Выставка «Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны» в Русском музее — погружение в эпоху дворцовых переворотов через искусство

17.06.2024

Период в 16 лет со смерти Петра I до восхождения на престол его дочери Елизаветы ознаменовался правлением трех монархов и трех регентов. Его называют эпохой дворцовых переворотов и «темным временем» России. Масштабный выставочный проект «Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны» дает возможность познакомиться с этим малоизученным и важным историческим периодом в парадных интерьерах Михайловского замка и во многом переосмыслить противоречивую эпоху через произведения искусства.
Фрагмент экспозиции «Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны» © Фото предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея
Среди 400 экспонатов есть те, что редко выставляются вне музеев и обычно хранятся в бронекладовых. Одна из главных сенсаций выставки — бесценная корона Екатерины I из Московского Кремля, ставшая образцом для всех императорских корон в России. Грандиозная по составу и значению экспозиция открылась в Санкт-Петербурге в первый день лета при поддержке ВТБ: банк — давний партнер Русского музея, а в 2024 году стал его генеральным спонсором.
В 1725 году закончилась эра Петра Великого — лидера, которому удалось изменить важнейшие сферы жизни государства. Всего за 16 лет после его смерти в России у власти побывал целый ряд ярких личностей. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI, его мать Анна Леопольдовна в качестве регента и, наконец, Елизавета Петровна — плеяда правителей, каждый из которых внес свой вклад в ход российской истории и развитие культуры. Все они стали героями выставки, ради которой объединились более 20 ведущих музеев страны: Государственный Эрмитаж, Государственный исторический музей, Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Музей истории Петербурга, музей-заповедник «Петергоф» и другие. Основа экспозиции — обширная портретная коллекция Русского музея.
«Выставка „Империя после Петра. От Екатерины Первой до Елизаветы Петровны“ поистине грандиозна. Русский музей обладает впечатляющей коллекцией портретов работы лучших мастеров отечественной живописи. Мы решили показать эпоху дворцовых переворотов в первую очередь через исторический портрет. Многие из этих картин обычно находятся в музейных фондах. Конечно, портреты дополнены редчайшими предметами 18 века из собраний крупнейших музеев страны, которые никогда не покидали стены музеев, в которых хранятся», — рассказала генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Иван Адольский. «Портрет Екатерины I с арапчонком», не позднее 1725 года, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Фото предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея
Открывает экспозицию знаменитый портрет Петра I на смертном ложе кисти Ивана Никитина. Рядом — портреты его супруги Екатерины I, которая сменила мужа на троне и правила всего два года. Заметная часть выставки — портреты новой знати, «птенцов гнезда Петрова». Они иллюстрируют дворцовые интриги, например, борьбу между кланами Долгоруковых и Меншиковых. Тогда старое дворянство пыталось отыграть позиции, занятые им во время петровской эпохи. Внук Петра Великого юный император Петр II — его портретов много на выставке — даже обручился с княжной Екатериной из рода Долгоруких, хотя и Меншиковы хотели породниться с монархами и выдать за Петра II свою дочь Марию.
Новую веху в истории России ознаменовало правление племянницы Петра I Анны Иоанновны. В экспозиции образ своенравной императрицы представлен работами художников 18 века. Среди них — портреты кисти французского художника Луи Каравака, который большую часть жизни провел в России в качестве придворного живописца. Представлена на выставке и знаменитая картина Валерия Якоби «Ледяной дом».
Валерий Якоби. «Ледяной дом», 1878 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Фото предоставлено пресс-службой Государственного Русского музея
Ледяной дом — одна из забав Анны Иоанновны. Дом изо льда был построен на Неве между Адмиралтейством и Зимним дворцом специально для шутовской свадьбы князя Михаила Голицына и шутихи-карлицы Авдотьи Бужениновой. Новобрачные по инициативе императрицы провели в нем ночь и едва не замерзли: зима в 1740 году была действительно лютая. Интересный факт: в изображении ледяного дома художник существенно ошибся. Он писал свою картину спустя почти полтора века после самой свадьбы и, видимо, плохо прочитал прижизненное описание дворца, которое сделал математик Георг Вольфганг Крафт. Дело в том, что ледяной дом являлся «обманкой». В отличие от сверкающего почти прозрачными ледяными стенами дома на картине Якоби, в реальном Ледяном доме лед был совершенно скрыт от глаз зрителя: стены и весь интерьер были тщательно выкрашены.
Луи Каравак написал и портреты еще одной Анны — Леопольдовны. Внучатая племянница Петра I недолгое время была регентом при малолетнем сыне, императоре Иване VI. Здесь же находится ее портрет работы Иоганна Генриха Ведекинда, одного из основоположников русского светского искусства. Завершается экспозиция портретной галереей Елизаветы Петровны, которой гвардейцы помогли свергнуть правящее семейство — Анну Леопольдовну с сыном — и занять престол 25 ноября 1741 года.
Кроме картин самых известных портретистов 18 века на выставке можно увидеть гравюры, редкие мемориальные предметы, военные трофеи, ювелирные изделия, рукописные документы, архитектурные чертежи, зарисовки и примеры добытых в сибирских и камчатских экспедициях редкостей, уничтоженных пожаром Кунсткамеры в 1747 году. Все это в сочетании с новейшими мультимедийными технологиями и роскошью одного из самых мистических зданий русской истории — Михайловского замка — позволяет погрузиться в атмосферу эпохи переворотов.
Обширный раздел выставки посвящен церковному искусству. Многие из включенных в экспозицию образцов демонстрируются впервые. Это Евангелия в богато украшенных серебряными накладками переплетах, редчайшие иконы, напрестольные кресты, дарохранительницы, шитье, уникальное облачение — вклад «от щедродательной десницы благочестивыя государыни Анны Иоанновны».
Период от Екатерины I до Елизаветы — время интриг и драм, но еще и время великих географических открытий, дипломатических побед, важнейших преобразований. Именно тогда произошли события невероятного масштаба: учреждение ордена Александра Невского, миссия Саввы Рагузинского в Китай и трактат о мире, миссия в Персию, дипломатическая победа над Англией и Данией, победоносные сражения с Крымским ханом. В этот период окончательно оформилось создание Академии наук и художеств, продолжилось освоение Сибири и Камчатские экспедиции Беринга. Тогда же был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга и начал свою деятельность великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.
Начатая Петром I блестящая эпоха роскоши, военных побед, географических открытий и развития науки и искусства никогда не прерывалась. Результат правления каждого монарха невозможно свести к фабуле о роли личности в истории — и это, пожалуй, главный нарратив выставки. Каждый оставил свой след, ничьи заслуги нельзя обесценивать — все девять залов экспозиции говорят именно об этом.
Выставка будет работать до 23 сентября 2024 года.