друзей — таким же автолюбителям. И спустя некоторое время на проложенной прямо по взлетным полосам трассе прошла первая импровизированная гонка, вошедшая в историю как Гран-при баранины. Дело в том, что, к несчастью, Гейган случайно сбил забредшую на трек овечку сторожа аэродрома.

Официально датой рождения автодрома в Нортгемптоншире принято считать 2 октября 1948 года, когда Королевский автоклуб Англии утвердил эту трассу для проведения национального Гран-при. За Сильверстун сыграло удобное расположение в центре острова и развитая сеть подъездных дорог. Поначалу трассу размечали с помощью пустых бензиновых бочек и стогов сена, а зрителей от болидов «защищала» натянутая веревка. По бокам трека романтично светились сигнальные огни аэропорта.

В общей сложности на автодроме в Сильверстоуне состоялось 52 этапа «Формулы-1» (еще 12 «Гран-при Великобритании» приняла у себя трасса «Брэндс Хэтч», а пять — стадион для скачек «Эйнтри»). Несмотря на то что с 1949 года для гонки использовалось полотно периметра летного поля, а не взлетные полосы, Сильверстоун долгое время оставался одним из самых скоростных треков в чемпионате. Только в 1991 году в целях безопасности трассу подвергли значительной модернизации.

У большинства болельщиков «Формулы-1» Сильверстоун ассоциируется с аварией Михаэля Шумахера в 1999 году, в результате которой семикратный чемпион мира получил двойной перелом ноги. Однако не все знают, что этот автодром с 1960 года унес жизни четверых пилотов «Формулы-1»: американца Гарри Шелла, британцев Боба Андерсона, Мартина Брейна и Дэниса Уэлча. Причем последний погиб в гонке «Мемориал Джека Брэбема» в 2014 году, выступая на винтажном, 1960 года выпуска болиде Lotus 18. 

 

Великолепная четверка

Монако — Circuit de Monaco

Попросите любого автолюбителя назвать самый известный этап в календаре чемпионата «Формулы-1», и с вероятностью 90% он назовет Гран-при Монако. Парадоксально, но факт: гонка в этом чрезвычайно богатом, но карликовом государстве действительно считается самой престижной из всех. И это несмотря на то, что вместить на своей территории автодром Монако, разумеется, не в состоянии, а потому трасса проложена по улицам города. Многие пилоты называют ее скучной, но нет ни одного, кто не мечтал бы тут выиграть, ведь за победу по традиции вручается приз из чистого золота. 

Впервые Гран-при Монако состоялся в 1929 году, когда никакой «Формулы-1» не существовало и в помине. Патронировал соревнования сам князь государства, Луи II, лично рассылавший гонщикам приглашения. Любопытно, что трасса Гран-при почти за век существования практически не изменилась, были лишь повышены меры безопасности. К примеру, на набережной Монако после вылетов двух болидов в море (пилоты, к счастью, не пострадали) установили металлические отбойники. Косметическому ремонту подвергли несколько скоростных поворотов. И мало кто знает, что теперь в дни проведения Гран-при устроители вынуждены заваривать крышки люков, так как из-за низкого давления под болидами «Формулы-1» они могут вылететь. И это не шутка. Известнейшие пилоты, бразилец Рубенс Баррикелло и британец Дженсон Баттон, едва не стали жертвами подобных инцидентов. 

Несмотря на то что Гран-при Монако — один из самых малоскоростных этапов в календаре «Королевского автоспорта», трагические аварии случались и на нем. Так, 7 мая 1967 года итальянец Лоренцо Бандини не справился с управлением и врезался в причальную тумбу. Из-за воспламенившегося топлива пилота 4 минуты не могли извлечь из машины. Поскольку огнеупорной формой гонщик не обладал, Бандини получил ожоги 70% тела и через три дня скончался в больнице.

Впрочем, в истории Гран-при Монако были и комичные страницы. К примеру, в сезоне 2004 года нос болида команды Jaguar был инкрустирован бриллиантом стоимостью около 250 тысяч долларов, который был частью рекламной кампании фильма «12 друзей Оушена». Австриец Кристиан Клин на первом же круге разбил свою машину в самой медленной шпильке «Левс». После гонки маршалы тщательно обследовали трассу, однако камня так и не нашли. История, конечно, в духе Монако и Голливуда, поэтому стоит ли в нее верить?..

