«В чем наш секрет? В русском духе»

26 января 2018

«КАМАЗ-мастер» на «Дакаре» — 15 титулов за 30 лет

Для «КАМАЗ-мастера» юбилейный, сороковой по счету «Дакар» стал счастливым: в год 30-летия команды челнинские гонщики одержали пятнадцатую победу на самом престижном ралли-рейде современности, а Эдуард Николаев не только отстоял прошлогодний титул, но и стал трехкратным триумфатором «Дакара»! Больше Эдуарда этот гоночный марафон выигрывали лишь руководитель «КАМАЗ-мастера» Владимир Чагин и чех Карел Лопрайс. Айрат Мардеев принес команде «бронзового бедуина». Экипаж Дмитрия Сотникова, исполнявший на последних этапах роль боевой технички, финишировал десятым, но со своей главной задачей — тестированием нового 13-литрового мотора — успешно справился. 

«В чем наш секрет? В русском духе» — Владимир, «КАМАЗ-мастер» выиграл пятнадцать «Дакаров» из тридцати, в которых участвовал, — феноменальный результат. В чем же секрет команды?

Владимир Чагин: В русском духе. Сложность нынешнего «Дакара» предъявляла особые требования к технике, которая обязана была соответствовать условиям. Быть сверхнадежной. Но машинами управляют люди. Мы оказались крепче других. Сейчас конкуренция в зачете грузовиков острейшая. Прошли времена тех «Дакаров», на которых можно было победить на не очень быстрой, но очень надежной машине. Поэтому я безумно рад за нашу команду, рад за наш завод и за нашу страну!

— Эдуард, что для вас более ценно: третий титул победителя «Дакара» или пятнадцатый титул для команды «КАМАЗ-мастер»?

Эдуард Нилолаев: В спорте командный успех всегда превалирует над личным, поэтому выбираю второе. Конечно, хотелось бы сравняться по количеству побед на «Дакаре» для начала с Лопрайсом, у которого шесть титулов, но это не первоочередная задача.

— Но для вас нынешний «Дакар» стал не только самым трудным за карьеру, но и самым приятным?

Эдуард Николаев: Каждая победа приятна, но эта действительно особенная. Считается, что на «Дакаре» номер с двумя нулями на конце — номер прошлогоднего победителя — является несчастливым. Мало кому удается отстоять прошлогодний титул. В классе грузовиков в последний раз это удавалось Владимиру Чагину, после чего Владимир Геннадьевич завершил карьеру гонщика. На этот раз и мне удалось доказать, что магия цифр значения не имеет, если стремиться к победе и хорошо выполнять свою работу.

— Однако, несмотря на победу, этот «Дакар» складывался для вас непросто. И на боку пришлось полежать, и несколько серьезных поломок на трассе ликвидировать. Сколько раз вам в голову закрадывалась мысль: «Все, «Дакар-2018» для меня закончен…»?

Эдуард Николаев: Всерьез только однажды, после поломки переднего редуктора. Вряд ли мы дотянули бы до финиша этапа, если бы не совет механика экипажа Владимира Рыбакова — включить межколесную блокировку. По большому счету нам очень повезло, что с такой поломкой мы не застряли в песках.

Эдуард Николаев — трехкратный триумфатор «Дакара» — Помимо редуктора вам пришлось устранить еще две серьезнейшие поломки – карданного вала и пневматики. В обоих случаях на помощь вам пришли другие экипажи. Деталь карданного вала вы сняли с грузовика Айрата Мардеева, а регулятор давления воздуха — с машины Дмитрия Сотникова. Как вы думаете, сумели бы сохранить первое место без помощи партнеров?

Эдуард Николаев: Думаю, что нет. Если с поломанным карданом еще можно было добраться до финиша, правда потеряв при этом массу времени, то выход из строя клапана пневматики мог стать фатальным. На его ремонт у экипажа Дмитрия Сотникова ушло аж четыре часа! Если бы Дима не отдал нам свой регулятор давления, это время потеряли бы мы. К слову, удача была на нашей стороне и в случае с падением набок. Ведь нас поставил на колеса Мартин Коломы — наш прямой конкурент из «Татры», который вовсе не обязан был это делать. Огромное спасибо Мартину и всей чешской команде за этот благородный поступок.

— Айрат и Дмитрий, а каково было вам в те моменты, когда по воле случая приходилось быть «донорами» агрегатов и запчастей? Обидно не было?

