Ралли-рейд по потолку планеты

18 декабря 2018

10 главных интриг «Дакара-2019»

С 6 по 17 января 2019 года в Южной Америке пройдет очередное издание ралли-рейда «Дакар» — 41-е по счету. Эта гонка по многим параметрам станет уникальной. До старта остается еще две недели, но мы уже понимаем, что «Дакар» этого года обещает быть одним из самых интересных и непредсказуемых в истории.

 

«Дакар» в одной стране

Главной интригой ралли-рейда «Дакар-2019» станет… сам ралли-рейд. Впервые в истории «Дакар» пройдет на территории одной страны — Перу. Такого, естественно, не было ни в старые добрые времена, когда гонщики прокладывали себе путь от Парижа до Дакара по африканской пустыне; не было подобного и в новейшее время, после того как в 2008 году африканский маршрут из-за угрозы терактов отменили, а гонка 2009 года прошла в Южной Америке, где так и обосновалась. Чилийцы, которые принимали гонку в прошлом году, отказались платить вступительный взнос, как и Боливия, принимавшая «Дакар» двумя годами ранее. Не проехав по территориям этих государств из Перу, единственной южноамериканской страны, где есть нормальные пустыни, в Аргентину не попасть. Вот организаторы и решили проехаться только по перуанскому высокогорью. «Дакар» начнется и закончится в Лиме. Ралли-рейд станет самым коротким в истории — порядка 5000 километров. Это уже делает гонку уникальной.

 

Возвращение в Африку

Вторая интрига вытекает из первой. Перу — страна относительно небольшая, а мест, пригодных для ралли-рейдов, в ней и того меньше. Вот и пришлось организаторам не только сократить количество этапов, но и закольцевать многие из них — они будут стартовать и заканчиваться примерно в одном месте, как, в принципе, и вся гонка. Всеми вопросами, связанными с маршрутом в этом году, занимался новый спортивный директор Этьен Лавинь, сменивший легендарного Марка Кома, делавшего три последних «Дакара». Гонка получилась более адаптированной под нужды заводских команд, но и более насыщенной — 70% протяженности займут спецучастки. Организаторы обещают рекордный по сложности двухдневный марафон, в течение которого гонщики не смогут воспользоваться помощью механиков. Все это должно напомнить старожилам «тот самый» африканский «Дакар», по которому все так ностальгируют.

 

КАМАЗ или не КАМАЗ?

В России «Дакар» уже давно ассоциируется лишь с командой «КАМАЗ-мастер». Из десяти ралли-рейдов в Южной Америке в зачете грузовиков восемь выиграли российские гонщики. Кроме пилотов наших КАМАЗов побеждал лишь голландский гонщик Жерар Де Рой — оба раза за рулем заводского грузовика Iveco. 2018 год на «Дакаре» он пропустил: решил проехаться по старой доброй Африке, вспомнить молодость. Теперь он возвращается в гонку с собственной командой, с которой уже дважды проехал «Шелковый путь». В прошлом году к конкурентам «КАМАЗ-мастера» присоединился и белорусский «МАЗ-СПОРТавто», занявший второе место. Отличился экипаж многоопытного Сергея Вязовича. Они же соперничали с российским гигантом и на последнем «Шелковом пути», но из-за разногласий с руководством гонки снялись — не помогли сгладить ситуацию даже братские чувства. Интересно, как сложится борьба на «Дакаре».

 

Сложности КАМАЗов

Российские грузовики приучили нас к победам, но в 2019 году им безраздельно доминировать будет уж очень сложно. Организаторы, стараясь хоть как-то разнообразить гонку, в очередной раз изменили правила, и российская команда была вынуждена практически полностью перестраивать свои машины, а главное, менять двигатель, объем которого по правилам не должен превышать 13 литров. Машины, конечно, протестировали на «Шелковом пути», но опасения, по крайней мере у болельщиков, остаются. Никто это официально никогда не признает, но складывается такое впечатление, что изменения в регламенте специально бьют только по КАМАЗам, искусственно увеличивая шансы соперников.

 

Если КАМАЗ, то чей?

По традиции команда «КАМАЗ-мастер» везет в Южную Америку четыре экипажа. За рулем поедут: Дмитрий Сотников, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов и Эдуард Николаев. Последний — победитель двух последних ралли-рейдов — поедет на КАМАЗе с автоматической коробкой передач. Остальные — на «механике». Каргинов заслужил «Дакар» победами в ралли-рейдах «Африка Эко-Рейс» и «Шелковый путь», оставив за бортом Антона Шибалова. Айрат Мардеев же лишился легендарного штурмана Айдара Беляева, который завершил карьеру. Борьба даже внутри команды обещает быть очень интересной. Хотя гонщики не устают уверять, что главное для них — командный результат, на который никакие междоусобные разборки повлиять не в состоянии.

