КАМАЗ покорил четвертую часть света
20 января 2020
Главные итоги ралли-рейда «Дакар-2020»
Первые две части света — Европа и Африка — сдались российской команде «КАМАЗ-мастер» в рамках легендарного ралли-рейда еще в прошлом веке, в 1996 году (первым триумфатором «Дакара» среди россиян был Виктор Московских). Тогда путь еще пролегал по классическому маршруту — из Парижа в сенегальский город Дакар, который и дал гонке ее нынешнее название.
Америку российские грузовики покорили при первой же возможности, в 2009 году, — как только гонка из соображений безопасности покинула Африку и перебралась в Аргентину и Чили. Тогда на дистанции не нашлось равных Фирдаусу Кабирову.
В 2020 году «Дакар» снова переехал — на этот раз по экономическим причинам — в Саудовскую Аравию. Азия впервые приняла культовый марафон, а КАМАЗы снова не подкачали. Но обо всем по порядку.
В мотоциклах смена власти
Сложно поверить, но в XXI веке в зачете «Мото» на «Дакаре» выигрывали мотоциклы только одного производителя — австрийской компании KTM. Гегемония началась в 2001 году и длилась без малого 20 лет.
Новое издание гонки все поменяло. Австралиец Тоби Прайс на KTM, выигравший до этого дважды (в том числе и в последнем «Дакаре» в Южной Америке), на этот раз оказался лишь третьим. В борьбе за серебро его в итоге опередил чилиец Пабло Кинтанилья на Husqvarna.
Первое же место занял Рикки Брабек на Honda — и моментально вошел в историю: он стал первым американцем, выигравшим «Дакар» (не только в категории мотоциклов). Рикки захватил лидерство уже на третьем этапе и до самого финиша его ни на секунду не отпускал — крайне редкое явление для класса «Мото». В итоге отрыв американца от ближайшего преследователя составил более 16 минут.
Карякин вошел в историю
Если еще пару лет назад казалось, что новым прорывным классом в «Дакаре» станут квадроциклы, то теперь все изменилось. В двух последних южноамериканских изданиях гонки организаторы проводили эксперименты с мотовездеходами, которые были признаны удачными. Результаты порадовали и в 2020 году: в этот класс ушли многие именитые гонщики, включая француза Сериля Депре, который пять раз выигрывал «Дакар» на мотоциклах и входил в призеры на внедорожниках. Для него, правда, «первый блин» на вездеходах оказался комом. Таким же, каким до этого — годом ранее в Южной Америке — он стал и для россиянина Сергея Карякина.
Наш гонщик, выиграв «Дакар» в 2017 году в зачете квадроциклов, вскоре решил сменить класс — теперь в его распоряжении появились более сложная и массивная техника, а также штурман-помощник. Первая попытка в вездеходах — на «Дакаре-2019» — не задалась, но в Саудовской Аравии Карякин сумел приехать вторым, уступив лишь американцу Кейси Карри. Таким образом, Карякин стал первым в истории «Дакара» россиянином, который взошел на подиум в двух разных категориях. А ведь ему по силам и на внедорожник пересесть… То ли еще будет!
Штурманы в огне
Самая напряженная борьба за победу, как обычно, была в зачете внедорожников. Победил испанец Карлос Сайнс на MINI, но от оказавшегося вторым катарца Нассера Аль-Аттия на Toyota его отделили всего шесть с половиной минут, а от третьего, легендарного Стефана Петранселя на том же MINI, — чуть меньше десяти минут! Таких маленьких отрывов нет ни в одном другом классе.
Еще Карлос Сайнс повторил достижение своего партнера по команде Петранселя — сумел выиграть гонку на автомобилях от трех разных производителей. В 2010-м он побеждал на Volkswagen, в 2018-м — на Peugeot и вот теперь на MINI.
Для россиян, правда, более интересным должно быть четвертое место в зачете внедорожников. Почти везде фигурирует исключительно имя гонщика — аравийца Язида Аль-Раджи. Но мы-то знаем, что местная знаменитость вряд ли смогла бы так высоко забраться без нашего штурмана Константина Жильцова, особенно в условиях, когда дорожные книги на некоторых этапах выдавали лишь за 15 минут до старта. В десятку, кстати, попал и еще один россиянин, тоже штурман, Алексей Кузьмич, который сумел втащить в почетный список малоизвестного аравийского гонщика Ясира Сеайдана.
Предыдущий напарник Жильцова — Владимир Васильев — тоже принимал участие в этом «Дакаре», но выбыл уже на третьем этапе. Его автомобиль загорелся прямо посреди пустыни, и эти кадры вмиг облетели планету.
