15 сен 2022

Краткая история образования

Кто и как менял школу

Система образования формирует поколение, создающее будущее, поэтому школа всегда реагирует (хотя и с опозданием) на нужды времени. Разберемся, как изменялось образование и что становилось двигателем его реформ.


Древность: институт бабушек и противоестественность школы

01_Краткая история образования
Фигурки писцов из гробницы Мекетре, около 1981–1975 годо в. до н. э., Метрополитен-музей, Нью-Йорк © Metropolitan Museum of Art, CC0, Wikimedia Commons

Воспитанием в патриархальных семьях древности занимались бабушки. К этому общественному институту относили всех женщин, которые уже не могли воспроизводить потомство. Они заботились о младших в общине, и это невероятно увеличивало их выживаемость и обучаемость.

С появлением письменности и государства знаний, необходимых для подрастающего поколения, стало больше. Понадобились первые школы. Причем это явление вполне можно назвать противоестественным: ни одно млекопитающее не отдает своих детенышей малознакомым особям — потомство в животном мире учат те, кто считает его своим.

В первых школах древности учили грамоте, арифметике, ритуальным церемониалам (песням и танцам), священным текстам, гимнастике, законам и обычаям. В школе ученикам приходилось нелегко: за неверно выполненное задание или неповиновение били.


Античность: агонистический дух и метод Сократа

02_Краткая история образования
Рафаэль Санти. «Афинская школа», 1510–1511 годы, Апостольский дворец, Ватикан © Public domain

В Древней Греции начинает складываться знакомая нам система образования: с лицеями, академиями и гимназиями. Греки стремятся учиться, потому что по мировоззрению того времени человек добродетельный всегда поддерживает красоту не только тела, но и души.

Однако такое «стремление к человеческому идеалу» было доступно только юношам: девушки не допускались к образовательному процессу. Девочки воспитывались с мальчиками только до семи лет, а дальше вместо обучения грамоте и истории им приходилось изучать рукоделие и домашние работы. Сохранилась речь Перикла, с которой он обращался к афинским женщинам: «Старайтесь жить так, чтобы среди мужчин наименьше думали об вас, — все равно, в хорошую ли сторону, или в дурную».

Важным двигателем образования стал агонистический (соревновательный) дух греков. Зарождение Олимпийских игр — тоже проявление этого стремления побеждать. Было нормой соревноваться даже с учителем. Так появляются сократические беседы. В их процессе ученик и учитель, задавая друг другу взаимные вопросы, вместе добирались до истины.

В позднем Риме появляется понятие «семи свободных искусств», которые должен был освоить каждый уважающий себя гражданин. В их число входили грамматика, риторика, диалектика, а также более высокие искусства: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Но с воцарением христианства образование начинает строиться на других принципах.


Средние века: зубрежка молитвенников и первые университеты

03_Краткая история образования
Уильям Ноттингемский разъясняет Писание студентам. Миниатюра Якоба Палмерского, около 1350 года, Бодлианская библиотека, Оксфорд © Public domain

Средневековая культура ставит в центр идею Бога и его познания. Так, богословские школы и монастыри превращаются в центры передачи знаний, а псалтыри и Библия — в источники для поиска истины. Но средневековое общество сильно уступало античному по уровню образованности: большая часть людей была безграмотна.

Хотя как раз в этот период в Европе появляются первые университеты — они «вырастают» из монашеских нищенствующих орденов. Обучение возвращают к античным образцам: снова становится актуальной идея, что текст нужно не только учить, но и анализировать — зарождается герменевтика.


Новое время: появление классов и уроков

04_Краткая история образования
Юрген Овенс. «Портрет Яна Амоса Коменского», между 1650 и 1670 годами, Рейксмюсеум, Амстердам © Public domain

В Новое время полностью трансформируются образовательные модели. Впервые появляются робкие идеи о возможности смешанных классов, женском и даже всеобщем образовании.

