Гонки на выживание

22 января 2018

10 главных историй юбилейного «Дакара»

Завершившийся в Аргентине «Дакар-2018» был юбилейным — сороковым по счету. А потому особенным. К формированию маршрута ралли-рейда его организаторы подошли с особенной тщательностью, постаравшись учесть все ошибки прошлых лет и все пожелания участников. Достаточно сказать, что за прокладку трассы отвечал не кто-нибудь, а пятикратный победитель «Дакара» в классе мотоциклов Марк Кома! И организаторам удалось достичь желаемого — нынешний рейд стал лучшим за всю историю гонки в Латинской Америке. Марафонцев ждали не уступающие в сложности африканским дюны, высокогорье, пересохшие русла, триал в каньонах и навигационные ловушки. Поэтому нет ничего странного в том, что до финиша «Дакара-2018» добралась лишь половина его участников.  

 


Долгая дорога в перуанских дюнах

С первого этапа организаторы отправили участников не на скоростные раллийные дороги, а, как и положено «Дакару», в дюны — в коварные пески Перу. В этой части пустыни Атакама мягкий рыхлый мелкозернистый песок больше похож на пыль. И в этом «пухляке» вязли не только тяжелые многотонные грузовики, но и джипы и даже мотоциклы. Автомобили приходилось буквально выкапывать из песка, а давление в шинах — сбрасывать до минимального, чтобы сохранить хоть какую-то проходимость. Несмотря на это, большинство машин садились на брюхо на гребне дюн, откуда без посторонней помощи выбраться было практически невозможно. 

«Никогда еще в Латинской Америке нам не встречались настолько сложные и опасные дюны, — резюмировал после первой половины гонки 13-кратный победитель «Дакара» Стефан Петерансель. — Абсолютная непредсказуемость, приходилось ехать, скрестив пальцы».

 


Лазарет для действующих победителей «Дакара»

Сложнейший маршрут с первых допов стал причиной череды аварий и сходов с дистанции. Уже на третьем этапе «поймал крышу» (перевернулся несколько раз и разбил автомобиль) двукратный победитель «Дакара» Нани Рома. С травмами головы и шеи испанца экстренно отправили в госпиталь. Днем позже судьбу Нани разделил действующий чемпион в классе мотоциклов англичанин Сэм Сандерленд. Падение, повреждение спины и больничная койка. На пятом этапе ряды неудачников, к сожалению, пополнил еще один действующий победитель ралли-рейда — квадроциклист Сергей Карякин. «Как и многие другие пилоты, я не разглядел впереди песчаную воронку и влетел в нее на скорости 80 км/ч, — вспомнил россиянин. — Спрыгнул с дюны и врезался в отвесную стену. Снял перчатку — рука буквой Z». Позже врачи констатировали перелом обеих рук.

Не обошли проблемы стороной и экипажи «КАМАЗ-мастер». Три из четырех грузовиков команды на первых этапах опрокинулись набок! Для экипажа Айрата Мардеева это падение стало фатальным — два часа отставания в генеральной классификации и потеря шансов на победу.

 


Великий неудачник «Дакара»

В очередной раз «проклятие Дакара» постигло и 9-кратного чемпиона мира в классическом ралли Себастьена Лёба. Француз сорвался с дюны в глубокую песчаную воронку. Подоспевший на помощь экипаж Антона Шибалова вытащил автомобиль из ямы, Лёб был готов продолжить борьбу, но падение с высоты усугубило травму спины его штурмана Даниэля Элены. «Мы возвращались на бивуак на скорости 30 км/ч, тем не менее Даниэль кричал от боли, — рассказал Себастьен. — Гонка для нас закончена, я не могу рисковать здоровьем штурмана».

Возможно, для Лёба это был последний шанс получить «золотого бедуина», ведь его команда «Пежо» покидает «Дакар»…

 


Победа в честной игре

Пришлось полежать на боку в песках Атакамы и грузовику Эдуарда Николаева. Однако к Королевичу «Дакара», как по аналогии с Владимиром Чагиным называют Эдика, фортуна была весьма благосклонна. Через считанные минуты грузовик Николаева на четыре колеса поставил один из конкурентов россиянина — Мартин Коломы из «Татры». 

«Я очень благодарен Мартину: мы могли бы потерять массу времени, ведь три наших других экипажа были далеко от нас, — рассказал Эдуард Николаев. — На «Дакаре» важна взаимопомощь. Хотя Коломы уже не претендовал на победу, его поступок вызывает глубокое уважение». Удивительно, но даже с учетом падения Николаеву удалось показать лучшее время на этапе! Редчайший случай для «Дакара»!

К слову, тоже перевернувшийся на одном из этапов МАЗ белоруса Сергея Вязовича из беды выручил экипаж россиянина Антона Шибалова. В итоге Вязович взял серебро «Дакара-2018».

 


Ремонт на колесах

С учетом сложности «Дакара-2018» организаторы впервые в истории позволили командам механиков бивуака оказывать помощь экипажам прямо на трассе, в так называемых зонах нейтрализации. Практически все гонщики этой возможностью воспользовались. Несмотря на это, в грузовом зачете финишировали меньше половины стартовавших экипажей — всего 19 грузовиков из 44. 

