Живопись передвижников

23.01.2023

Академическим темам передвижники предпочли творческую свободу, а оторванным от реальности мифологическим сюжетам — жанровые сцены из русской жизни.

История бунта: как возникло движение передвижников

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок, фото 1886 года.
Сидят (слева направо): С. Н. Аммосов, А. А. Киселев, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, А. Д. Литовченко, И. М. Прянишников, К. В. Лемох, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, Иванов (служащий в правлении товарищества), Н. Е. Маковский. Стоят (слева направо): Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Е. Е. Волков, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко, П. А. Брюллов, А. К. Беггров © Public Domain
В 1863 году в Императорской Академии художеств разразился скандал: 14 лучших студентов отказались писать конкурсную картину на тему из скандинавской мифологии. Вместо далекого от реальности пира бога Одина в Валгалле они желали писать на свободную тему. Получив отказ, все бунтовщики покинули Академию и образовали «Артель художников» под предводительством Ивана Крамского. В основе творческого объединения было стремление художников работать в духе реализма и социальной направленности.
Через семь лет артель переросла в «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники живо откликались на идеи народничества, противопоставляя оторванные от действительности мифологические сцены зарисовкам из повседневной жизни, обыденным пейзажам и картинам на темы русской истории. Они стремились к достоверности в изображении действительности и старались критически смотреть на жизнь. В 1871 году состоялась первая выставка передвижников, а всего за почти полувековое существование объединения успешно прошло 47 выставок.

Пейзажи: новое прочтение

Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
С первой выставки зрителей поразили пейзажи передвижников: художники отошли от практики изображения романтизированных идеалистических видов природы и вывели на первый план многообразие истинно русской реальности. Перелески и весенние разливы, поля ржи и забытые проселочные дороги, ветхие церквушки под бесконечным небом потеснили мифологизированные античные пейзажи.
Открытием первой выставки стала картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Искусствовед Александр Бенуа так описал впечатление от картины:
«Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого, тяжелого сна… И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни».
Еще до выставки «Грачей» покупает Павел Третьяков. Такой интерес коллекционера — символ признания мастерства художника.
Иван Шишкин. «Рожь», 1878 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
«Грачи» символизировали становление реалистической живописи в России: с них началось формирование национальной школы пейзажа. За ними последовали «Рожь» и «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Московский дворик» Василия Поленова и «пейзажи настроения» Исаака Левитана. Передвижники и их последователи стремились показать Россию во всем разнообразии: в багровых красках осени и в весеннюю распутицу, заснеженную и выжженную солнцем, темную и радостную.

Бедные люди: трагизм русской жизни

Василий Перов. «Тройка», 1866 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Прекрасные плакальщицы, темные воды Стикса и другие далекие от народа сюжеты уступают место обыденному трагизму бытия русских людей. Героями передвижников становятся обычные горожане, мастеровые и крестьяне со всеми перипетиями их нелегкой жизни, будь то потерявшая ребенка мать, несчастная утопленница, обнимающие материнский гроб дети или тройка мастеровых, запряженных вместо лошадей в водовозную бочку.
Иван Крамской. «Неутешное горе», 1884 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
В монументальной картине «Неутешное горе» Иван Крамской смог передать глубину личного горя, гнетущее ощущение пустоты дома, в который заглянула смерть. При этом зритель не видит детского гробика, не слышит рыданий отчаявшейся матери — в комнате царит мертвенная тишина, фигура в черном словно застыла, судорожно сжимая в руке платок. На заднем плане можно разглядеть картину Ивана Айвазовского «Черное море» — символ неподвластной человеку стихии жизни. Никакие мифологические демоны смерти не могли сильнее передать трагического чувства художника, живо воспринимаемого зрителями.

