КАМАЗ покорил четвертую часть света

20 января 2020

Главные итоги ралли-рейда «Дакар-2020»

Первые две части света — Европа и Африка — сдались российской команде «КАМАЗ-мастер» в рамках легендарного ралли-рейда еще в прошлом веке, в 1996 году (первым триумфатором «Дакара» среди россиян был Виктор Московских). Тогда путь еще пролегал по классическому маршруту — из Парижа в сенегальский город Дакар, который и дал гонке ее нынешнее название.

Америку российские грузовики покорили при первой же возможности, в 2009 году, — как только гонка из соображений безопасности покинула Африку и перебралась в Аргентину и Чили. Тогда на дистанции не нашлось равных Фирдаусу Кабирову.

В 2020 году «Дакар» снова переехал — на этот раз по экономическим причинам — в Саудовскую Аравию. Азия впервые приняла культовый марафон, а КАМАЗы снова не подкачали. Но обо всем по порядку. 

 

КАМАЗ покорил четвертую часть света

В мотоциклах смена власти

Сложно поверить, но в XXI веке в зачете «Мото» на «Дакаре» выигрывали мотоциклы только одного производителя — австрийской компании KTM. Гегемония началась в 2001 году и длилась без малого 20 лет.

Новое издание гонки все поменяло. Австралиец Тоби Прайс на KTM, выигравший до этого дважды (в том числе и в последнем «Дакаре» в Южной Америке), на этот раз оказался лишь третьим. В борьбе за серебро его в итоге опередил чилиец Пабло Кинтанилья на Husqvarna.

Первое же место занял Рикки Брабек на Honda — и моментально вошел в историю: он стал первым американцем, выигравшим «Дакар» (не только в категории мотоциклов). Рикки захватил лидерство уже на третьем этапе и до самого финиша его ни на секунду не отпускал — крайне редкое явление для класса «Мото». В итоге отрыв американца от ближайшего преследователя составил более 16 минут.

 

КАМАЗ покорил четвертую часть света

Карякин вошел в историю

Если еще пару лет назад казалось, что новым прорывным классом в «Дакаре» станут квадроциклы, то теперь все изменилось. В двух последних южноамериканских изданиях гонки организаторы проводили эксперименты с мотовездеходами, которые были признаны удачными. Результаты порадовали и в 2020 году: в этот класс ушли многие именитые гонщики, включая француза Сериля Депре, который пять раз выигрывал «Дакар» на мотоциклах и входил в призеры на внедорожниках. Для него, правда, «первый блин» на вездеходах оказался комом. Таким же, каким до этого — годом ранее в Южной Америке — он стал и для россиянина Сергея Карякина.

Наш гонщик, выиграв «Дакар» в 2017 году в зачете квадроциклов, вскоре решил сменить класс — теперь в его распоряжении появились более сложная и массивная техника, а также штурман-помощник. Первая попытка в вездеходах — на «Дакаре-2019» — не задалась, но в Саудовской Аравии Карякин сумел приехать вторым, уступив лишь американцу Кейси Карри. Таким образом, Карякин стал первым в истории «Дакара» россиянином, который взошел на подиум в двух разных категориях. А ведь ему по силам и на внедорожник пересесть… То ли еще будет!

 

КАМАЗ покорил четвертую часть света

Штурманы в огне

Самая напряженная борьба за победу, как обычно, была в зачете внедорожников. Победил испанец Карлос Сайнс на MINI, но от оказавшегося вторым катарца Нассера Аль-Аттия на Toyota его отделили всего шесть с половиной минут, а от третьего, легендарного Стефана Петранселя на том же MINI, — чуть меньше десяти минут! Таких маленьких отрывов нет ни в одном другом классе. 

Еще Карлос Сайнс повторил достижение своего партнера по команде Петранселя — сумел выиграть гонку на автомобилях от трех разных производителей. В 2010-м он побеждал на Volkswagen, в 2018-м — на Peugeot и вот теперь на MINI.

Для россиян, правда, более интересным должно быть четвертое место в зачете внедорожников. Почти везде фигурирует исключительно имя гонщика — аравийца Язида Аль-Раджи. Но мы-то знаем, что местная знаменитость вряд ли смогла бы так высоко забраться без нашего штурмана Константина Жильцова, особенно в условиях, когда дорожные книги на некоторых этапах выдавали лишь за 15 минут до старта. В десятку, кстати, попал и еще один россиянин, тоже штурман, Алексей Кузьмич, который сумел втащить в почетный список малоизвестного аравийского гонщика Ясира Сеайдана.