«Дакар-2018» был гонкой на выживание, — признал руководитель «КАМАЗ-мастера» семикратный победитель ралли-марафона Владимир Чагин. — Иногда пилотам приходилось сбрасывать скорость, чтобы пожалеть технику и просто добраться до финиша». 

 


Поражение в нечестной игре

На войне все средства хороши. Вероятно, этим лозунгом руководствовался главный соперник команды «КАМАЗ-мастер» в грузовом зачете пилот «Ивеко» Федерико Вильягра. Поэтому на одном из последних этапов он пошел на «военную хитрость». В зоне нейтрализации он дозаправил свой грузовик, что правилами запрещено. Смысл маневра был в том, чтобы половину дистанции ехать на облегченном автомобиле с полупустыми баками. Такой грузовик на полтонны легче и, разумеется, едет быстрее. Неизвестно, наказали бы аргентинца штрафом за эту «невинную шалость» организаторы гонки, но до вердикта дело не дошло. На предпоследнем этапе участь латиноамериканского хитреца решила сама судьба — на грузовике Вильягры сломалась коробка передач. Как следствие, сход с трассы вместо гипотетического второго места на пьедестале.

 


Временные парадоксы

В итоговом зачете класса грузовиков Эдуард Николаев победил с отрывом от ближайшего преследователя почти в четыре часа! Однако за два этапа до окончания «Дакара-2018» Николаева и его главного преследователя Федерико Вильягру разделяла… одна секунда! Одна секунда после 7000 километров тяжелейшего маршрута и 47 часов за рулем! 

«Впервые сталкиваюсь на “Дакаре” с подобными парадоксами, — признался бронзовый призер нынешнего ралли-рейда Айрат Мардеев. — А ведь для меня это уже девятый «Дакар». «Это экстрим, — подтвердил Владимир Чагин. — Но именно таким и должен быть большой спорт».

 


Командная работа

«Когда на 10-м этапе мы пробили передний редуктор, я думал, что “Дакар” для нас закончен, — вспоминает Эдуард Николаев. — Но нам удалось дотянуть до финиша на межколесной блокировке».

На следующий день «Дакар-2018» для Николаева мог завершиться из-за повреждения подвесного карданного вала в каменистом русле реки. В итоге эту деталь сняли с подоспевшего на подмогу грузовика Айрата Мардеева (сам Айрат впоследствии добирался до финиша на кардане, разогнутом кувалдой). На 12-м этапе на машине Эдуарда вышел из строя регулятор давления воздуха. Поломку устраняли силами трех экипажей, а исправный агрегат сняли с грузовика Дмитрия Сотникова.

Если бы не слаженная работа всей команды, кто знает, сумел бы экипаж Эдуарда Николаева добраться до «золотого бедуина»?.. 

 


Плановый титул

После победы на минувшем ралли-рейде Эдуард Николаев стал трехкратным победителем «Дакара» и превзошел по количеству титулов таких «зубров песков», как Фирдаус Кабиров и Жерар де Рой. Однако куда важнее, что команда «КАМАЗ-мастер» в год празднования своего 30-летия завоевала 15-е золото «Дакара»! Иными словами, российские экипажи празднуют победу на самом престижном ралли-рейде современности каждый второй год!

«Я счастлив! Как в одной известной песне, для меня это — самый лучший день! — ликовал семикратный триумфатор «Дакара» и руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин. — Я счастлив за нашу команду, за наш завод, за Татарстан и за всю нашу страну!»

 


«Дакар» — это не мяч пинать

Вероятно, российские футбольные болельщики были немало озадачены, когда увидели в списке участников «Дакара-2018» португальского гонщика Андре Виллаш-Боаша. Да-да, того самого Виллаш-Боаша, который не так давно был главным тренером питерского «Зенита», а еще раньше возглавлял лондонский «Челси».

Оказывается, автоспорт — давнее увлечение Андре, в молодости он даже выступал на мотоцикле на этапах чемпионата Португалии по гонкам на бездорожье. Кстати, штурманом 40-летнего новичка юбилейного, сорокового «Дакара» согласился стать опытнейший мотогонщик Рубен Фариа, вице-чемпион «Дакара-2013».

Впрочем, под палящим американским солнцем довольно скоро выяснилось, что вязкие пески Перу — не чета стриженному футбольному газону. И Андре Виллаш-Боаш сумел продержаться на «Дакаре» лишь до четвертого этапа. Хотя, с учетом сложности «Дакара-2018», может быть, вплоть до четвертого?

Для справки

Банк ВТБ выступает генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» с 2005 года. На счету российской команды 15 побед в легендарном ралли-марафоне «Дакар».

Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Спорт»
Материалы по теме

18 декабря 2017

<p>
	 Неожиданный тест на эрудицию
</p> Кто это сказал?

Неожиданный тест на эрудицию

17 июля 2017

<p>Эксклюзивное интервью с девятикратным чемпионом мира по ралли</p>
Себастьен Лёб: «Для победы на “Дакаре” мне пока не хватает опыта»

Эксклюзивное интервью с девятикратным чемпионом мира по ралли

18 ноября 2016

Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха Правила жизни Владимира Чагина
Семикратный чемпион «Дакара» — о принципах, по которым он живет и добивается успеха
Новости