Социальное предпринимательство — это коммерческая деятельность, цель которой — улучшать качество жизни общества. Статус социальных предпринимателей как субъектов малого и среднего бизнеса закреплен на законодательном уровне. Это компании и ИП, которые производят или продают товары и оказывают услуги для социально уязвимых групп населения, обеспечивают рабочие места для них, а также своей деятельностью достигают общественно полезных целей. Но чтобы быть социальным предпринимателем, не обязательно официально регистрировать такой статус: важнее вести бизнес, который решает значимые проблемы в сфере общества, культуры, экономики. Основой своей работы социальные предприниматели видят общественно-значимые задачи: помочь, поддержать, дать возможность для реализации. Главным критерием успеха становится не прибыль, а польза, которую проект приносит обществу.
Сферы и масштабы деятельности могут быть самые разные, от глобальных до узкоспециализированных: создание сети образовательных центров для детей или пансионатов для пожилых, производство инвалидных колясок повышенной проходимости или других медицинских изделий, развитие инклюзивной городской среды или организация творческих мастерских для людей с ментальными и другими особенностями. Глэмпинги, развивающие школы, организация выставок, экскурсий или экомузеев — это всё примеры социального предпринимательства.
На август 2022 года в России зарегистрирован 6 921 социальный предприниматель. Среди лидеров — Московская область, где есть 722 социальных предприятия, Башкортостан и Нижегородская область. А к 2030 году ожидают, что в социальной сфере появится около миллиона новых рабочих мест для разных специалистов.
Как взаимодействуют социальные предприниматели и крупный бизнес
Социальных предпринимателей поддерживает не только государство, но и крупный бизнес, который выступает как кредитор, финансовый или информационный партнер. Исследованию особенностей такого взаимодействия эксперты Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) посвятили работу «Устойчивые инновации через призму партнерства крупных корпораций с социальными предпринимателями». Проект реализован при участии Центра поддержки социальных инноваций и предпринимательства Impact Hub Moscow.
Студенты магистратуры по направлению «Менеджмент» Елена Климова, Светлана Трошнева, Денис Бородин и Никита Пайкин под руководством доцентов кафедры стратегического и международного менеджмента Янниса Христодоулу и Юлии Арай выявили и проанализировали проблемы сотрудничества крупного бизнеса и небольших компаний, которые занимаются социальным предпринимательством.
«Сложности на старте и с обеспечением финансовой жизнеспособности делают реализацию проектов в сфере социального предпринимательства сравнимой с подвигами Геракла. Преодоление проблем само по себе является инновационным процессом, требующим новых бизнес-моделей с привлечением широкого круга заинтересованных сторон. По этой причине социальное предпринимательство напрямую связано с устойчивыми инновациями. Речь идет не только об экологическом и социальном воздействии, но и позитивной финансовой отдаче в долгосрочной перспективе», — считают авторы исследования.
Исследователи пообщались с представителями социальных предприятий и крупных компаний, а также изучили международные кейсы успешных коллабораций. В ходе работы удалось сделать несколько важных выводов:
современным предпринимателям не хватает мотивации для регистрации бизнеса в реестре социальных предприятий;
многие предприниматели опасаются, что такая социально ориентированная деятельность не принесет пользы и, наоборот, приведет к снижению дохода;
представители корпораций считают, что особый статус мог бы способствовать развитию совместных проектов, так как социальный аспект дает дополнительное преимущество.
Одна из главных проблем партнерства в сфере социального предпринимательства, которую выявили эксперты ВШМ СПбГУ, — низкий уровень привлечения ресурсов с обеих сторон. Это значит, что партнеры решают социальные проблемы на поверхностном уровне, ограничиваясь разовыми акциями или краткосрочным сотрудничеством.
А успех любого социального проекта можно оценивать по тому, как сильно он влияет на качество жизни людей, для которых проект создавали. У социальных предпринимателей есть знания о проблемах и потребностях этих людей, а также о способах решения. У крупного бизнеса, в свою очередь, есть финансовые ресурсы, знания, как правильно выстраивать бизнес-процессы. Если объединить возможности двух сторон, можно достигнуть высоких результатов: преодолеть проблему и масштабировать это решение.
