«КАМАЗ-мастер» в полной боевой готовности

25 июня 2021

Репортаж из Набережных Челнов в преддверии ралли-рейда «Шелковый путь — 2021» 

Пятнадцать минут — примерно столько удалось провести каждому журналисту во время показательного заезда по автодрому на берегу Камы в кабине спортивного КАМАЗа. Но этого более чем достаточно, чтобы осознать — как непросто придется экипажам команды «КАМАЗ-мастер» во время многодневного ралли-рейда «Шелковый путь — 2021». 

01_КАМАЗ-мастер» в полной боевой готовности
© kamazmaster.ru

Спортивный КАМАЗ трогается с места величественно и плавно, чтобы через пару секунд, разорвав тишину ревом дизеля, превратиться в стремительно уменьшающийся силуэт. Так его старт видится со стороны. В кабине же тебя с первой секунды вжимает в спинку тесного спортивного кресла. И эти перегрузки — еще одно напоминание, почему на гонках используется авиационная терминология: «пилоты», «штурманы», «экипаж».

Спустившись на грунт с высоты кабины, участники заездов в первую очередь мысленно поблагодарили организаторов, которые дружески посоветовали не налегать на завтрак перед выездом на трассу. Проезд на «боевом» грузовике, который проходил некоторые участки на скорости 140 км/ч, как выяснилось, моментально лечит множество специфических офисных заболеваний. Исчезает остеохондроз, усиливается кистевой захват, позвоночник приобретает широчайшую амплитуду движений, жим ногами в упор показывает рекордные значения. Что, в общем, неудивительно. Несмотря на относительно непродолжительное время заезда (хотя были те, кому он показался вечностью), на трассе присутствовали и песчаные колеи, и каменистый отрезок дороги, и девяностоградусные повороты, и, в качестве вишенки на торте, трамплин перед финишем. 

В общем, небо в глазах новоявленного экипажа после очередного взлета отражалось не реже, чем дорожный рельеф. Мало кому удалось удержать эмоции, вернувшись на точку старта. Тем сильнее на этом фоне контрастировало абсолютное спокойствие совершавших заезд за заездом именитых чемпионов — Андрея Каргинова и Айрата Мардеева, которые, казалось, даже во время этих коротких прокатов совершали невозможное за рулем многотонных машин. 

Кабина спортивного КАМАЗа отличается от серийного так же, как кабина боевого истребителя от комфортабельного салона пассажирского лайнера. Все, что не пригодится в гонке, здесь убрано, зато добавлены мощнейший каркас безопасности, который неоднократно спасал здоровье и жизнь экипажам на ралли-рейдах, нерегулируемые спортивные кресла и пятиточечные ремни безопасности. Привычная панель приборов отсутствует, показания механик и пилот считывают с настроенных специально для них цифровых дисплеев. У штурмана, который занимает центр кабины, своя роль – сверять маршрут с дорожной книгой, засекать время прохождения участков, держать направление, предупреждать о поворотах. Понятно, что выполнять множество задач членам экипажа в то время, когда грузовой болид мчится по сложнейшему бездорожью, можно, только имея громадный опыт «наката» — тысячи километров. И, как заметил двукратный чемпион «Дакара» Андрей Каргинов, ради тренировки пилоты при любой возможности стараются вести грузовик с максимальной скоростью.

Представленные на заездах КАМАЗы знают, что такое ралли-рейды не понаслышке. Обе машины участвовали во многих из них и побеждали.

02_КАМАЗ-мастер» в полной боевой готовности
© silkwayrally.com

Ближайшая гонка, к которой заканчивает подготовку «КАМАЗ-мастер», — «Шелковый путь — 2021». Ралли начинается в Омске и финиширует в Улан-Баторе. Экипажам, которые выйдут на старт, предстоит пройти 5400 км, разбитых на десять участков. Людям и технике предстоит преодолеть семь природных зон, испытать себя на лесных, горных, пустынных трассах и в пустыне Гоби. Главные сюрпризы участники ралли ждут на территории Монголии. За первые три дня гонки по территории России будет пройдено всего 329 км. Зато самый короткий скоростной участок после пересечения границы составит 340 км, а самый длинный — 540 км. Что не исключает максимальной концентрации экипажей сразу на старте, любая ошибка может обойтись не только потерей времени, но и сходом с дистанции.

