Выбор куратора: экскурсия по выставке «Русское невероятное» в Центре «Зотов»

13.01.2025

В свой второй день рождения Центр «Зотов» представил масштабную выставку «Русское невероятное», посвященную конструктивизму, его связям и пересечениям с другими направлениями в искусстве. Проект исследует искусство России начала XX века. В этот период особенно остро стояла задача создания нового языка живописи, скульптуры и архитектуры, способного ответить на актуальные запросы общества.
Выставка «Русское невероятное» © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
На выставке представлено 144 произведения из крупнейших государственных музеев, галерей и частных собраний. Зрители увидят скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство и, конечно, живопись — работы Павла Филонова, Николая Суетина, Кузьмы Петрова-Водкина, Наталии Гончаровой, Ивана Леонидова и других известных мастеров.
«Наша выставка — своеобразный эксперимент и размышление о феноменологии творчества. Мы хотели уйти от устоявшегося взгляда на конструктивизм, чтобы дать возможность обнаружить новые концептуальные вопросы и парадоксы внутри направления. Для этого мы собрали много неконструктивистского материала, через который пытаемся объяснить логику этого направления и показываем основные конструкты мышления, которые присутствовали в искусстве и в 20-х, и в 60-х, и в 80-х и есть сейчас», — отметила куратор выставки «Русское неизвестное» Анна Замрий.
Мы попросили Анну провести нам небольшую экскурсию и рассказать о своих любимых произведениях в экспозиции. Лозунг-1977
Группа «Коллективные действия». «Лозунг-1977», 1977 год, предоставлено Андреем Монастырским, Москва © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
А. З.: Один из первых разделов выставки «Безмерно» посвящен особенностям восприятия пространства и способам его освоения художниками различных направлений. От характеристик восприятия пространственно-временного континуума человеком — бескрайности, бесконечности — зависят образ жизни, мысли, поведение, настроение, вектор исканий, поэзия творчества. Пространство — одна из причин блужданий и устремлений, неуемности и неделания, космизма намерений и несбыточности надежд. Пространство формирует модель мира, а отсутствие у него четких очертаний приводит к абстрактному мышлению, свободе от организующих конкретностей и надежде, что «все как-то само обойдется и сбудется».

Мёбиус

Вячеслав Колейчук. «Мёбиус», 1993 год, Московский музей современного искусства © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
А. З.: Раздел выставки «Посреди» рассказывает одновременно про подчиненность идеям и концептам, обладающим своим гравитационным полем, притягивающим и подчиняющим, закручивающим всё и всех вокруг себя, а также про работу с кинетическим движением как материалом. В этом контексте мы проводим параллели, изучая, как различные конструктивисты воспринимали кинетику и использовали ее в своих работах, а также рассказывая о новой волне интереса к кинетике как к материалу в 1960-е годы. В эти годы Франциско Инфанте и Вячеслав Колейчук (который, между прочим, исследовал творчество конструктивистов и занимался реконструкцией некоторых их работ) начали развивать концепцию кинетического искусства.

Избушка Малевича

Игорь Макаревич. «Избушка Малевича», 2004 год, Московский музей современного искусства © Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
А. З.: Выставка включает раздел под названием «Лихо», который посвящен концепту русского абсурда, проявившемуся в анархической эстетике авангарда. Для этой анархической эстетики характерны два ключевых приема: провокация и манипуляция. Если конструктивизм часто основывается на манипуляции и управлении сознанием, что хорошо иллюстрируется через графический дизайн и театральные эксперименты конструктивистов, то ранний авангард, напротив, акцентирует внимание на провокации. Аналогичные принципы манипуляции и провокации можно наблюдать и в проектах московского акционизма, сибирского иронического концептуализма, а также ленинградского нонконформизма 1980–1990-х годов.

Русские чудовища

Группа «Синие носы» (Вячеслав Мизин и Александр Шабуров). «Русские чудовища», 2012 год. Цифровая печать, 2024 год © Предоставлено авторами
А. З.: В идеологии раннего авангарда основной категорией, определяющей равноценную двусторонность отношений художника и зрителя, стала категория свободы: не только свободы творчества, но и свободы выбора, когда зрителю, который воспринимается в качестве свободного агента, делегирована доля ответственности, равная авторской. Мы также стремимся провоцировать зрителя, побуждая его взглянуть на конструктивизм с необычных ракурсов. Это может вызвать первоначальное возмущение: «Почему это сделано именно так?» — однако именно такой подход позволяет людям открыть глаза и по-новому оценить материал и тему.