Нужно, чтобы голова работала, а не просто было соревнование на скорость». Интервью с пилотом команды «КАМАЗ-мастер» Богданом Каримовым

06.11.2024

Пилот команды «КАМАЗ-мастер» Богдан Каримов
Как вы оказались в этом виде спорта? Понятно, что мальчикам нравятся машины, но не все из них становятся гонщиками.
Да, мне с детства нравились машины. И я любил наблюдать за тем, как водит автомобиль отец: он не спортсмен, но для меня авторитет и образец человека, который любит машины. Он тот самый водитель, у которого машина всегда в порядке. А еще в детстве я узнал про картинг и сразу сказал: «Хочу туда». Но это фигурным катанием можно заниматься с трех лет, а с машинами так не выйдет. Поэтому примерно с пяти лет я начал заниматься хоккеем, а потом были футбол, плавание. Многое испробовал, но сильнее всего интересовал картинг: техника, скорость, постоянная конкуренция на соревнованиях. Гонки захватили меня и уже не отпускали. Со временем эмоций становилось только больше. И машины тоже стали большими.
Вы из Елабуги?
Да, это совсем недалеко от Набережных Челнов, где находится Камский автомобильный завод. В Челнах я поступил в автомеханический техникум, отучился. Знал о команде «КАМАЗ-мастер» — и отправил резюме, когда пришло время искать работу. Сначала выступал именно в картинге, много выигрывал. А потом ко мне подошел наш нынешний руководитель Эдуард Николаев и спросил: «Какие у тебя планы на будущее? Кем себя видишь? Хочешь кабину попробовать?» Это было шесть лет назад. Конечно, я хотел.
И начали вы не как пилот, а как механик?
Да, это обязательно. Сразу пилотом никто в команду не приходит. Ты должен машину сначала узнать всю полностью, уметь все обслуживать, менять, чинить, должен научиться пользоваться всеми ее возможностями. Потом садишься за руль на обычной асфальтированной дороге, чтобы почувствовать машину, привыкнуть к ней. Если есть желание, горение, стремление, то это все приветствуется и ты делаешь следующие шаги.
В этом году в ралли-марафоне «Шелковый путь» как пилот вы выиграли спецучасток. Что это вообще такое?
Организаторы соревнований специально выбирают извилистые, со сложным рельефом участки, на которых приходится преодолевать много разных естественных препятствий. Они ищут такие интересные места, где нужно, чтобы голова работала, а не просто было соревнование на скорость. Стартовали мы в Томске. Спецучасток, который я выиграл, — это был густой лес. Можете себе представить, какие в лесу дороги. И еще лето было очень дождливым. Для грузовика, когда он набирает большую скорость, влажная почва становится очень скользкой — даже хуже, чем на льду. И нужно очень внимательно смотреть, именно разбирать этот рельеф, чтоб не влететь в деревья и не потерять время.
А еще бывают пески?
Песчаные спецучастки — это отдельная тема. Они требуют ювелирной работы пилота: там одна мелкая ошибка — и ты застрял, потерял кучу времени. Один раз ты зазевался — и можешь 40 минут откапывать свою машину.
Соревноваться приходится не только с природой, но и с соперниками?
Это самое интересное. Чем больше сильных команд — тем выше уровень соревнований.
А можно подготовиться к встречам с трудностями на трассе?
Тут важно сочетание конкретной местности и погоды в моменте. К этому не подготовишься. Нужен опыт. Например, есть места, где нужно не очень быстро ехать, чуть-чуть подбросить темп, чтобы сохранить машину. В ралли-рейдах важно правильно рассчитать и свои силы, и возможности машины.
Например, чемпионат России идет три-четыре дня. Можно ехать на всю катушку, машина вынесет все нагрузки. Но на «Шелковом пути» уже по 11 дней мы едем, каждый день с утра и до ночи: у любой машины будут возникать трудности и проблемы. Выиграет тот, у кого их будет меньше. Вот мы говорим, что важно в работе и в жизни не допустить выгорания: трудиться, но не переусердствовать. Так и с машиной.