И еще об особенностях Монако. Обычно в «Формуле-1» свободные тренировочные заезды, именуемые практикой, проходят в пятницу накануне квалификации. И только в этом карликовом государстве за практикой зарезервирован четверг. А все потому, что пятница отведена под светские мероприятия. 

 

Великолепная четверка

Монца — Autodromo Nazionale di Monza

Не секрет, что гонки в классе автомобилей «Формула-1» — опасный вид спорта. За 68-летнюю историю проведения чемпионатов мира на трассах погибли 62 пилота. Однако это число включает лишь гонщиков, но не зрителей и не обслуживающий соревнования персонал. В немалой степени за печальный список жертв «королевского автоспорта» ответственность несут организаторы гонок, иногда пренебрегавшие элементарными правилами безопасности. В число наиболее опасных автодромов входят и два легендарных — Монца и Спа. На итальянской трассе только в официальных соревнованиях разбились насмерть 42 пилота различных гоночных серий, в Спа еще больше — 47.

В отличие от изначально импровизированного «автодрома» в Сильверстоуне, трасса в Монце строилась в строгом соответствии с продуманным и утвержденным архитектурным планом. Проложена она по знаменитому Королевскому парку Монцы, основателем которого был принц Эжер де Богардне — пасынок самого Наполеона. В первоначальном варианте автодром представлял собой два параллельно расположенных неправильных овала с одним наклонным виражом, занимавшим большую часть парка. Однако Министерство культуры Италии потребовало изменить план, дабы минимизировать вырубку деревьев имеющего историческую ценность парка, и использовать уже существующие дорожки.

Трассу изменили, но проектировщики допустили ряд грубых ошибок. Так, наклонные виражи были рассчитаны на скорость не выше 190 км/ч, которая в 20-е годы ХХ века уже не была пределом для автомобилей. Это незамедлительно привело к нескольким тяжелым авариям. Автодром открыли 3 сентября 1922 года, а уже через неделю, 9 сентября, его первой жертвой стал немецкий пилот Фриц Кун.

Через год в Монце разбился знаменитый Уго Сивоччи — партнер Антонио Аскари и Энцо Феррари по команде Alfa Romeo. Однако самой черной страницей в истории автодрома стало 9 сентября 1928 года, когда на Гран-при Италии Эмилио Матерасси после последнего поворота на скорости 200 км/ч не удержал машину на трассе, перелетел четырехметровый защитный ров и угодил в толпу зрителей. Погибли 22 человека, не выжил и сам Матерасси.

По злой иронии авария Матерасси фактически полностью повторилась 10 сентября 1961 года, уже во время этапа «Формулы-1». Закрутившийся и взмывший в воздух после столкновения болид немца Вольфганга фон Трипса вновь врезался в толпу любителей автогонок. На этот раз жертвами самой страшной в истории «Формулы-1» аварии, помимо пилота, стали 15 зрителей.

После этого трагического случая безопасности автодрома наконец-то стали уделять повышенное внимание. Однако «кровожадная» трасса продолжала отнимать жизни пилотов. Только в 60-х и 70-х годах в Монце погибли 24 гонщика, в том числе голландец Йохен Риндт — единственный в истории посмертный чемпион мира в «Формуле-1». Справедливости ради, во многом в своей аварии виноват сам Риндт, снявший для достижения более высокой скорости со своей машины заднее антикрыло. Другими известными жертвами итальянского автодрома стали двукратный триумфатор серии Альберто Аскари и двукратный вице-чемпион Ронни Петерсон. 

Тем не менее общее количество летальных исходов на трассе в Монце просто ужасает — 88 случаев. Но нужно отдать должное нынешним руководителям этапа: в третьем тысячелетии этот итальянский автодром не знает смертей. Последний трагический случай произошел 10 сентября 2000 года, когда оторванное колесо болида фатальным образом угодило в одного из маршалов гонки.