Хоровые картины: панорамы русского общества

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии», 1880–1883 годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
На смену роскошным пирам богов приходят подсказанные самой русской жизнью многофигурные композиции: народные гуляния, крестные ходы, группы бурлаков за работой, городская беднота возле ночлежки. В одной картине дается срез значительной части или даже всего русского общества во всем многообразии типов и характеров.
На 11-й выставке в 1883 году Илья Репин представил картину «Крестный ход в Курской губернии». Зрители и критики разделились на два лагеря: одни восхищались проработкой многообразия типов и называли ее «поэмой о народной жизни», другие возмущались ложью и «несправедливым обличением». Художнику удалось передать контрасты и противоречия общества своего времени: наряду с довольным священником и тупо-покорными богомолками зрители видят разряженную и явно скучающую барыню, сурового мужика, отгоняющего горбуна, и замахивающегося на кого-то в толпе конного урядника. В движущейся толпе — все лица и типы глубинной России.
Сюжеты из русской истории: подлинный историзм
Василий Суриков. «Утро стрелецкой казни», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Много сюжетов и замыслов передвижники взяли из русской истории. Вот где простор для изображения типов, колорита и антуража, вот темы, волнующие каждого зрителя. Казнь стрельцов на Красной площади и ссылка боярыни Морозовой, убийство царевича Алексея и опальный Меншиков в Березове, лихие казаки, со смехом малюющие язвительное письмо турецкому султану, — многие исторические моменты мы и сегодня представляем так, как их увидели и показали нам передвижники.
Василий Суриков. «Меншиков в Березове», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
На 11-й выставке передвижников Суриков представил работу «Меншиков в Березове». Ссыльному фавориту Петра I тесно в низкой крестьянской избе: кажется, стоит ему встать, и он проломит потолок. Одежда персонажей и скромная обстановка соответствуют эпохе, а нарядный костюм младшей дочери резко контрастирует с намерзшим на слюдяном окошке льдом. Опальный царедворец сдвинул брови, погруженный в тяжкие думы, у его ног примостилась закутанная в темную шубу старшая дочь Мария — бывшая невеста Петра II, тоскующая по жениху. Мастерски переданная атмосфера безысходности предсказывает: ни князю, ни Марии не вернуться из Березова.
Русский фольклор: преданья старины глубокой
Виктор Васнецов. «Витязь на распутье», 1882 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public Domain
При всей своей социальной направленности и стремлении к реализму передвижники не отказывались и от историко-фольклорной тематики, но в контексте именно российском, сочетая преданья старины со сказками и легендами. Виктор Васнецов был убежден, что «в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
Собирательные черты русского народа художник запечатлел на картине «Витязь на распутье», представленной на шестой выставке в 1878 году. Застыл витязь перед камнем-вещуном в сомнениях, понурил буйну голову богатырский конь, а вокруг черепа лежат да вороны кружат. Куда податься? Вместе с витязем зритель вчитывается в выбитые на замшелом камне слова: «Как пряму ехати — живу не бывати…» и делает свой выбор.

Жизнь «маленьких людей»: значимые и интересные мелочи

Константин Маковский. «Крестьянский обед в поле», 1871 год, Таганрогский художественный музей, Таганрог © Public Domain
Много внимания передвижники уделяли жанровым сценам, подмечая не только трагический контекст, но и радости мира мелких помещиков, крестьян, в том числе детей и других «малых сих». Художников интересуют ночные посиделки ребят у костра в ночном, святочные гадания, крестьянский обед в поле, детские игры, селедочницы и шарманщики, самые разнообразные ситуации из жизни «маленьких людей».
Владимир Маковский. «Варят варенье», 1876 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Мастером жанровых сцен был Владимир Маковский, брат художника Константина Маковского. Для него значимы такие мелочи, как приобретение нового сюртука, гости у кухарки, урок в сельской школе, ссора из-за карт, крах банка, игра в бабки или изготовление варенья. Маковского увлекало наблюдение за мелочами жизни и собирание разных жизненных типов.
Выпуклые сюжеты жанровых зарисовок художника рождают в уме зрителя цельные новеллы на основе выхваченного момента. Картина «Варят варенье» ассоциируется с персонажами повести Николая Гоголя «Старосветские помещики»: скромная жизнь уединенных владений и неспешное течение бытия. Хозяин с комичной важностью чистит ягоды, а варенье так и шипит в тазике под бдительным присмотром хозяюшки. Пустяки? Нет, сама жизнь.
Движение передвижников стало основой подлинно национальной школы русской живописи, пробудило интерес широкой публики к России, ее истории, быту, пейзажам и легендам. Глубокий психологизм и точность в деталях и сегодня заставляют нас с интересом изучать картины, когда-то производившие фурор на передвижных выставках. Увидеть картины передвижников можно в Третьяковской галерее и Русском музее. Банк ВТБ выступает давним партнером этих музеев и поддерживает их масштабные выставки и культурные мероприятия.