Например, французская компания Danone и бангладешский банк Грамин разработали специальный йогурт, который продают по низким ценам в сельских районах Бангладеша. Danone добавила в йогурт комплекс витаминов и микроэлементов, необходимых жителям, а банк внедрил эффективную систему дистрибуции продукта. Такой совместный проект позволил снизить уровень заболеваний и смертности среди детей из-за недостатка витаминов.
Почему не у всех получаются совместные эффективные проекты? Часто корпорации поддерживают социальных предпринимателей через благотворительные проекты, которые не встраиваются в бизнес-модель компании. Поэтому, чтобы добиться действительно эффективных результатов для всех сторон, партнеры должны учитывать интересы друг друга. Например, это удалось инклюзивным мастерским «Простые вещи» и кафе «Укроп» в Санкт-Петербурге. В мастерских под заказ изготовили керамическую посуду, оборудовали детский уголок в кафе, отреставрировали мебель.
В то же время социальным предпринимателям может не хватать знаний основ делового общения, финансовой грамотности, контактов в бизнес-среде. У многих предпринимателей есть опыт работы в социальной сфере, но нет экономического или бизнес-образования. Чтобы устранить этот разрыв, ВШМ СПбГУ разработала программу «Управление проектами в области социального предпринимательства». Она помогает социальным предпринимателям получить навыки разработки бизнес-модели для своей организации, оценить рентабельность, научиться продвигать продукты и услуги.
Важную роль для развития связей между социальными предпринимателями и корпорациями играют различные комьюнити. Там можно обменяться опытом, выстроить новые партнерства, обсудить актуальные проблемы. Например, центр КСО ВШМ СПбГУ — активный участник различных ассоциаций и деловых площадок в этой сфере, а также организатор мероприятий, которые помогают налаживать отношения между крупным бизнесом и социальными предприятиями. Среди других мест, где социальные предприниматели могут найти единомышленников и наладить новые связи, — ассоциации социальных предпринимателей в разных городах, центры инноваций социальной сферы, международная ассоциация СПИБА, мероприятия Impact Hub Moscow и фонда «Добрый город».
Какие перспективы может принести сотрудничество корпораций и социальных предпринимателей
Совместные проекты социальных предпринимателей и крупного бизнеса могли бы принести множество преимуществ обеим сторонам. Так, предпринимателей, которые занимаются общественно важным проектами, отличает стремление к клиентоориентированности, также они придают определяющее значение развитию нематериальных ресурсов. Среди них: ориентация на результат и стремление создавать продукт высшего качества.
Такие мотивированные партнеры могут быть полезны крупному бизнесу: получая стартовую поддержку, социальное предприятие способно выйти на самоокупаемость и дальше частично или полностью не зависеть от финансовых вложений партнера. Корпорации часто поддерживают именно социальных предпринимателей в регионах присутствия, потому что таким образом они стимулируют работу в будущем самостоятельных организаций, которые повышают благополучие всего региона. Но чтобы повысить эффективность партнерских отношений, необходим профессиональный и системный подход к сотрудничеству с обеих сторон, открытое деловое общение, а также просвещение общества.
Своим опытом в сфере социального предпринимательства поделились клиенты банка ВТБ — пресс-секретарь компании «Обсервер» Юлия Роменская и учредитель сети детских образовательных центров «Эволюция» Надежда Мертвищева. Обе компании включены в госреестр социальных предприятий.
«Уже считается неприличным, если в курортном городе нет инклюзивных пляжей»
© Пресс-служба компании «Обсервер»
Компания «Обсервер» разрабатывает и производит инвалидные коляски и сопутствующее оборудование, которое помогает создавать безбарьерную среду. На самом производстве работают люди с инвалидностью первой и второй группы, руководитель Роман Аранин тоже передвигается на коляске.
Компания делает различные проекты, связанные с жизнью людей с инвалидностью. Один из них — это инклюзивные пляжи. Идею придумал в 2014 году Роман Аранин во время путешествия в инвалидной коляске по Испании и Франции. Он увидел, что в Европе есть специальные площадки на пляжах, на которых люди с инвалидностью могут удобно расположиться. Это особые настилы, по которым можно передвигаться на колясках, и много другого оборудования. Так появилась идея перенять этот опыт.
