Жизнь и любовь в русской провинции

1.05.2023

Пьесы Островского на московских сценах

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Островского, чье творчество оказало мощное влияние на развитие русского национального театра. Его пьесы не устаревают и в наше время, оказываются такими же актуальными и понятными современному зрителю. Рассказываем, какие спектакли по пьесам Островского можно посмотреть в столичных театрах.

«Лес» в МХТ им. А. П. Чехова: классика Островского в интерьерах 70-х

Сцена из спектакля «Лес» в МХТ им. А. П. Чехова © Екатерина Цветкова
В конце мая в МХТ можно посмотреть ставшее уже легендарным современное прочтение классической комедии. История рассказывает о любви и свободе. А еще о том, чем нужно пожертвовать, чтобы иметь и то и другое. Образы персонажей хорошо проработаны, каждая деталь декораций продумана до мелочей, музыка органично дополняет сюжет. Постановка «Леса» в современной обработке адресует к сегодняшним общечеловеческим проблемам. Она будет понятна всем зрителям — даже тем, которые не читали оригинал.
Герои «Леса» — богатая вдова Раиса Гурмыжская и ее бедная племянница Аксюша, купец Восмибратов и его сын Петр, путешественники Счастливцев и Несчастливцев и другие. У каждого из них свои переживания — о любви, приданом или тысяче рублей. По ходу пьесы постепенно раскрываются характеры героев, полные сюрпризов и неожиданных поворотов. Как говорится, чем дальше в лес.
В роли Буланова снова можно увидеть Юрия Чурсина, который исполнял эту роль с премьерного показа в 2005 году, но в 2014 году покинул труппу. В 2020 году актер снова вернулся к роли, которая прославила его и ввела в основной состав МХТ.
Когда: 28 мая в 19:00 на Основной сцене

«Гроза» в Театре им. Евгения Вахтангова: про ту самую Кабаниху, которую так любят учителя литературы

Сцена из спектакля «Гроза» в Театре им. Евгения Вахтангова © пресс-служба театра
Эта пьеса — самая загадочная во всем творчестве Островского и, возможно, даже во всей мировой драматургии. В основе сюжета «Грозы» — история Катерины, которая живет в доме своего мужа Тихона Кабанова, а заправляет всем Марфа Игнатьевна, или Кабаниха. Она пристально следит за всеми членами семьи, буквально руководит их жизнями и не терпит никаких споров с ней. В атмосфере жестокости и несвободы Катерина влюбляется в другого — и ее жизнь меняется. Тяжелая доля Катерины становится еще тяжелее. И она делает непростой выбор, способный избавить ее от мучений.
По мнению режиссера Уланбека Баялиева, в трагедии «нет противопоставлений света и тьмы». Он считает, что Катерина по сравнению с остальными просто «другая: она, как никто другой, ищет свободы, права на жизнь, права на любовь, пусть даже вопреки устоявшемуся порядку». Такой результат анализа характера героини отвечает обстановке, в которой Островский писал пьесу: это было время общественного подъема в преддверии реформ.
Когда: 27 мая и 4 июня в 19:30 на Новой сцене

«Бесприданница» в Мастерской Петра Фоменко: драма, основанная на реальных событиях

Сцена из спектакля «Бесприданница» в Мастерской Петра Фоменко © Ольга Лопач
«Бесприданница» — драма, над которой Островский старательно работал целых четыре года и которая была отвергнута первыми зрителями. Премьера спектакля состоялась в 1878 году, и после показа в рецензиях писали, что «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Успех к постановке пришел почти через 20 лет после премьеры, когда социально-эмоциональное положение главной героини Ларисы было слегка переосмыслено.
Островский придумал сюжет «Бесприданницы» в 1870-х годах, когда работал мировым судьей в Кинешемском уезде. Знакомство с криминальной стороной жизни давало ему возможность находить новые темы для будущих произведений. Историки полагают, что идея новой пьесы появилась у писателя после того, как в уезде случилось невероятное по жестокости происшествие — местный житель Иван Коновалов убил свою молодую жену.
«Бесприданница» в видении Петра Фоменко — это строгость, четкость, резкость. В декорациях и костюмах используются приглушенные цвета, чтобы привлечь внимание зрителя к главному — актерской игре. В главных ролях — Наталия Курдюбова, Полина Агуреева, Евгений Цыганов и Илья Любимов.
Когда: 15 мая и 26 июня в 19:00 в Большом зале Новой сцены
Александр Островский написал более 40 пьес и сформировал целостную концепцию театральной постановки. В его произведениях происходят обычные ситуации с обычными людьми, и именно это отличает его творчество от других. Современные режиссеры стараются поддерживать заложенные драматургом основы, но не боятся привносить в постановки дух современности. И это делает пьесы Островского бессмертными.
Сейчас познакомиться с творчеством выдающегося драматурга можно не только в театрах. В честь юбилея Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства и Санкт-Петербургская театральная библиотека запустили совместный выставочный проект — «Площадь Островского». Его можно посетить до 30 июля. Выставочный проект проходит при поддержке Банка ВТБ — генерального спонсора музея. Также приглашаем посмотреть запись лекции «Как Островский создал русский национальный театр» — она дополнит представления о театральном новаторстве Александра Николаевича и его вкладе в русскую культуру.