«Шелковый путь» недаром называют генеральной репетицией «Дакара». Ралли сложное само по себе, но это отличная возможность проверить готовность людей и машин к самому главному внедорожному состязанию планеты. «КАМАЗ-мастер» выставляет на гонку семь экипажей, среди которых и обладатели всех самых главных международных титулов — Андрей Каргинов, Антон Шибалов, Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Дмитрий Сотников. Пройдут испытание и экипажи, впервые вышедшие за рамки национальных чемпионатов. Снова на ралли выйдет газодизельный КАМАЗ с экипажем Сергея Куприянова. 

03_КАМАЗ-мастер» в полной боевой готовности
© kamazmaster.ru

Ответ на вопрос, почему на гонке будет именно такой состав, дал директор команды по производству и развитию Сергей Савостин: «Мы едем туда соревноваться, нам нужен результат. В связи с известными событиями у нас в последнее время мало соревнований, мало практики. Мы ищем любую возможность, чтобы экипажи соревновались на трассе и не теряли свой опыт, свои навыки. Также надо дать дорогу молодым, чтобы они тоже развивались и росли. Поэтому на гонку "Шелковый путь" мы стараемся делать выезд максимально возможным по составу. Для нас эта гонка доступнее и ближе, поэтому мы ее используем по максимуму. Подготовка к ней идет в производственном цехе полным ходом, практически круглые сутки – мы стараемся все успеть. Практически все наши желания мы добавляем понемногу в каждую машину, чтобы пройти испытания и найти резервы для роста средней скорости на спецучастке. Эта гонка для нас — не только тренировка, но и испытание всех новшеств, которые мы планируем применить на следующий "Дакар"».

Гонка покажет, что из ноу-хау закрепится на будущее в двухосных спортивных грузовиках, а что останется в истории только этого ралли. Главный сюрприз, который ждут на старте, — спортивный грузовик семейства К5. В цехе «КАМАЗ-мастера» сейчас идут завершающие работы по его сборке. Как говорит Сергей Савостин, времени как раз хватает, чтобы успеть подготовить автомобиль к старту. И поскольку машина абсолютно новая, ее узлы и агрегаты на данный момент скрыты от посторонних глаз в прямом смысле. Во время экскурсии по цеху грузовик был загорожен переносными щитами от любопытных фото- и видеокамер. 

Как заметил Сергей Савостин, основные соперники сейчас переходят на автомобили капотной компоновки — на них проще добиваться результата, это перспективное направление. На КАМАЗе построен отдельный цех, который непосредственно выпускает эти кабины. 

К5-я примечательна еще и тем, что при ее разработке конструкторы (многие из которых сами действующие спортсмены «боевых» экипажей) ориентировались на грядущие изменения в техническом регламенте FIA (Всемирного совета по автоспорту). В 2022 году планируется проводить грузовой зачет чемпионата мира по внедорожным ралли. Каждое изменение технического регламента — это серьезные переделки автомобилей и серьезные финансовые затраты. Сергей Савостин обрисовал ситуацию так: «Мы ждем завершения работ по регламенту. Новый автомобиль с кабиной К-5 мы делаем на основе проекта этого регламента. Все новое, что в нем заложено, реализовано и в нашем автомобиле, чтобы потом его не переделывать».

Соперники также будут испытывать на «Шелковом пути — 2021» свои технические новинки и проверять силы экипажей. Спорт есть спорт — и победит тот, кто покажет себя лучше на этапах, среди которых и самый сложный — марафонский. При его прохождении ремонт машин будет проводиться без помощи техподдержки, экипажам потребуется применить все свои знания и навыки. 

04_КАМАЗ-мастер» в полной боевой готовности
© kamazmaster.ru

Айрат Мардеев, с которым получилось побеседовать между заездами, высказался об этом этапе ралли так:

— В Монголии будет достаточно интересно. Мы уже привыкли, что один бивуак будет без техничек. Поэтому везем больше запчастей, берем с собой дополнительные колеса. Если машина ломается, мы все трое становимся механиками. 

