«Сила не в успехе одного экипажа. Сила — в команде»

4 февраля 2021

Эксклюзивное интервью с триумфаторами «Дакара-2021»

Пилоты команды «КАМАЗ-мастер» на прошедшем в Саудовской Аравии «Дакаре» не просто привычно доминировали — они заняли весь подиум. Как итог — четвертый медальный хет-трик и 18-я победа на «Дакаре» для «Голубой армады». Впервые в своей карьере триумфатором ралли-рейда стал Дмитрий Сотников. Антон Шибалов во второй раз подряд взял серебро, а Айрат Мардеев, выступавший на местном рельефе первый раз, финишировал третьим. Мы поговорили с тремя российскими богатырями, которые в очередной раз с честью преодолели одно из самых трудных спортивных испытаний планеты.

— Дмитрий, вы впервые выиграли «Дакар», да как! Лидерство с первого «боевого» этапа и до самого финиша впечатляет. Может показаться, что это было легко… 

Дмитрий Сотников: «Дакаров» легких не бывает, на то он и «Дакар». В этом году из-за ограничений, связанных с пандемией, было достаточно нервно. Все переживали, что, не дай бог, кто-нибудь сдаст положительный тест (в таком случае весь экипаж снимался с соревнований). У организаторов было мало времени на подготовку, но они справились. Когда мы впервые увидели маршрут, он был кольцевым — схожим с прошлым «Дакаром» процентов на девяносто. Подумали, что будет неинтересно. Но организаторы нашли резервы, места, где мы не были, и значительно усложнили маршрут. Другие рельефы, другие пейзажи, открыли новые секции песков и дюн.

— Антон, у вас второй год подряд серебро на «Дакаре». Чего не хватило для шага на первую ступень подиума?

Антон Шибалов: Нужно просто верить и планомерно идти к цели, а там уж как повезет... Особо ничего не сделаешь в нашем случае.

— Со стороны кажется, что все решают первые этапы. Как на самом деле?

Антон Шибалов: На первый этап ставку не сделаешь. Как и на последний. Просто надо не расслабляться до самого финиша, пока машины не окажутся в закрытом парке возле подиума. Можно лидировать всю гонку и потерять заработанное на двадцатикилометровом спецучастке, который сделан для зрителей. Бывали ведь и такие случаи.

02_Сила не в успехе одного экипажа. Сила — в команде
© kamazmaster.ru

— Айрат, вы первый раз ехали в Саудовской Аравии. Чем аравийский «Дакар» отличается от южноамериканского?

Айрат Мардеев: Да, прошлый год мы пропустили. Я тогда ехал в пресс-каре, штурман — на «техничке», поэтому можно сказать, мы здесь были впервые. В этом и заключалась сложность для нашего экипажа: первые дни привыкали к рельефу, к камням — пытались понять, по каким можно быстро ехать, а по каким нет. Самая главная разница между Южной Америкой и Саудовской Аравией — это огромное количество камней. Непривычно! Плюс совершенно другой климат. В Америке постоянно была жара, а здесь температура резко менялась: днем +25—30, вечером +2—3. Это серьезный перепад. Темнело довольно рано, на некоторых спецучастках мы финишировали в сумерках. Если ты где-то терял время при его прохождении, то был большой риск, что финишировать будешь в абсолютной темноте.

— Из-за этого первые этапы у вашего экипажа получились скомканными?

Айрат Мардеев: Так мы целый год пропустили, нужно было «вкатиться»! На первых этапах у нас были проблемы с навигацией — долго привыкали к ней, потеряли больше остальных. Потом получилось собраться и отыграть то время, которое отдали на старте. 

— Дмитрий, будучи лидером гонки, как вы поддерживали другие экипажи «КАМАЗ-мастера», которые шли позади? Как это вообще происходит?