 

Кто, если не Peugeot?

В зачете легковых автомобилей на последних трех «Дакарах» доминировали гонщики заводской команды Peugeot, вернувшейся после очень долгого перерыва. Дважды побеждал рекордсмен «Дакара» Стефан Петрансель. После «Дакара» 2018 года Peugeot принял решение закрыть свой раллийный проект. Автомобили были распроданы, а команда — распущена. Большинство гонщиков ушли в команду X-Raid, которая использует автомобили Mini. Кроме них за победу будут бороться гонщики Toyota, занявшие годом ранее второе и третье места. В гонке точно будет новая команда-победитель. Только вот кто? А может, гонку выиграет «частник»?

 

Леб станет «частником»

Два года назад легендарный раллийный гонщик Себастьен Леб остановился в шаге от своей мечты — победы в «Дакаре». Его опередил партнер по Peugeot Стефан Петрансель. В 2019 году Леб решил вернуться, увидев красивый проморолик X-Raid со своими бывшими партнерами по команде в главных ролях, — захотелось острых ощущений. Единственная возможность поехать на «Дакар» — частная команда. Лебу повезло, ведь он не просто нашел себе команду, но и ехать ему придется на такой же машине, которую он пилотировал два года назад и знает наизусть. Если он выиграет, то станет первым с 2000 года «частником», который победит на «Дакаре». Вот только без поддержки практически всемогущей заводской команды сделать это будет непросто. Конкурировать все же придется с Mini и Toyota.

 

Карякин выступит в паре

Шансы России на «Дакаре», как и наши победы в Южной Америке, не ограничиваются исключительно командой «КАМАЗ-мастер». В 2017 году чемпионом «Дакара» на квадроцикле стал Сергей Карякин (не шахматист!). В этом году он тоже надеется победить, но уже в относительно новой дисциплине для «Дакара» — S+S, или в двухместном багги. Кстати, Карякин повезет в Перу не только свой экипаж, но и еще одну машину — выступит командой. Если с одним багги что-то произойдет, второй экипаж сможет помочь — командная тактика в деле.

 

Нифонтова — суперженщина

В 2017 году мы все восхищались российской мотогонщицей Анастасией Нифонтовой, которая заняла второе место в женском зачете, а в общем вошла в сотню лучших, став 75-й. В 2018 году россиянке пришлось пропустить старт года из-за того, что она не смогла найти финансирование. В 2019 году она вернется на «Дакар», но сильно усложнит себе задачу. Нифонтова заявилась в зачет Original, в котором до нее не принимала участие ни одна женщина. Особенность этого зачета в том, что гонщики должны проехать весь рейд без помощи механиков. Днем они мчат по дюнам к финишу этапа, а ночью сами перебирают, чистят, ремонтируют свой мотоцикл — никакой помощи со стороны. Кстати, в этом же зачете примет участие россиянин Дмитрий Агошков. С ними будут соревноваться еще 32 сумасшедших. Это будет очень жестко. 

 

Гегемония KTM

В XXI веке в зачете мотоциклов неизменно побеждал участник на агрегате от компании KTM. Гонщики на Honda и Yamaha несколько раз были близки к тому, чтобы прервать эту гегемонию, но каждый раз останавливались за шаг-два до заветного первого места. Двухколесные монстры от BMW и вовсе исчезли с радаров. Поэтому главная интрига в зачете мотоциклов последние годы выглядит примерно так: сможет ли кто-нибудь составить конкуренцию KTM. Вот меньше чем через месяц и узнаем. Чем-то это напоминает зачет грузовиков с той поправкой, что там-то нас все более чем устраивает.


Для справки

Банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» с 2005 года. На счету российской команды 15 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар».

Материалы по теме

26 января 2018

<p>
	«КАМАЗ-мастер» на «Дакаре» — 15 титулов за 30 лет
</p>
 «В чем наш секрет? В русском духе»

«КАМАЗ-мастер» на «Дакаре» — 15 титулов за 30 лет

18 декабря 2017

<p>
	 Сможете ли вы отделить высказывания знаменитых автогонщиков от слов великих писателей, политиков и деятелей искусства?
</p> Тест: кто это сказал?

Сможете ли вы отделить высказывания знаменитых автогонщиков от слов великих писателей, политиков и деятелей искусства?

18 ноября 2016

Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха Правила жизни Владимира Чагина
Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха
Новости