Преодолеть гравитацию

19 декабря 2019

Как методики спорта высших достижений помогают детям с двигательными нарушениями встать на ноги и почувствовать силу земного притяжения  

Среди серых однотипных зданий окраинной Москвы вдруг появляется невысокий изумрудный дом, окруженный прозрачным забором. Это — Детский центр физической реабилитации и спорта, основанный Ниной и Юханом Гросс в 1995 году. Супруги Гросс пришли в детскую реабилитацию из большого спорта, где занимались подготовкой спортсменов высокой квалификации. Все методики, которые они применяют в работе с детьми с двигательными нарушениями, основаны на физической культуре и движении как основе полноценной жизни.

Технический директор Центра Юхан Гросс — мастер спорта по фигурному катанию, шестикратный чемпион мира по зимнему виндсерфингу. Он создал и запатентовал спортивный «Тренажер Гросса». Изначально тренажер предназначался для фигуристов — они отрабатывали на нем элементы вращения тела в прыжках. Позже тренажер адаптировали к занятиям людей с инвалидностью и запатентовали как «Способ восстановления двигательных навыков человека при нарушении его опорно-двигательной системы». Тренажер Гросса дал детям с инвалидностью возможность самостоятельно перемещаться в пространстве, ощутить силу земного притяжения, сделать первые шаги. 

В Центр приезжают для повышения квалификации специалисты со всей России, студенты педагогических вузов проходят тут практику и обучающие курсы. Помимо работы с детьми, сотрудники Центра выпускают познавательные мультипликационные программы для родителей.

 

Преодолеть гравитацию

Как все начиналось

Нина Гросс:

— В 1994 году на базе НИИ физической культуры (НИИФК) мы организовали лабораторию по реабилитации детей с разными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Тогда в области детской реабилитации ничего не было — не только в России, но и в мире. Наша подруга, которая работала в детском центре в Эстонии, спросила: «А что делать с детьми с ДЦП? Они лежат, и что с ними делать, непонятно». Но социальный заказ на работу с детьми был.

Мы изучили существующие на тот момент в мире программы для детей с подобными нарушениями, и оказалось, что все упражнения там выполняются из положения лежа. Но, когда человек лежит, у него неправильно формируется костно-мышечная система, нарушается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, не может развиваться ни координация движений, ни выносливость. 

Человеческий организм — как телевизор: есть автоматический поиск программ, а есть ручной. И если у нас в мозгу нет автоматической программы, мы можем сформировать ее сами. Когда мы регулярно делаем какое-то движение, приходит стереотип. Мы с Юханом Артуровичем пришли из спорта высших достижений, и мы знаем, как тренировать навык. 

 

Преодолеть гравитацию

Почему нужна вертикаль

Юхан Гросс:

— Первые исследования в 1991 году показали сразу, как меняется психоэмоциональное состояние человека, когда он вертикализируется. В тренажере Гросса он не упадет, ты его страхуешь. Тренажер регулирует вес на опорно-двигательный аппарат, позволяя ребенку, пусть не всем своим весом, преодолеть гравитацию и самостоятельно подняться на ноги.

Однажды к нам привезли девочку на коляске, надели тренажер, и у нее эмоции настолько хлынули! Ведь тренажер позволяет сесть, встать, подпрыгнуть. Мы помогали, конечно, но тем не менее — движения ее обрадовали, она сразу порозовела. 

Потом были взрослые на колясках. Привели одного мужчину на каток. У него — первый страх: «Я здесь разобьюсь вообще!» Зацепили за тренажер, страхуем, а у него руки дрожат. У него было настолько сильное переживание! Потом в спортзале поставили этого мужчину в тренажер, установили прыжковый режим. Он отрывается от земли и говорит: «Если бы у меня дома был такой тренажер, я бы прыгал с утра до вечера». Это работает даже чисто психологически: ты не сидишь в коляске, а что-то делаешь. Через год этот мужчина встал на свои ноги и играл в спортзале в баскетбол. 

Нина Гросс:

— Движение нужно тренировать — у нас в программе 141 упражнение. Чтобы ребенок встал, нужно перепрограммировать всю систему и сформировать правильный наклон головы, чтобы зрительный и вестибулярный анализаторы дружили. 

Когда ребенок сидит в коляске, голова у него часто наклонена вниз. Чтобы посмотреть на маму, он не поднимает голову, а смотрит исподлобья вверх. Когда вертикализируешь такого ребенка, его глаза смотрят вверх, потому что зрительный анализатор у него сформировался неправильно из-за такого положения головы. Из-за этого вестибулярный аппарат тоже работает неправильно. Мышечная координация в таком случае совершенно другая, потому что все мышцы работают в зависимости от положения тела в пространстве, от координации зрительного, вестибулярного анализаторов и проприоцептивной чувствительности стопы (проприоцепция — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга. — Прим. ред.). Зрительный и вестибулярный анализаторы человека должны формироваться в вертикальном положении. 