Однако трасса в Монце по-прежнему остается самой скоростной в календаре «Формулы-1». Именно на ней установлены рекорды максимальной скорости (принадлежит колумбийскому гонщику Хуану Пабло Монтойе — 372,6 км/ч) и скорости на круге. Кроме того, на этом автодроме прошло наибольшее количество этапов чемпионата «Формулы-1» — 97. Лишь в 1980 году Монцу единственный раз заменил Гран-при Сан-Марино в Имоле.

 

Великолепная четверка

Спа-Франкоршам — Circuit de Spa-Francorchamps

Своим рождением знаменитый автодром в Спа-Франкоршам обязан двум известным персонам — журналисту Жюлю де Тьеру, одному из руководителей крупной газеты La Meuse, и главе спортивного отдела Королевского автоклуба Бельгии Анри Ланглуа ван Офему. Первый с энтузиазмом ратовал за возрождение автоспорта в послевоенной стране, второй смог пролоббировать эту идею в правительстве. Итогом стало создание в 1920 году трассы из проселочных дорог, которая соединяла деревни Франкоршам, Малмеди и Ставло. Петлявший между холмами, лесами и даже жилыми домами грунтовый 14-километровый треугольник имел перепад высот 180 метров, что добавляло ему еще большей экзотики.

На популярность нового автодрома, безусловно, благотворно повлияла его близость к знаменитому своими целебными водами курорту в Спа — одному из излюбленных мест отдыха зажиточных европейских туристов. Впрочем, дебютную гонку в 1921 году организаторам все же пришлось отменить из-за недобора участников — на нее заявился лишь один пилот.

Первый Гран-при Бельгии прошел в Спа-Франкоршам в 1925 году. И скоростная трасса сразу показала свой крутой нрав: 9 августа 1925 года на «Женевском мосту» погиб британский мотогонщик Билл Холлоуэлл. Впрочем, к пилотам «Формулы-1» бельгийский автодром был относительно милостив. Исключением стал лишь 1960 год, когда на нем разбились двое британских пилотов — Крис Бристоу и Алан Стэйси. И если первого подвел недостаток опыта, то со вторым злую шутку сыграла фортуна — в лицо Стэйси угодила птица. На скорости 190 км/ч болид Алана вылетел в поле, где полностью разбился.

Серьезной перестройке автодром в Спа-Франкоршам начал подвергаться после трагично-анекдотичной аварии Джеки Стюарта в 1966 году. Трехкратный чемпион мира не справился с управлением в одном из поворотов, соскользнул с дороги и… протаранил крестьянский сарай. К счастью, знаменитый шотландец «отделался» несколькими переломами. Однако в 1972 году трасса официально была признана небезопасной. Грунтовые дороги наконец-то заасфальтировали, а круг сократили вдвое.

Тем не менее автодром в Спа-Франкоршам остается одним из самых скоростных и зрелищных в календаре «Формулы-1», а потому и одним из наиболее любимых как зрителями, так и пилотами. Чего стоит хотя бы вираж «Красная вода», вероятно, самый трудный и эффектный поворот на гоночных трассах всего мира. Ведь его можно пройти на скорости около 300 км/ч, не убирая ноги с педали газа. Правда, удается это далеко не всем. Потерпевший в этом вираже аварию в 1999 году чемпион «Формулы-1» канадец Жак Вильнев так отзывается об инциденте: «Наверное, это была моя лучшая авария в карьере! К сожалению, мой напарник Рикардо Зонта улетел в «Красной воде» еще зрелищнее меня…»

Для справки

С 2017 года банк ВТБ является титульным партнером российского этапа «Формулы-1» в Сочи — Formula 1 VTB Russian Grand Prix.



Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

28 апреля 2017

<p>Эксклюзивное интервью легенды «Формулы-1» Жака Вильнева</p>
«Кого мы здесь только не повидали: и богатых мальчиков, и папенькиных сынков»

Эксклюзивное интервью легенды «Формулы-1» Жака Вильнева

24 апреля 2017

Размытое фото гонщика вам в помощь Узнайте пилота «Формулы-1» по описанию
Размытое фото гонщика вам в помощь

12 апреля 2017

<p>
	 История вопроса. 1-я часть
</p>
 Эволюция болидов «Формулы-1»

История вопроса. 1-я часть

Новости