Предыдущий напарник Жильцова — Владимир Васильев — тоже принимал участие в этом «Дакаре», но выбыл уже на третьем этапе. Его автомобиль загорелся прямо посреди пустыни, и эти кадры вмиг облетели планету.

Наши штурманы оказались впереди двух чисто российских экипажей, Александра Доросинского и Дениса Кротова, которые приехали 14-м и 17-м соответственно. Впереди них финишировала и главная звезда этого «Дакара» — чемпион гонок серии «Формула-1» Фернандо Алонсо. Обычно «приглашенные знаменитости» с треском проваливают «Дакар», но привыкший к ровным круговым трассам пилот не спасовал и приехал-таки на 13-м месте. Ему же отойдет и условный приз за самый зрелищный эпизод «Дакара» — тройной кувырок с дюны через крышу с приземлением на четыре колеса. После сумасшедшего трюка Алонсо просто продолжил движение, будто ничего и не произошло.

 

КАМАЗ покорил четвертую часть света

КАМАЗ — непобедимый

Совсем немного не хватило гонщикам российской команды «КАМАЗ-мастер» в зачете грузовиков для уникального достижения — побед на всех этапах ралли-рейда. Единственным, кто хоть как-то смог навязать борьбу «голубой армаде», стал белорусский гонщик команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. Он выиграл второй этап, после чего два дня возглавлял общий зачет. Но в итоге сдался и он, к финишу отъехав на третью строчку. 

Победы на всех остальных этапах остались за КАМАЗами. При этом выигрывали три из четырех пилотов российской команды — Каргинов, Шибалов и Сотников. Действующий на тот момент двукратный победитель «Дакара» Эдуард Николаев сошел на шестом этапе из-за проблем с двигателем. Механики совершили невозможное — перебрали за ночь сердце грузовика, и он сумел продолжить движение, но экипаж выступал лишь в зачете Experience — для выбывших пилотов, и в общем зачете не соревновался, хотя и сумел после этого трижды занять третье место на этапах.

Первым в итоге стал Андрей Каргинов, опередив ближайшего преследователя, партнера по команде Антона Шибалова, на 42 минуты. Каргинов выиграл «Дакар» во второй раз в истории. Он — обладатель уникального достижения — побеждал во всех крупнейших ралли-марафонах планеты: «Дакаре», проводимом по старому маршруту до Сенегала «Африка Эко Рейсе» и «Шелковом пути» из России в Китай.

Впервые в истории на подиум взошел белорусский гонщик. Сергей Вязович на МАЗе приехал третьим, отстав от Каргинова на два часа.

 

КАМАЗ покорил четвертую часть света

Большой переезд

Победы победами, но самый главный итог «Дакара-2020» — переезд в новую страну, в новую часть света, в совершенно новые условия.

Естественно, у участников будут претензии (а когда было иначе?). Кому-то не понравилось отсутствие сложных песчаных маршрутов. Кого-то не устроил новый регламент. Кто-то просто не смог приехать в Саудовскую Аравию. Кому-то не хватило толп болельщиков на финише. Но эти проблемы будут всегда — регламент и формат «Дакара» постоянно меняются.

В остальном же «Дакар» остается «Дакаром» — хоть в Африке, хоть в Южной Америке, хоть на Аравийском полуострове, — главным автоприключением планеты, невероятно красивым, но и таким же опасным. Пока кто-то жалуется на простые маршруты, большая раллийная семья прощается со знаменитым мотогонщиком Паулу Гонсалвешом, погибшем на седьмом этапе — почти на ровном месте. Умирал и Эдвин Стравер, но его смерть оказалась клинической: парня сумели вытащить с того света.

Даже в Саудовской Аравии «Дакар» не прощает ошибок. И даже в Саудовской Аравии хватает отчаянных смельчаков, которые бросают вызов горам, пустыням и самим себе. Приключение продолжается!

Для справки

Банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» с 2005 года. На счету российской команды 17 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар».



Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

1 августа 2019

<p>Большое интервью с Антоном Шибаловым, победителем ралли-рейда «Шелковый путь — 2019»</p>
«В сильную жару закипает не только техника, но и мозг»

Большое интервью с Антоном Шибаловым, победителем ралли-рейда «Шелковый путь — 2019»

28 апреля 2017

<p>Эксклюзивное интервью легенды «Формулы-1» Жака Вильнева</p>
«Кого мы здесь только не повидали: и богатых мальчиков, и папенькиных сынков»

Эксклюзивное интервью легенды «Формулы-1» Жака Вильнева

18 ноября 2016

Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха Правила жизни Владимира Чагина
Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха
Новости