© Пресс-служба компании «Обсервер»
Начали с пляжа в Зеленоградске: разработали проект и представили его министру туризма Калининградской области. Он поддержал идею, выделил финансирование, на которое закупили необходимое для пляжа оборудование: деревянный настил, кабинки для переодевания, особые шезлонги с противопролежневыми матрасами, зонты от солнца, подушки, принимающие форму тела человека, пляжные коляски, на которых можно плавать. После начали делать публикации, что в Зеленоградске появился первый пляж для людей с инвалидностью. А к концу году открыли еще один — в Пионерском.
© Пресс-служба компании «Обсервер»
Сейчас в регионе уже семь таких площадок. Как говорит Роман Аранин, уже считается неприличным, если в курортном городе нет инклюзивных пляжей. Все стали понимать, что человек с инвалидностью — это тоже потенциальный клиент гостиниц, ресторанов и сувенирных магазинов. А доступный пляж — это один из критериев выбора места для отдыха, ведь люди хотят поехать туда, где больше инфраструктуры для людей на колясках, а пляж — это тоже часть инфраструктуры.
© Пресс-служба компании «Обсервер»
Инклюзивные пляжи лаконично интегрированы в общественный городской пляж. Здесь же проводят пляжные вечеринки, выступления артистов. Также инклюзивный пляж замечают приезжие туристы, а это повышает видимость проекта и увеличивает количество отдыхающих людей с особыми потребностями.
При поддержке банка ВТБ в компании проходит расчетно-кассовое обслуживание. Также банк помогает реализовывать средства Фонда поддержки предпринимательства Калининградской области, которые выделяются на развитие проекта.
«Поддержка помогает развивать бизнес быстрее и эффективнее»
Учредитель сети детских образовательных центров «Эволюция» Надежда Мертвищева © Образовательный центр «Эволюция»
«Эволюция» — это сеть детских образовательных центров. Основное направление — обучение английскому и китайскому языкам, а также подготовка к школе и рисование. В прошлом году центр получил грант на развитие бизнеса от Минэкономразвития, что позволило сделать ремонт в новом филиале и запустить новые продукты. Среди них — группы продленного дня и шахматы.
Мы много внимания уделяем внеклассной жизни: организуем праздничные концерты для детей, творческие мастер-классы, игры EvoGame и британские школы на английском для школьников. Летом образовательный центр работает как летний клуб полного дня для детей. Наша миссия — помогать детям раскрывать в себе то, что заложено природой. Мы страстно любим то, чем занимаемся, и заражаем этой любовью других. Мы стараемся жить осознанно и верим, что образование и развитие дают шанс каждому стать лучшей версией себя
Надежда Мертвищева
Образовательные программы «Эволюции» отличаются тем, что здесь проводят большую работу с мышлением преподавателей, чтобы они росли, развивались и эффективнее внедряли инструменты обучения.
Команда преподавателей и сотрудников © Образовательный центр «Эволюция»
Различные виды поддержки — финансовые гранты или обучающие программы — помогают бизнесу. Предприниматели часто развивают проекты интуитивно, а тут они получают эффективные инструменты, чтобы совершенствовать бизнес.
С ВТБ центр сотрудничает не так давно, но поддержка банка повышает уровень доверия общества к проекту. Банк проводит множество мероприятий для предпринимателей, активно развивает работу с клиентской базой, и это позитивно влияет на выбор поставщика банковских услуг предпринимателем.
Летний языковой лагерь © Образовательный центр «Эволюция»
Важно поддерживать социальное направление. Это медицинские и образовательные центры, центры реабилитации и различной поддержки незащищенных слоев населения. Мне бы хотелось, чтобы социальный бизнес и дальше выделялся в отдельную ветку по части поддержки и со стороны госпрограмм, и со стороны крупного бизнеса. Социальное предпринимательство — существенная часть бизнеса, которая влияет на качество жизни общества. Мы действительно улучшаем уровень и качество жизни общества
Надежда Мертвищева
Банк ВТБ поддерживает социальных предпринимателей в самых разных сферах, не только предоставляя качественные и современные банковские продукты, но и оказывая партнерскую и информационную помощь.