Самые радикальные изменения и появление новой модернистской системы связано с чешским педагогом Яном Коменским. Еще в 17 веке он придумал основы классно-урочной системы. До этого главной формой обучения была индивидуальная работа ученика и педагога. Она имела свои преимущества: в учебное заведение могли попасть дети разных возрастов, а зачисление происходило в любое удобное для них время — ждать начала учебного года было совсем необязательно.

По классно-урочной системе Коменского, напротив, важным было упорядочить учебный процесс. В школах вводились разновозрастные классы, в которых дети вместе получали поэтапное образование, появилось постоянное расписание с чередованием учебных предметов. Такой формат обучения, по мнению Коменского, позволял не только познакомить учеников с большим количеством информации, но и развить у них навыки межличностного взаимодействия.


Просвещение: школа не должна превращаться в тюрьму

05_Краткая история образования
Франсуа Герен. «Портрет Жан-Жака Руссо», 1760-е годы © Public domain

В век просветителей, когда учение стало важнейшим элементом общественной жизни, разгорелись споры о форме образования. Решающий голос получает Жан-Жак Руссо, который считал, что влияние государства и общества на образование слишком велико.

По его мнению, чтобы ребенок развил все свои лучшие стороны, до подросткового возраста его нужно оградить от светских развлечений, книг и журналов. Единственная книга, которую Руссо допускал бы до детей, — это «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо. Она может научить ребенка необходимости подстраиваться под новые условия жизни, даже если они кажутся чрезвычайно сложными.

Вслед за Руссо его последователи считают, что школа не должна превращаться для ребенка в тюрьму: заучивание текстов формирует шаблонное мышление, а жесточайшая дисциплина и слишком сложный материал отбивают желание получать знания.


Современность: нужно не знать, а уметь

06_Краткая история образования
Подготовленная среда Монтессори-класса © Ilya WWW, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

На рубеже 19 и 20 веков становится понятно, что, несмотря на множество новых педагогических идей, школа осталась прежней. Ей требовались крупные изменения. По всему миру начинают формироваться новые образовательные подходы и технологии: практико-ориентированный подход Дьюи, проектная работа, вальдорфские школы, системы Монтессори и Макаренко. В них на первый план выходит свободное развитие личности ребенка, акцент на формирование практических навыков.

Всемирно известной становится идея советского психолога Льва Выготского о наличии у ребенка зоны ближайшего развития: обучающийся способен освоить только то, что находится в этой зоне, поэтому образовательный процесс необходимо строить, исходя из способностей конкретного ребенка. Однако дальнейшие сложности мировой истории не позволяют экспериментальным идеям стать массовыми — на некоторое время они затухают.

После Второй мировой войны повсеместно возрастает государственный надзор за школой. Вместе с массовым образованием по системе Коменского (с 17 века!) важнейшей формой проверки знаний становятся тестирования: по-другому проверить такое количество работ становится уже невозможным. Это сильно изменило образовательную траекторию: главное для ученика теперь — сдать тест, а не получить знания.

В современном меняющемся мире недостаточно выучить предмет: обучающиеся сегодня не могут даже предположить, какие знания будут актуальны в будущем. Поэтому главная задача школы теперь — научить учиться и подстраиваться под подвижные обстоятельства. Теперь навыки, а не знания выходят на первый план. Учителя из трансляторов информации превращаются в наставников и проводников в мир знаний, которые идут рядом с учениками.

Сегодня все более актуальным становится тренд на «Lifelong learning» — обучение на протяжение всей жизни. В этой концепции непрекращающегося получения знаний и развития умений важна личная позиция обучающегося: он стремится к образованию добровольно. Обучение превращается в важнейший механизм личностного роста, который также помогает повысить конкурентоспособность человека на рынке труда.

Образование — сложная, многоуровневая система. Изменения даются ей нелегко. Но именно школа формирует человека будущего, поэтому только постоянные трансформации могут сохранить за образованием статус важного и полезного общественного института. Поддержка образовательных проектов — одно из приоритетных направлений социальной деятельности банка ВТБ, реализуется в рамках программы «Образованная страна».