Наши штурманы оказались впереди двух чисто российских экипажей, Александра Доросинского и Дениса Кротова, которые приехали 14-м и 17-м соответственно. Впереди них финишировала и главная звезда этого «Дакара» — чемпион гонок серии «Формула-1» Фернандо Алонсо. Обычно «приглашенные знаменитости» с треском проваливают «Дакар», но привыкший к ровным круговым трассам пилот не спасовал и приехал-таки на 13-м месте. Ему же отойдет и условный приз за самый зрелищный эпизод «Дакара» — тройной кувырок с дюны через крышу с приземлением на четыре колеса. После сумасшедшего трюка Алонсо просто продолжил движение, будто ничего и не произошло.
КАМАЗ — непобедимый
Совсем немного не хватило гонщикам российской команды «КАМАЗ-мастер» в зачете грузовиков для уникального достижения — побед на всех этапах ралли-рейда. Единственным, кто хоть как-то смог навязать борьбу «голубой армаде», стал белорусский гонщик команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. Он выиграл второй этап, после чего два дня возглавлял общий зачет. Но в итоге сдался и он, к финишу отъехав на третью строчку.
Победы на всех остальных этапах остались за КАМАЗами. При этом выигрывали три из четырех пилотов российской команды — Каргинов, Шибалов и Сотников. Действующий на тот момент двукратный победитель «Дакара» Эдуард Николаев сошел на шестом этапе из-за проблем с двигателем. Механики совершили невозможное — перебрали за ночь сердце грузовика, и он сумел продолжить движение, но экипаж выступал лишь в зачете Experience — для выбывших пилотов, и в общем зачете не соревновался, хотя и сумел после этого трижды занять третье место на этапах.
Первым в итоге стал Андрей Каргинов, опередив ближайшего преследователя, партнера по команде Антона Шибалова, на 42 минуты. Каргинов выиграл «Дакар» во второй раз в истории. Он — обладатель уникального достижения — побеждал во всех крупнейших ралли-марафонах планеты: «Дакаре», проводимом по старому маршруту до Сенегала «Африка Эко Рейсе» и «Шелковом пути» из России в Китай.
Впервые в истории на подиум взошел белорусский гонщик. Сергей Вязович на МАЗе приехал третьим, отстав от Каргинова на два часа.
Большой переезд
Победы победами, но самый главный итог «Дакара-2020» — переезд в новую страну, в новую часть света, в совершенно новые условия.
Естественно, у участников будут претензии (а когда было иначе?). Кому-то не понравилось отсутствие сложных песчаных маршрутов. Кого-то не устроил новый регламент. Кто-то просто не смог приехать в Саудовскую Аравию. Кому-то не хватило толп болельщиков на финише. Но эти проблемы будут всегда — регламент и формат «Дакара» постоянно меняются.
В остальном же «Дакар» остается «Дакаром» — хоть в Африке, хоть в Южной Америке, хоть на Аравийском полуострове, — главным автоприключением планеты, невероятно красивым, но и таким же опасным. Пока кто-то жалуется на простые маршруты, большая раллийная семья прощается со знаменитым мотогонщиком Паулу Гонсалвешом, погибшем на седьмом этапе — почти на ровном месте. Умирал и Эдвин Стравер, но его смерть оказалась клинической: парня сумели вытащить с того света.
Даже в Саудовской Аравии «Дакар» не прощает ошибок. И даже в Саудовской Аравии хватает отчаянных смельчаков, которые бросают вызов горам, пустыням и самим себе. Приключение продолжается!
Банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» с 2005 года. На счету российской команды 17 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар».
1 августа 2019

Большое интервью с Антоном Шибаловым, победителем ралли-рейда «Шелковый путь — 2019»
28 апреля 2017

Эксклюзивное интервью легенды «Формулы-1» Жака Вильнева
18 ноября 2016

Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха
-
29 марта 2021 года
«Люди почему-то недооценивают РПЛ» ФутболНикола Моро — о раннем взрослении, сравнениях с Лукой Модричем, жизни в Москве и уровне российского футбола
-
12 марта 2021 года
«Меня не пускали на тренировки, если я получал плохие оценки» ФутболРоман Евгеньев — о детстве, игре в нападении и своем стремительном прорыве в основу «Динамо»
-
9 марта 2021 года
«Хоккей — игра эмоций. Здесь все на адреналине, столкновения неизбежны» ХоккейЭксклюзивное интервью с форвардом «Динамо» Даниилом Тарасовым
-
5 марта 2021 года
Футбол России: правда или вымысел?Думаете, хорошо разбираетесь в отечественном футболе? Проверим?