Знакомимся с Томом Стоппардом: главные пьесы классика современной драматургии

19.06.2023

Культура

Британский драматург Том Стоппард © Пресс-служба РАМТа
Репертуар Российского академического молодежного театра (РАМТ) пополнился потенциальным хитом — спектаклем «Леопольдштадт» в постановке Алексея Бородина по новой пьесе Тома Стоппарда, одного из самых титулованных современных драматургов. Это история о большой еврейской семье, которой пришлось столкнуться с ужасными событиями 20 века. Пьеса «Леопольдштадт» построена на автобиографическом материале: в 1990-х годах, уже взрослым человеком, Стоппард узнал, что его ближайшие родственники погибли во время Холокоста. В ожидании премьеры предлагаем вспомнить другие известные пьесы Тома Стоппарда, а для начала — познакомиться с ним чуть поближе.

5 фактов о сэре Томе Стоппарде

  • Томаш Штраусслер — таким было его имя при рождении: будущий знаменитый драматург появился на свет в 1937 году в Чехии. Семья бежала от нацистов в Сингапур, но в итоге оказалась в Великобритании. Отец Тома погиб на затонувшем корабле, а новая фамилия досталась юноше от отчима-англичанина.
  • С творчеством Стоппарда наверняка знакомы даже те, кто не ходит в театры. Он много работает в кино и приложил руку к сценариям таких известных фильмов, как «Империя солнца» Стивена Спилберга и «Бразилия» Терри Гиллиама.
  • У Тома Стоппарда есть «Оскар» — за сценарий к фильму «Влюбленный Шекспир».
  • Стоппард — знаток русской литературы. Именно он написал сценарий фильма «Анна Каренина», в котором героиню Толстого сыграла Кира Найтли. А еще помог немецкому кинорежиссеру Райнеру Вернеру Фассбиндеру экранизировать роман Набокова «Отчаяние».
  • «Я почувствовал себя невероятно польщенным и страшно смутился», — так описывает Стоппард свою единственную встречу с Иосифом Бродским. Это было вскоре после присуждения Бродскому Нобелевской премии, и при знакомстве он сообщил Стоппарду, что еще до отъезда из Советского Союза перевел на русский его пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». В 1990 году этот перевод был издан.

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1966)

Эжен Делакруа. «Гамлет и Гильденстерн», 1834 год, Кливлендский художественный музей, Кливленд © Public Domain
Это была первая пьеса 29-летнего Стоппарда, которая сделала его знаменитым. В ней автор продемонстрировал все приемы, после ставшие основой его стиля: переосмысление классики, искрометные диалоги, парадоксы и каламбуры.
Розенкранц и Гильденстерн — второстепенные персонажи пьесы Шекспира «Гамлет», приятели принца датского, подосланные к нему, чтобы разузнать, не симулирует ли он сумасшествие. Стоппард же делает их главными героями своей пьесы. Вместо торжественных монологов он предлагает зрителю смешные сцены в духе абсурдизма, а также дает возможность посмотреть на героев и события шекспировской трагедии с неожиданной стороны.
Когда речь зашла об экранизации пьесы, Стоппард сам занял режиссерское кресло, а главные роли отдал Гэри Олдмену и Тиму Роту. И уже в качестве режиссера Стоппард получил «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале 1990 года.

«Аркадия» (1993)

Никола Пуссен. «Аркадские пастухи (Et in Arcadia Ego)», около 1638 года, Лувр, Париж © Public Domain
Это произведение считают лучшей пьесой зрелого Стоппарда: она была отмечена и британской Премией Лоуренса Оливье, и главной американской театральной наградой «Тони».
Автор смешивает в ней два временных пласта: конец 20 века и события, которые происходили в том же месте 180 лет назад. Здесь использован еще один любимый прием Стоппарда: он часто включает в сюжет и текст известные имена, персонажей других произведений или реальных исторических личностей. В «Аркадии» незримо присутствуют лорд Байрон и его возлюбленная Каролина Лэм: одна из героинь пьесы написала о леди Лэм книгу, а другой герой занят изучением неизвестной дуэли Байрона. Связанный с Байроном сюжет разворачивается и в «историческом» пласте пьесы.
Это одна из самых интеллектуальных и сложно устроенных пьес Стоппарда. Изначально он хотел назвать ее фразой Et ego in Arcadia fui, которая переводится с латыни как «И я был в Аркадии». В эпоху романтизма, ярчайшим представителем которой является Байрон, это выражение стало крылатым, а его смысл расшифровывали так: даже в самом идеальном месте есть смерть. В итоге Стоппард решил не отпугивать читателей и зрителей сложным названием. Он старается, чтобы его пьесы оставались понятными и приносили театралам удовольствие, а не только давали материал для игр разума.

«Берег Утопии» (2002)

«Берег утопии» в Российском академическом молодежном театре в Москве © Илья Питалев, РИА Новости
Эта трилогия охватывает 35 лет российской и европейской истории. Если театр отваживается ставить все три пьесы разом, как это сделали в РАМТе в 2007 году, то спектакль длится девять часов. Поражает воображение и перечень действующих лиц: Тургенев и Белинский, Герцен и Чернышевский, Чаадаев, Бакунин, Маркс.
Стоппард попробовал найти в культурной и общественной жизни русского 19 века истоки потрясений, которые случатся уже в 20 столетии. К русской истории он обращался в своем творчестве неоднократно (например, в пьесе «Травести» Джойс обменивается репликами с Лениным), а к тому, что иностранцу понять русских не дано, относится с юмором. «Когда взялся писать трилогию о российских радикалах „Берег Утопии“, сознательно игнорировал табличку на воротах: „Посторонним вход воспрещен!“», — признавался драматург.

«Трудная задача» (2015)

Знаковая для Стоппарда пьеса, написанная им после девятилетнего молчания. В 2019 году спектакль по ней под названием «Проблема» поставили в РАМТе, а драматург лично участвовал в репетициях. «Молодежный театр в Москве — это мой второй дом, я сюда стремлюсь, как чеховские сестры: „В Москву! В Москву!“», — шутил Стоппард о своей привязанности к российской сцене.
Главная героиня пьесы — исследовательница, занимающаяся «трудной проблемой сознания». Это комплекс вопросов о том, каким образом у человека при соприкосновении с физической реальностью появляется субъективный чувственный опыт, из чего состоит наша богатая внутренняя жизнь, которую принято называть духовной, что такое сознание и где оно обитает. Над ними ломают головы не только в спектакле, но и в реальности — философы, психологи, нейрофизиологи.
Конечно, сюжет пьесы не ограничивается поиском ответа на такой глобальный вопрос. Голова главной героини также занята мыслями о собственных проблемах: в 15 лет она родила дочь, отдала ее на усыновление, а теперь может только молиться о ней и надеяться на чудо.
Надежда на чудо — знакомое состояние и для того, кто приступает к сочинению пьесы, и для тех, кто отправляется с ее текстом на первую репетицию, и для нас — зрителей, выбирающих, на какой спектакль купить билет. Банк ВТБ поддерживает крупнейшие театры России с надеждой на то, что чудо в нашей жизни будет случаться как можно чаще.