28 окт 2022

Центр преподавательского мастерства в бизнес - образовании ВШМ СПбГУ

Как и зачем развивать преподавателей

Развитие и обучение преподавателей — залог достижения образовательных результатов у студентов. Именно поэтому в Высшей школе менеджмента СПбГУ в 2022 году начал работу Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании. Центр занимается внедрением инновационных педагогических методик и уникальных цифровых инструментов в образовательный процесс, а также обучением и повышением квалификации преподавателей. Ольга Алканова — старший преподаватель кафедры маркетинга, председатель The Assurance of Learning Committee и директор Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании — рассказала об основных задачах подразделения.


Систематизировать опыт обучения преподавателей

01_Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ
© ВШМ СПбГУ

В ВШМ СПбГУ всегда внедрялись передовые методики и технические новинки, но в основном это была оперативная реакция на происходящие события. Такой подход в бизнес-школе был полностью пересмотрен.

В идеале мы хотим иметь план действий, логичную программу обучения, переобучения и поддержки, базу знаний и методичек. Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании должен собрать воедино и институционализировать работу, которая ведется давно.

Ольга Алканова

Поддержать новых и начинающих преподавателей

Для новых преподавателей в Центре проводится программа онбординга — адаптация, инструктаж и поддержка по всем вопросам преподавания. Задача — помочь сориентироваться в ожиданиях ВШМ СПбГУ: как организовать взаимодействие со студентами, какими цифровыми платформами пользоваться. В программах для приглашенных преподавателей акцент делается на требования Бизнес-школы, для начинающих — на методики и приемы преподавания. Создание программы для молодых преподавателей — приоритетное направление работы на ближайшее время.

02_Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ
© ВШМ СПбГУ

Чтобы эффективно преподавать, важно не просто знать материалы курса — необходимо ориентироваться в особенностях психологии и поведения людей разных поколений и культур. Таких знаний и навыков часто не хватает молодым преподавателям и аспирантам. К эффективному формату работы можно прийти через метод проб и ошибок, но это требует времени. Наставничество от Центра позволит достичь положительного результата быстрее и сделает процесс преподавания комфортнее.

Считается, если человек делает исследования, окончил программу аспирантуры и способен создавать знания, то он по умолчанию может эффективно ими делиться. Однако это не так. Молодые преподаватели часто не знают, как читать программу курса, как ее адаптировать под себя, как написать свою программу, на что влияет система оценивания, как строить процесс работы со студентами в аудитории — всему этому их никто не учил.

Ольга Алканова

Реагировать на потребности специалистов и времени

В начале года Центр провел первый методический семинар, чтобы выяснить ожидания, потребности и вовлечь преподавателей в диалог. Поиск белых пятен в знаниях и умениях преподавателей позволит сделать обучение в Центре отвечающим педагогическим запросам.

В программы внедрят обучение новым инструментам, которые приходят в бизнес-образование из корпоративного сектора и бизнес-практики. Например, механизмы совместной удаленной работы. Возможно даже внедрение в образовательный процесс систем виртуальной и дополненной реальности.

В Центре продолжат развивать ранее созданные инициативы по обучению преподавателей. Например, с 2020 года перед началом каждого семестра проходят семинары Back-to-school. В рамках встреч обсуждают все обновления и новые цифровые инструменты для учебного процесса. Такой формат сохранят в рамках работы Центра.

В результате глобальной доступности информации меняется роль преподавателя: студентам больше не нужно приходить на занятия, чтобы получить информацию по какой-либо теме. Соответственно, преподаватель из транслятора знаний становится собеседником и активным соучастником образовательного процесса, его задача — помочь разобраться и научить применять знания, а это совсем другие практики.


Развивать гибридное обучение

03_Центр преподавательского мастерства в бизнес-образовании ВШМ СПбГУ
Аудитория для занятий в гибридном формате © ВШМ СПбГУ

При поддержке Банка ВТБ Высшая школа менеджмента СПбГУ начала заниматься цифровой трансформацией с 2018 года. Именно поэтому бизнес-школа оказалась лучше других подготовлена к экстренному переходу на дистанционный формат обучения в период пандемии и стала пионером внедрения гибридной формы обучения в стране. Гибридное обучение обеспечивает синхронное обучение онлайн- и офлайн-студентов в специальных гибридных аудиториях.

Центр организует обучающие программы для новых и приглашенных преподавателей, которым предстоит работать в гибридном формате.

Последние два с половиной года многие учебные заведения экспериментировали с гибридом и столкнулись с определенными проблемами: возникает очень много методических вопросов, как все должно работать и как регулировать взаимодействие между разными участниками. Существуют задачи, для решения которых такой способ обучения эффективен, в частности — объединение разных когорт обучающихся без необходимости географической релокации.

Ольга Алканова

Другие проекты Центра

В Центре работают и другие проекты, связанные с развитием методик преподавания. Например, Knowledge Cafe регулярно проводит мероприятия по обмену преподавательским опытом, инсайтами и идеями, где в неформальной обстановке обсуждаются актуальные темы и вопросы бизнес-образования.

Еще один проект Центра — AoL-комитет (The Assurance of Learning Committee). Он занимается поддержкой оценки качества обучения в соответствии с международными стандартами в бизнес-образовании по версии международных аккредитующих организаций (AACSB, EFMD).

AoL Committee мы поддерживаем организационно и методически. Сейчас мы выстраиваем систему аналитики: одно дело непосредственно организация замеров достижения результатов обучения и выработка рекомендаций по улучшению образовательных программ, а другое — систематизация, обработка и хранение всей этой информации.

Ольга Алканова

Создание Центра преподавательского мастерства в бизнес-образовании — важный этап на пути следования к стратегической цели ВШМ СПбГУ стать к 2025 году бизнес-школой № 1 в России. Ольга Дергунова, заместитель президента-председателя правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ, отмечает:

«ВТБ — давний партнер академической среды, который разделяет концепцию long life learning и инвестирует в будущее страны через обучение и поддержку талантов и лидеров. Цель банка — систематически повышать качество образования в России, а также сближать национальные стандарты и практики обучения с современными требованиями глобального рынка труда».