Дмитрий Сотников: На «Дакаре» любой участник едет увереннее, если рядом есть партнер по команде. К счастью, нас четверо, и мы всегда готовы помочь друг другу в трудной ситуации. Хорошо, что все ребята схожего уровня, примерно в одном темпе едут, поэтому в гонке мы шли достаточно близко. Этим мы сильны. Когда у кого-то проблемы, другой может подстраховать, чем-то помочь ему либо перехватить лидерство. Сила не в успехе одного экипажа, а в команде. Такая взаимовыручка — это большая часть нашего успеха: один за всех, и все за одного.

03_Сила не в успехе одного экипажа. Сила — в команде
Слева направо: Ильгиз Ахметзянов (механик), Дмитрий Сотников (пилот) и Руслан Ахмадеев (штурман) © kamazmaster.ru

— Второй год подряд «Дакар» пропускает ваш главный конкурент — Жерар де Рой. Три подиума команды «КАМАЗ-мастер» — это круто, но, с другой стороны, такой результат может говорить о низкой конкуренции… 

Айрат Мардеев: Сильных конкурентов и без де Роя хватает. Не сказал бы, что уровень «Дакара» стал ниже. Сергей Вязович, команда МАЗ в целом очень хорошо шла. Порадовал Алексей Вишневский. Он очень сильно вырос! Если посмотреть по этапам, он потерял много времени из-за технической поломки, а потом ехал достаточно быстро, практически в нашем темпе. Сильный конкурент растет. Плюс Мартин Мацик хорошо себя проявил. Это тоже реальный конкурент, который может бороться за подиум. Ну и опытный Алеш Лопрайс — один из самых быстрых пилотов, когда речь идет о дюнах. В общем, конкуренции хватает, новые имена появляются, отсутствие де Роя не сильно чувствовалось. Но с ним будет еще веселее.

— Мацику вы отдали несколько последних спецучастков гонки. Это была перестраховка или он реально настолько крут?

Айрат Мардеев: Это было в самой концовке гонки. Мы видели общий зачет, понимали, что Мацику будет сложно нас догнать, даже побороться за третье место. Ехали надежно — у нас была задача довести этот результат до финиша, а не бороться за победу на каждом участке. Контролировали свое преимущество, ехали надежно и спокойно.

— Расскажите о внутренней конкуренции в команде. Она вообще существует?

Антон Шибалов: Она есть, но опять же проявляется по большей части на чемпионатах России и в тестах, где конкуренция не может помешать общему результату. Я считаю, что на «Дакаре» это неприемлемо. Когда гонки проходили в Южной Америке, мы иногда становились свидетелями, как машины одной и той же команды проезжали мимо своих партнеров, не оказав им даже малейшей помощи. У нас так не принято. 

04_Сила не в успехе одного экипажа. Сила — в команде
Команда «КАМАЗ-мастер» на финише «Дакара-2021» © kamazmaster.ru

— Айрат, организаторы обещали сложную навигацию, вы активно это отмечали еще по ходу гонки. В чем была сложность? Пришлось поплутать?

Айрат Мардеев: В первой части гонки наши потери по времени были связаны именно с навигацией. Одно из нововведений — электронный роудбук. Раньше он был в бумажном виде, новый формат штурманы опробовали прямо во время «Дакара». Сложность заключалась в том, что роудбук они впервые видели за 15—20 минут до старта. Не было возможности пролистать его полностью до начала спецучастка, смотрели в итоге больше на первые привязки. Кроме того, было очень много курсов, которые постоянно менялись по ходу гонки. Организаторы сделали очень сложную навигацию, с большим количеством коварных мест, где все теряли время. Был момент, когда мы поехали по одному руслу, а надо было ехать по соседнему. То есть было два практически одинаковых русла: одно правильное, а второе вело в тупик. И таких мест было много.

— Айрат, и еще вопрос. После восьмого этапа вы говорили, что на «Дакаре» идет нечестная игра. Можете сейчас объяснить, что вы имели в виду?