Тогда все по вертикали пойдет вниз, к стопе — в ней у человека 7200 точек, которые должны синхронизироваться с нашими сенсорами. Голова должна принимать эти сигналы и давать мышцам команду, при каком движении какие мышцы должны работать. Это происходит не сразу. 

 

Преодолеть гравитацию

Пропущенные уроки

Нина Гросс:

— У детей все процессы идут с колоссальной скоростью. В четыре месяца ребенок должен поднять голову — формируется шейный лордоз. В шесть месяцев он должен сесть — формируется поясничный лордоз. В десять месяцев он должен встать на ноги, тогда открывается таз. Свод стопы формируется до двух лет. А что получается у ребенка, который сидит в коляске? У многих детей со слабой мускулатурой наблюдается дисплазия тазобедренных суставов и деформация стопы. 

Врачи и ортопеды говорят: вставать нельзя, а то будет подвывих суставов. С одной стороны, они правы. При принятии вертикального положения ребенок с дисплазией тазобедренного сустава и несформированной стопой может получить травму. Поэтому нагрузка на тазобедренный сустав и стопу должна быть адекватной возможностям ребенка.

Если он постоянно лежит, вес растет, а стопа не развивается, то при вертикализации он всем весом опирается на стопу, и она деформируется. Значит, надо уменьшить нагрузку на стопу, убрав часть веса. Но вертикаль должна работать в любом случае! Детей нужно поднимать. Когда мы ставим их в вертикаль, у них в первые дни происходит отрицательная реакция опоры — поджимание ножек. Настолько ребенку непривычно. 

Почему дети до трех лет все время находятся в движении? Чтобы мозг быстро осваивал окружающую среду и формировал связи. Наши дети пропустили этот период, они лежат. Это как в школе: если кто-то не ходил в первый класс, то десятый он не сможет освоить. Мы возвращаемся с детьми на пропущенный этап и постепенно начинаем отрабатывать все «пропущенные» движения.

Бывает, к нам приходят в пять лет, когда мускулатура и скелет уже начинают формироваться по-другому. Но, если родители обратились, когда ребенку еще нет года, это вообще эффективно. Сколько у нас малышей пошли! 

Преодолеть гравитацию

Юхан Гросс:

— Нельзя запретить детям движение. Дети рождаются, едят, спят и двигаются. У них тысячи движений, которые они должны выполнять. Человек живет, когда двигается. 

К нам приходят дети, которые запущены часто до безобразного состояния. Мы обязательно найдем ту грань преодоления, чтобы ребенок сам, преодолевая гравитацию, выполнил упражнение. Ведь если ты вовремя не вертикализировался, не встал на опору, возникает целый комплекс вторичных проблем: не развиваются свод стопы, тазобедренная область. 

Нина Гросс:

— Это как карточный домик: одну карту вытащил — и домик сломался. У детей, которые годами лежат и мало двигаются, формируются системные нарушения. Сначала нарушается костно-мышечная система, затем функциональная, мочевыделительная, психологическая — и в итоге ребенок не может приспособиться к социальной среде, постоянно зависит от окружающих. 

Юхан Гросс:

— Когда мы лежим, артериальное давление в организме везде одинаковое: и в голове, и в ногах. Венозный отток крови происходит, только когда человек двигается в вертикальном положении. Будет ли что-то меняться в организме ребенка, который постоянно лежит? Он лежит, и за него поднимают его руку. А это что такое? Это за него преодолевают гравитацию. Ребенок должен сам сопротивляться гравитации —  тогда у него все мышцы работают. Даже со здоровыми детьми нужно заниматься: переворачивать, двигать. 

 

Преодолеть гравитацию

Навык в игре

Нина Гросс:

— Если мы хотим, чтобы ребенок был как все, тогда и развивать его нужно так же, как всех. Нужно создавать условия, как у всех детей. Мы развиваем наших детей точно так же, как здоровых. Они не инопланетяне, правда?

В нашем Центре мы создали такие условия. Физический навык тренируется многократным повторением — фигуристы с четырех лет делают прыжковые упражнения до тысячи раз. Дети растут, их нужно постоянно тренировать, перерывов быть не должно. В чем проблема привычной системы реабилитации? Курс — 20 дней, а потом дети целый год лежат, ждут, когда еще дадут бесплатный курс. Мы ведем ребенка годами — это самое эффективное. 

Нам нужно выработать у него какой-то навык — например, согнуть и разогнуть руку. Мы показываем ребенку, как это делать, а потом решаем ту же задачу, но уже в игре. Дети даже не замечают, как сгибают-разгибают руки, а мы специально строим такие программы. Движение должно быть ребенку в удовольствие. Должен быть грамотный подход к физическим нагрузкам и физической реабилитации. 