Экипаж Богдана Каримова на ралли «Холмы России»
У вас есть какие-нибудь ритуалы перед стартом?
Я пока не нашел свой ритуал. Как и все, делаю перед стартом небольшую зарядку, чтобы подготовить мышцы к сильной тряске. А еще люблю перед стартом просто посидеть минут пять. Важно убрать из головы все лишние мысли, отключиться от внешнего мира. Если ты думаешь о чем-то постороннем — сразу начинаются ошибки. Нужно только смотреть на дорогу и слушать штурмана.
Если какие-то природные красоты проезжаете, удается хотя бы одним глазком взглянуть?
Мельком, конечно. Бывают очень красивые горы. Или наоборот, мы едем вниз с большой горы — и видим долину. Но все равно это, наверное, 1% внимания.
Что происходит между соревнованиями? Тренировки?
Все наши экипажники три раза в неделю обязательно посещают зал. У нас есть свой тренер. Делаем упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета: самое важное — сохранить спину и шею во время тряски. Еще растяжка и тренировки на выносливость. А перед большими соревнованиями по специальной программе с нами занимаются тренеры, которые готовят олимпийских чемпионов.
А еще пилоту нужно быть умным, правильно?
Голова, конечно, у нас постоянно работает. Даже вне соревнований. Машина постоянно разбирается, собирается, что-то у нее изменяется.
Кстати, как вы отдыхаете? За рулем или в шезлонге?
В основном наши пилоты все отдыхают на природе, где-нибудь возле реки может быть. Многим нравится рыбалка, выезд за город с палатками.
Даже водители, которые ездят по идеальным городским дорогам, часто испытывают стресс. А у вас — спецучастки. Как с неизбежным стрессом справляетесь вы?
Экипаж — это три человека: пилот, штурман и механик. А еще рядом другие экипажи команды. Если есть поддержка, то все эти стрессовые ситуации как-то легче проходят. У нас на «Шелковом пути» ломались амортизаторы. Приезжаешь без настроения, но видишь, что все поддерживают, и становится легче, отпускает.
Расскажите о вашей самой запоминающейся гонке.
Это, наверное, когда я впервые поехал в экипаже Эдуарда Николаева. Поехали в Астрахань, где самая сложная трасса. Сидел рядом и видел, как вообще грузовик может ехать по таким ухабам, как он просто перелетает половину трассы. Помню себя: вцепился в поручни, ногами уперся, все летает, прыгает — как в мясорубке. Потом уже привыкаешь к такому, но первый раз не забудешь. И еще пески запомнились: видишь гору размером с девятиэтажное здание — и машина на нее просто залетает. Снаружи, кажется — ну, подлетела машина и подлетела. Когда ты внутри, а десятитонная машина подлетает на три метра в высоту, то это серьезно.
У вас есть любимые художественные фильмы о машинах?
Сейчас не так много фильмов смотрю. Но в детстве, конечно, смотрел. Вспоминается фильм «Такси»: было интересно, как таксист гоняет по городу, какая у него машина была крутая, вся с наворотами.
А любимые гонщики?
Если взять из «Формулы-1», то нравится молодой пилот Джордж Рассел, который выступает за команду Mercedes. Не скажу, что фанат, но слежу за ним.
За какими видами спорта еще следите как болельщик?*
Хоккей я прямо люблю смотреть. Футбол тоже. В хоккей сам до сих пор играю. Выбирать новые коньки или клюшку — нравится это все. Люблю выходить зимой на каток и просто проводить время на воздухе.
Для поддержки профессионального спорта и популяризации здорового образа жизни ВТБ реализует программу «Спортивная страна». В ее рамках банк выступает спонсором крупных соревнований, системно поддерживает российские спортивные ассоциации, а также отдельные команды и их участие в турнирах. Генеральным спонсором раллийной команды «КАМАЗ-мастер» ВТБ стал в 2005 году. При участии банка команда совершенствует свою техническую и тренировочную базу.
Иллюстрации предоставлены пресс-службой команды «КАМАЗ-мастер».