Айрат Мардеев: О какой обиде может идти речь, когда вся команда работает на один результат? В качестве примера приведу нашего главного соперника на этом «Дакаре», Федерико Вильягру. На предпоследнем этапе у него сломалась коробка передач. Поломка очень серьезная, но устранимая в том случае, если рядом с аргентинцем оказался бы другой грузовик команды «Ивеко». Однако партнер Вильягры голландец Тон ван Генугтен не страховал машину Федерико, умчавшись далеко вперед, а потому помочь уже не мог. Элементарное пренебрежение командной тактикой стоило «Ивеко» места на пьедестале почета. Да, на победу Вильягра уже не претендовал, но в тройке призеров точно был бы.

Дмитрий Сотников: Разумеется, любому гонщику неприятно, когда с его машины снимают детали. Но нынешний «Дакар» сложился таким образом, что в нашей команде «золотого бедуина» мог завоевать только экипаж Эдика. Поэтому о личных интересах все забыли, задачей во второй половине гонки стала помощь Николаеву в нештатных ситуациях. Мы были своего рода оруженосцами Эдуарда.

Победа! — Айрат, этот «Дакар» стал рекордным по количеству падений и переворотов в классе грузовиков. Вам, в частности, такое падение стоило двух часов потерянного времени и шансов на победу. В чем причина столь частых переворотов?

Айрат Мардеев: В сложном и своеобразном рельефе дюн, который было невозможно «прочитать». Я «упал» на вершине дюны, когда попытался объехать застрявший на пике легковой автомобиль. Ушел вправо и думал, что смогу перевалить гребень в стиле внедорожника – по диагонали. Весь наш экипаж был абсолютно уверен, что нам удастся это сделать. Но на вершине колеса внезапно пробуксовали, грузовик в мгновение ока развернуло, и мы рухнули набок. Причем легли на самом гребне, где поставить машину на колеса практически невозможно. Пришлось сначала стаскивать грузовик оттуда. К сожалению, «Дакар-2018» не прощал даже малейшей ошибки. 

— Дмитрий, в песках Атакамы пришлось полежать и вам. Но со своими главными задачами вы справились. Во-первых, помогли экипажу Николаева, выступая в роли боевой технички, во-вторых, протестировали новый 13-литровый двигатель, на который команда будет вынуждена перейти в следующем году в связи с изменениями в регламенте. Как показал себя новый мотор?

Дмитрий Сотников: В целом я доволен, ведь основная задача выполнена — до финиша мы добрались. Более того, один из этапов даже удалось выиграть, причем этап высокогорный, где на двигатель ложится дополнительная нагрузка. Так что скорость есть. Да, были поломки, выходил из строя турбокомпрессор, но главное, что нам удалось в боевых условиях протестировать мотор и собрать необходимую информацию. Есть проблема с нагревом и автоматической потерей мощности, тем не менее двигатель вполне конкурентоспособен.  

— «Дакар-2018» стал историей, необходимо двигаться дальше. Что в перспективе, какие ближайшие планы у команды?

Эдуард Николаев: В планах нашего экипажа, прежде всего, долгожданный переход на грузовик капотной компоновки. Будем вновь тестировать его на «Шелковом пути». Капотники очень перспективны, уже сейчас очевидно, что на некоторых участках пути они недосягаемы для наших обычных машин. Капотная компоновка позволяет поддерживать высокую скорость там, где сейчас мы вынуждены из-за тряски ее сбрасывать. Конечно, еще большая нагрузка выпадает на узлы и агрегаты автомобиля. Но техника справляется, а темп по бездорожью у того же Вильягры был значительно выше нашего. Да, в капотнике немного уменьшается обзор, но к этому несложно привыкнуть. Второе важное направление совершенствования наших грузовиков — переход на автоматическую коробку передач, которая, кстати, на наш капотник уже установлена.  
 

Для справки

Банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» с 2005 года. На счету российской команды 15 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар».

Материалы по теме

22 января 2018

<p>10 главных историй юбилейного «Дакара»</p>
Гонки на выживание

10 главных историй юбилейного «Дакара»

18 декабря 2017

<p>
	 Сможете ли вы отделить высказывания знаменитых автогонщиков от слов великих писателей, политиков и деятелей искусства?
</p> Тест: кто это сказал?

Сможете ли вы отделить высказывания знаменитых автогонщиков от слов великих писателей, политиков и деятелей искусства?

18 ноября 2016

Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха Правила жизни Владимира Чагина
Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха
Новости