Айрат Мардеев: Нас долго не пропускал соперник на спецучастке. По правилам, когда ты догоняешь впереди идущий экипаж и в течение сорока пяти секунд, сигналя, едешь с ним рядом, он должен это делать. Для этого даже есть специальная кнопка в кабине — сантимель. Когда нажимаешь ее, сопернику поступает сигнал, что его догнали. Но это не помогло. Он не пропускал нас почти тридцать километров. В итоге пришлось обгонять его по оврагам и камням. На финише, конечно, мы были недовольны, потому что пришлось сильно рисковать, чтобы обогнать его. Это повторялось несколько раз за гонку, отсюда и негативные комментарии с нашей стороны. 

— КАМАЗ чуть не сбил вертолет перед самым финишем. Антон, расскажите, как так вышло?

Антон Шибалов: Честно говоря, во время движения мы даже не поняли, что это был вертолет. Пилоты часто снижаются над автомобилями для более красивых кадров, делают свою работу. Мы, конечно, не ожидали, что будет какой-то контакт. В итоге случилось небольшое касание, которое разрушило нам пластик на воздухозаборнике. Потоком воздуха от лопастей его подняло вверх. Из-за этого могло показаться, что произошло какое-то серьезное столкновение, но на самом деле нет. О том, что был такой инцидент, мы поняли только на финише. Нестандартная ситуация, но все живы-здоровы — это самое главное. 

05_Сила не в успехе одного экипажа. Сила — в команде
© kamazmaster.ru

— Пилот же подошел к вам после гонки, да?

Антон Шибалов: Подошел! Он был немного шокирован, как мне показалось. Прежде всего тем, что повредил наш автомобиль. Мы ответили: ничего страшного, пустяк. Главное, все целы.

— В Южной Америке местные жители всегда были готовы прийти на помощь и активно располагались вдоль трассы, оказывая поддержку гонщикам. В Саудовской Аравии было такое или вы ехали по безлюдной пустыне?

Дмитрий Сотников: Пандемия, конечно, сильно повлияла на посещаемость. Были только местные. Даже на старте не было традиционной толпы. Немножко не хватало этой атмосферы — и в начале ралли, и в конце, и особенно на подиуме. Гонку пристально охраняла полиция, патрули стояли по всей трассе. Но даже это не мешало местным жителям проникать в самые неожиданные места (например, на дюны). Зачастую зрители стояли прямо на трассе, как в Южной Америке. Впрочем, это все равно несравнимо, потому что там нам иногда приходилось даже отменять этапы из-за большого скопления людей. Здесь их было намного меньше. Надеюсь, когда пандемия закончится, вернется и прежняя атмосфера «Дакара». Местные жители очень заинтересованы в этом. Я слышал, что здесь очень популярен «Дакар» в целом и КАМАЗ в частности. Думаю, что в следующем году зрителей будет больше. Самое главное, чтобы они наблюдали за гонкой с безопасного расстояния.

Для справки

Банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» с 2005 года. На счету российской команды 18 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар».


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

3 февраля 2021

<p>Эксклюзивное интервью с заместителем руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Эдуардом Николаевым</p>
«Я шлем и перчатки на гвоздь не повесил. Надеюсь, повешу не скоро»

Эксклюзивное интервью с заместителем руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Эдуардом Николаевым

29 января 2019

<p>
	 Владимир Чагин — об одном из самых тяжелых «Дакаров» в истории «КАМАЗ-мастер»
</p> «Этот “Дакар” был меньше по километрам, но больше по нервам»

Владимир Чагин — об одном из самых тяжелых «Дакаров» в истории «КАМАЗ-мастер»

18 декабря 2017

<p>
	 Сможете ли вы отделить высказывания знаменитых автогонщиков от слов великих писателей, политиков и деятелей искусства?
</p> Тест: кто это сказал?

Сможете ли вы отделить высказывания знаменитых автогонщиков от слов великих писателей, политиков и деятелей искусства?

Новости