— Айрат, вы участвовали в гонках практически на всех континентах, кроме Антарктиды и Австралии. Есть после этого места, куда хочется вернуться просто туристом?

— Хотелось бы побывать в Южной Америке не только спортсменом, а просто отдохнуть. В абсолютном большинстве случаев пилот совершенно не замечает мест, по которым едет. Впереди тебя только дорога — и уже потом, на записи, понимаешь, что было вокруг тебя. Это наша работа — мы концентрируемся только на трассе. Если появляется время смотреть по сторонам, значит, ты едешь не в своем темпе, не выжимаешь из себя максимум.

— После сегодняшних заездов эмоции бьют через край практически у всех участников, кроме пилотов. У вас есть свои фирменные методы сохранять спокойствие?

— С нами работает спортивный психолог. Она готовит нас к соревнованиям, всегда находится на связи; если есть вопросы, всегда можно обратиться онлайн. Подсказывает разные методики: как справляться с трудностями, настраивать правильное дыхание, чтобы находиться в максимальном ресурсном состоянии или вернуться в нужное русло. Все профессиональные спортсмены работают с психологами, которые помогают настроиться на максимальный результат.

— Есть ли при всех ваших титулах еще вершина, которую вы считаете непокоренной?

— Самая высокая вершина — это «Дакар». Мне удалось дважды быть серебряным, дважды бронзовым призером этого ралли, один раз золотым. Но хотелось бы повторить успех и не раз еще завоевать золото «Дакара». Набирает обороты и «Шелковый путь», который становится с каждым годом все популярнее. На эту гонку всегда собирается очень сильный состав. Ее я смог выиграть два раза, но, как известно, от побед не устаешь.

— Между соревнованиями как у вас происходит общение с коллегами-соперниками из других команд?

— Абсолютно нормально. Переписываемся, например, с чилийцем, который победил в «Дакаре» на квадроцикле и пересел на грузовик. Представляете, какой переход сразу? Теперь у нас стало еще больше общих тем. Мы поздравляем друг друга с праздниками, нам всегда есть о чем поговорить. Поддерживаем общение с МАЗовцами, мы видели, какими они были, и видим, какими стали. У них получается все лучше и лучше.

— По одному из центральных каналов сейчас демонстрируется сериал «Мастер», где ваша команда — главный участник событий. Вы его смотрите?

— Фильм я увидел на премьере. Разумеется, жизнь отличается от сценария сериала. Давайте все-таки помнить, что это художественное кино. Но все трюки на грузовиках в фильме делали мы сами. Этот фильм ориентирован на аудиторию, которая ранее в принципе не соприкасалась с миром ралли-рейдов. Сериал нацелен на то, чтобы увеличить аудиторию любителей гонок по бездорожью. Надеюсь, что эта цель будет достигнута. Эффект уже чувствуется: у нас стало больше подписчиков в соцсетях, на выставках подходят люди, интересуются нашим видом спорта.

Для справки

Банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» с 2005 года. На счету российской команды 18 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар». В 2019 году команда также стала восьмикратным победителем ралли-рейда «Шелковый путь».


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

4 февраля 2021

<p>Эксклюзивное интервью с триумфаторами «Дакара-2021»</p>
«Сила не в успехе одного экипажа. Сила — в команде»

Эксклюзивное интервью с триумфаторами «Дакара-2021»

15 января 2021

<p>Главные итоги ралли-рейда «Дакар-2021»</p>
Золотой хет-трик КАМАЗа и шоу имени Карякина

Главные итоги ралли-рейда «Дакар-2021»

1 августа 2019

<p>Большое интервью с Антоном Шибаловым, победителем ралли-рейда «Шелковый путь — 2019»</p>
«В сильную жару закипает не только техника, но и мозг»

Большое интервью с Антоном Шибаловым, победителем ралли-рейда «Шелковый путь — 2019»

Новости