Иван Крамской. «Неизвестная», 1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Передвижники — одно из самых ярких явлений в истории русского искусства конца 19 — начала 20 века. В состав товарищества входили Василий Перов, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Архип Куинджи, Алексей Саврасов и другие легендарные художники. Считая академическое искусство оторванным от реальности, они стремились запечатлеть в своих работах настоящую жизнь простых людей. Масштабная выставка «Передвижники», которую Третьяковская галерея открывает при поддержке ВТБ, рассказывает, как эти художники стали символом русской живописи и нашим национальным достоянием.
Товарищество передвижных художественных выставок было зарегистрировано в 1870 году. Этому предшествовал громкий «Бунт четырнадцати» во главе с Иваном Крамским: лучшие ученики Академии художеств отказались писать финальную работу на получение золотой медали. Их не устроила слишком классическая тема из скандинавской мифологии, «Пир в Валгалле» — хотелось самостоятельно выбрать сюжет. Академия отказала, после чего ученики со скандалом отчислились и организовали Санкт-Петербургскую артель художников — первое независимое арт-сообщество в России. Некоторые ее мастера затем стали передвижниками, а опыт артели учитывался при создании товарищества.
Михаил Панов. Групповой портрет членов Товарищества передвижных художественных выставок. Стоят (слева направо): Григорий Мясоедов, Константин Савицкий, Василий Поленов, Ефим Волков, Василий Суриков, Иван Шишкин, Николай Ярошенко, Павел Брюллов, Александр Беггров. Сидят (слева направо): Сергей Аммосов, Александр Киселев, Николай Неврев, Владимир Маковский, Александр Литовченко, Илларион Прянишников, Кирилл Лемох, Иван Крамской, Илья Репин, Павел Ивачев, Николай Маковский. 1885 год © Public domain
Не менее важную роль сыграли и европейские тенденции того времени. Во второй половине 19 века во Франции, Италии и Германии много внимания уделяли реализму: художники изображали жизнь простых людей без прикрас и таким образом делали искусство близким и понятным обычному человеку. Об этом хорошо знал один из основоположников Товарищества передвижников Григорий Мясоедов. Он прилежно отучился в Академии художеств на золотую медаль и получил право на бесплатную поездку по Европе для знакомства с зарубежным искусством. Реализм и социальные сюжеты так вдохновили его, что он задумал обратить на них внимание и в России. По приезду он зафиксировал первый пункт устава передвижников: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений».
На первой выставке передвижников в 1871 году было выставлено более 80 произведений. Ее звездами стали Алексей Саврасов с пейзажем «Грачи прилетели», Николай Ге с работой «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» и Василий Перов с жанровой сценкой «Охотники на привале». Все представленные художники были едины в своем неприятии академизма с его декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Предпочтение отдавалось жанрово-бытовым мотивам, социальным и историческим сюжетам, написанным в реалистичном стиле.
Николай Ге. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Расцвет передвижников пришелся на 1870–1880-е годы. Почти все легендарные художники страны этого периода были участниками товарищества: Василий Перов, Иван Крамской, Григорий Мясоедов, Николай Ге, Иван Шишкин, Виктор Васнецов и многие другие. С выставок или прямо из мастерских их работы выкупал Павел Третьяков.За некоторые картины приходилось соперничать с императорской семьей. Так было, например, с уже упомянутым пейзажем «Грачи прилетели». Коллекционер опередил с покупкой супругу Александра II Марию Александровну, ей пришлось довольствоваться авторской копией. Передвижники стали ядром Третьяковской галереи, многие их работы расположены в постоянной экспозиции.
Выставка этого года стала крупнейшим за 50 лет проектом, посвященным творчеству передвижников. Она дает возможность в полной мере оценить феномен товарищества, его инновационные для своего времени идеи, которые позволили арт-сообществу просуществовать более 50 лет. Выставки передвижников проводились ежегодно во многих городах России, последняя, 48-я, состоялась в Москве в 1923 году.
В состав нынешней выставки вошли известные и любимые многими произведения — «Неизвестная» Крамского, «Московский дворик» Поленова, «Рожь» Шишкина, «Не ждали» Репина и другие. Их дополняют менее известные широкой аудитории авторы, которые также сыграли важную роль в развитии русского реализма. В общей сложности в экспозиции представлено около 150 произведений, их дополняют отзывы современников и архивные документы. Посетители смогут очистить свое восприятие от стереотипов и ярлыков о творчестве передвижников, взглянуть на их произведения свежим взглядом и заново открыть для себя многогранный мир русского реализма.
Подготовка к выставке «Передвижники» © Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
К выставке подготовлена культурно-просветительская программа. Взрослых посетителей приглашают на лекторий: эксперты сравнят творчество передвижников со старыми мастерами и обсудят арт-рынок того времени в Европе и России. А детей ждут на интерактивных экскурсиях «Маленький передвижник» и «Художники новой породы».
Выставка будет работать с 30 октября 2024 года по 6 апреля 2025 года в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. 27 ноября ВТБ проведет приуроченный к выставке бесплатный вебинар о реализме в русской живописи: трансляция и запись лекции будут доступны в сообществе банка ВКонтакте.