— Ранее вы сотрудничали только с музеями Санкт-Петербурга. Но уже тогда, несколько лет назад, был очевиден потенциал вашей программы. Вам удалось выйти за границы города?
— Да, мы сотрудничаем с Петергофом, Гатчиной, Павловском. Это ближайшие к Петербургу культурные центры. Появился опыт работы с московскими музеями. Если смотреть в динамике, то интерес к нам год от года увеличивается. Одновременно в других городах появляются проекты, подобные нашему. И мне кажется, это очень здорово!
Мы вошли в список учебных организаций Санкт-Петербурга, которые имеют право готовить людей к проведению экскурсионной работы. Наши выпускники становятся лицензированными городскими гидами. Более того, мы можем принимать экзамены в рамках этой деятельности. Замечу, что городское туристско-экскурсионное бюро аккредитовало всего 15 таких учебных организаций, и мы в их числе.
Наши выпускники не просто штудируют тексты лекций, они погружаются в культурологическую среду и могут ответить практически на все вопросы людей, которые приходят на экскурсию.
Замечу, что методисты музеев, которые занимаются с ребятами, всегда открыты, они воодушевлены нашими учениками, дают им максимальный объем информации для последующей работы.
— Насколько востребованы лекции и экскурсии ваших выпускников?
— Статистические данные за последние десять лет относительно количества людей с нарушениями слуха, проживающих в России и в Санкт-Петербурге в частности, колеблются. Мы можем сказать, что среди миллионов глухих и слабослышащих людей России порядка 100-600 тысяч человек используют РЖЯ в качестве основного языка общения. Из них в Санкт-Петербурге это число, по разным данным, составляет от 4 до 16 тысяч человек. Наши экскурсии проходят практически каждую неделю. В среднем на одну экскурсию приходит от 5 до 10 человек, это зависит не только от самих зрителей, но и от условий музея, где проходит мероприятие. В Петергофе бывает записывается и по 20 человек. Давайте посчитаем: в месяц мы обычно проводим 8 экскурсий, получается, что к нам ежемесячно приходит около 100 человек. Хотя не так давно только на одной временной выставке в петербургском Манеже, которая была посвящена русской скульптуре, побывало свыше 50 человек. Это много. Кстати, экскурсии начинают приносить небольшую прибыль, и это здорово. Получается, что труд глухих гидов оплачивают сами же глухие люди.
Про нас узнают в других регионах. Недавно приезжали блогеры, которые хотели не только рассказать про наших гидов своей аудитории, но и увидеть своими глазами экскурсии, которые они проводят. Я делаю на этом акцент потому, что раньше о нас мало кто знал, сейчас же ситуация меняется.
— Обучение международным жестам поможет расширить аудиторию? Этот блок ориентирован на работу с иностранными туристами?
— Владение этими жестами открывает для наших ребят сразу несколько возможностей. Вы правы, они получают подготовку для работы с иностранцами. Кроме этого, знание международных жестов позволяет ученикам свободно общаться за границей, например, с коллегами из европейских музеев. Более 60 человек прошли у нас обучение по этой программе только в 2020 году. Международные жесты нам очень пригодились, когда мы ездили на учебную стажировку в музеи Ватикана в прошлом году.
— Вы ездили в Ватикан учиться или обмениваться опытом?
— Это очень классная история! Мы предварительно имели несколько встреч с представителями музеев Ватикана, с теми службами, которые занимаются инклюзивными проектами. Согласовали с ними поездку и незадолго до начала пандемии вывезли в Рим группу глухих гидов. Мы занимались в течение двух дней с методистами Ватикана, познакомились с принципами работы людей с разными особенностями, а также освоили несколько коллекций музеев. Узнали многое. Это было очень ценно с точки зрения знакомства с шедеврами искусства. Результат нашей поездки — мотивация, новые знания, сертификаты по результатам обучения и продолжение сотрудничества. Мне кажется, мы о себе оставили хорошее впечатление.
— Вы думаете развивать международные направления, сотрудничать с музеями в других странах?
— Наши действия взаимосвязаны: изучение международных жестов, взаимодействие с другими музеями, культурами, знакомство с новыми подходами в работе с людьми с инвалидностью. Сегодня в России эти стандарты немного отстают. Но мы уже догоняем наших европейских коллег. Знаете, еще со времен Петра I так повелось: мы долго запрягаем, но быстро едем. С точки зрения общения с посетителями, использования технического оборудования, методик преподавания, нам есть чему поучиться. С другой стороны, создание государственной программы «Доступная среда» позволяет рассчитывать, что довольно быстро в этой области наступят изменения. И тогда мы сами начнем обучать коллег из других стан.
— Как реагируют обычные посетители музея, когда встречаются с вашими группами?
— По-разному, в основном смотрят с интересом, особенно дети, для них это что-то новое, необычное, но они всегда очень позитивны. Думаю, такие встречи меняют общество. Когда люди с разными возможностями по здоровью встречаются в самых обычных местах, видят друг друга, взаимодействуют, это оказывает в целом положительное влияние, дает понимание, что возможности должны быть равными у всех. Главное, чтобы они действительно были равными.
Еще момент: экскурсии глухих людей почти всегда сопровождаются бурными жестовыми обсуждениями деталей. На обычной экскурсии могло бы быть шумно, а здесь получается, что оживленная дискуссия проходит в тишине. Очень интересный контраст, который тоже привлекает внимание посетителей музея.
— Почему появляются такие эмоциональные диалоги внутри группы?
— Свою роль играет «наполненность» гидов. Невозможно без эмоций рассказать историю, нельзя провести лекцию, вовлечь зрителей, предлагая им просто посмотреть налево или направо. Глухой гид, который ведет экскурсию, должен, что называется, гореть своим делом. У него другие средства для выражения эмоций — не интонации, не тембр или повышение голоса. Получается очень экспрессивно, и это передается слушателю!
— Сергей, как происходит взаимодействие с музеями?
— С самого начала была идея устраивать людей в музеи на работу. Изначально мы были только учебным центром. Когда попробовали, столкнулись с рядом нюансов. Мы спросили себя: почему бы нам самим не открыть туристско-экскурсионное направление? Это получилось сделать достаточно просто. С музеями у нас подписаны контракты, наши выпускники получают бейджи гидов, мы согласовываем порядок посещения, количество людей в группах. Разумеется, не все выпускники остаются работать у нас, некоторые стремятся попробовать свои силы самостоятельно, и есть те, у кого получается. Наши выпускники сегодня водят экскурсии в самых разных музеях: в Эрмитаже и Фаберже, в Русском музее и Исаакиевском соборе, в музее Военно-морского флота и Петергофе, и других. Всего уже более 20 музеев и выставочных пространств.