Дети, которые не ходят, участвуют в марафоне — вы видели, сколько велосипедов стоят. Они могут ехать на велосипеде, прыгать в тренажере или кататься на роликах. Пусть в тренажере, но они двигаются, испытывают ощущения, радуются! Когда мы видим, что у ребенка начинает работать межмышечная координация, постепенно прибавляем нагрузку. Если правильно сформировать движение и подтвердить его вербально, ребенок рефлекторно начинает его делать: у него в мозгу формируются связи. Чтобы ребенок встал на ноги, мы должны немного помочь ему и следить. Все.

Мы даем ребенку такую нагрузку, где он может по чуть-чуть, но сам преодолеть гравитацию, сам пройти в тренажере, сам что-то сделать. Мы не обещаем родителям, что ребенок пойдет. У детей 4—5 уровней по Международной шкале двигательных возможностей другие проблемы: бывает, они дышать не могут. Мы продлеваем ребенку ту жизнь, которая комфортна для него и семьи. Все приходят с разными запросами. Пришла мама с дочерью 10 лет и говорит: «У меня задача одна: чтобы ребенок стоял, когда я его одеваю». Ну мы перевыполнили ей задачу: девочка теперь может передвигаться, пусть и с некоторой помощью. 

 

Преодолеть гравитацию

Идти к мечте галсами

Нина Гросс:

— Человек, который верит в себя и продолжает работать над собой, добьется успеха. Это точно. Если ты ставишь задачу и идешь к своей мечте, она всегда сбывается. Если ребенок в тренажере ощутил, что он двигается сам, ему никто не помогает, он уже верит в себя. Но другое дело, что мечты сбываются не всегда сразу. Иногда к мечте надо идти, как в парусном спорте, — галсами. 

У меня всегда была мечта — создать центр мирового уровня, чтобы к нам люди приезжали, а не мы в Германию ездили. Чтобы мы своих сотрудников ценили и платили достойную зарплату. Чтобы российских специалистов — а у нас есть очень хорошие — уважали. Спасибо банку ВТБ, что помогли все это воплотить в жизнь.

Сейчас у меня мечта, чтобы в Центре появились бассейн и каток. Проект бассейна уже есть. Тогда получится непрерывная физическая реабилитация, мы дадим ребенку выбор: хочешь — плавай, хочешь — ходи, хочешь — занимайся фигурным катанием. Тогда у него будет стимул, будет понятно, зачем он тренируется. Представляете, ребенок с инвалидностью социализируется и идет потом в паралимпийский или даже олимпийский спорт? Или просто становится физически развитым человеком, который сможет себя реализовать в жизни. Тогда я скажу, что моя мечта исполнилась.

Для справки

Нина Гросс — основатель и руководитель Детского центра физической реабилитации и спорта, председатель правления Региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов «Гросско», руководитель отдела физической культуры и социальной адаптации детей-инвалидов во Всероссийском научно-исследовательском институте физической культуры (ВНИИФК). С 2002 года — член экспертного совета Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту. Член Исполкома Паралимпийского комитета России, занималась совершенствованием законодательной базы в области физической культуры и спорта среди инвалидов. Член Национальной ассоциации экспертов по проблемам детского церебрального паралича и сопряженных заболеваний. Автор более 50 научных работ.

Юхан Гросс — основатель Центра, кандидат педагогических наук, мастер спорта по фигурному катанию и зимнему виндсерфингу, шестикратный чемпион мира по зимнему виндсерфингу, автор лечебно-спортивного «Тренажера Гросса». По своим возможностям обучать движениям, мобильности и простоте в мире нет аналогов подобному тренажеру. Установлен более чем в 400 реабилитационных центрах России.


Поделитесь с друзьями:
Facebook Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Google Plus Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Общество»
Материалы по теме

30 октября 2019

<p>Один день жизни</p>
Центр имени Дмитрия Рогачева

Один день жизни

4 сентября 2019

<p>
	 Директор хосписа «Дом с маяком» в Московской области Ольга Дьяконова — о том, что значат три дня для родителей неизлечимо больного ребенка
</p>
«Жизнь ребенка — это абсолютный приоритет»

Директор хосписа «Дом с маяком» в Московской области Ольга Дьяконова — о том, что значат три дня для родителей неизлечимо больного ребенка

25 июля 2019

<p>
	 Интервью с координатором волонтеров Детского хосписа «Дом с маяком» Анастасией Майоровой
</p>
 «Помогая, важно не навредить — ни себе, ни тому, кому помогаешь»

Интервью с координатором волонтеров Детского хосписа «Дом с маяком» Анастасией Майоровой

Все новости