В Еврейском музее открылась выставка одного из самых необычных советских архитекторов — визионера, которого называют «советским Пиранези». Его архитектурные фантазии не были построены, но звучат как пророчество современной цифровой эпохи.
Выставка графики. Да еще и архитектурной. Да еще и одного мастера. Да еще и не самого известного для массовой аудитории. Можно ли представить подобный материал так, чтобы это было действительно впечатляюще и увлекательно для широкого зрителя? Еврейский центр и музей толерантности при поддержке ВТБ в очередной раз доказал, что для профессиональной команды нет ничего невозможного. Кураторы Мария Гадас и внук главного героя экспозиции Андрей Чернихов смогли показать творческое наследие Якова Чернихова действительно эффектно. А команда дизайнеров — Кирилл Асс и Надежда Корбут — превратили выставочное пространство в фантастический лабиринт, где хочется потеряться в потоках визионерского искусства.
Эта выставка не про то, чтобы угадывать черты знакомых памятников в архитектурных чертежах. Ведь практически все, что вы увидите на стенах, так и никогда не было (да и не могло быть) реализовано. Это настоящая бумажная архитектура: не проекты, а смелые фантазии. Недаром в первом же зале, где по стенам парят проекции геометрических композиций Чернихова, зрителя встречает гравюра художника 18 века Джованни Баттисты Пиранези, отца-основателя утопического направления бумажной архитектуры. А центральный зал выставки, уподобленный темным угольным пещерам Павлограда, где в детские годы гулял будущий архитектор, отдан под его «Архитектурные сказки». Виртуозная цветная графика переносит зрителя то в готическое европейское Средневековье, то в скальные храмы древности, а то и вовсе в фантазийные города в духе картин Иеронима Босха. Особую прелесть экспозиции придает возможность взять в руки лупу и, подобно знатоку-антиквару, изучить небольшие листы во всех подробностях.
Зачарованно бродя по выставке, понимаешь, что странная, воздушная, динамичная, схожая с чем-то космическим архитектура Чернихова, с одной стороны, абсолютно фантастична, а с другой — до боли знакома любому современному человеку. Здания на рисунках то свободно устремляются в небо, то кажутся абсолютно прозрачными, то словно распадаются на отдельные геометрические фигуры, сохраняя при этом свое единство. Лучше прочувствовать всю силу визионерского мышления Чернихова помогают 3D-макеты и движущиеся проекции на стенах, а специально снятый для выставки фильм наглядно доказывает влияние архитектурных фантазий художника на современное зодчество, урбанистику, геймдизайн и цифровые технологии. Как и положено гению, Чернихов опередил свое время. То, что сто лет назад его коллегам казалось абсолютной утопией и эстетским дилетантизмом, в наше время постепенно становится реальностью.
Яков Чернихов был не только великим мечтателем, но и очень системным человеком. Взявшись за учебное пособие по шрифтам, он так увлекся темой, что систематизировал невероятное количество шрифтов. Всего он подготовил для печати более полутора сотен графических таблиц, рассматривая шрифт как архитектурную систему и универсальную матрицу языка.
Не менее системной была работа Чернихова по изучению различных орнаментов — древнейшего графического наследия человечества. Всего мастер зарисовал и изучил более трех тысяч вариантов орнаментальных узоров и выработал практические рекомендации по созданию новых композиций. На выставке представлены необычные виды орнаментов, разработанные самим Черниховым: сеточные, штриховые, силуэтные. К счастью, несмотря на критику современников, эти исследования были опубликованы в виде сборников и научных трудов с огромным количеством иллюстраций. Большинство из них на выставке можно полистать на интерактивных панелях.
Отдельная, почти детективная история связана с участием Чернихова в работах по маскировке Москвы во время Великой Отечественной войны. Многие архитекторы и художники трудились в 1941–42 годах над задачей оптической «перекройки» карты столицы для дезориентации вражеских летчиков. Чернихов создал более восьмидесяти красивейших абстрактных композиций, которые так и не были опробованы на практике, но стали уникальным явлением в области искусства. Спрос на них на международном арт-рынке оказался столь велик, что в 2006 году огромный корпус работ мастера был украден из Российского государственного архива литературы и искусства и вывезен за рубеж. На выставке можно увидеть редкие подлинники, сохранившиеся в России, а цифровые проекции показывают, как абстракции Чернихова могли бы выглядеть в качестве маскировочной окраски реальных зданий.
Несмотря на безудержный полет фантазии, на практике Чернихов занимался в основном утилитарными проектами фабрик и заводов. Обычно век промышленной архитектуры недолог, однако наследию мастера повезло. До наших дней на Васильевском острове в Санкт-Петербурге сохранился канатный цех завода «Красный гвоздильщик» с выразительной вертикалью водонапорной башни. После реконструкции здание было передано НИУ ВШЭ. Теперь там располагается центр науки, технологий и медиа- и креативных индустрий, а также Галерея имени Якова Чернихова. Показательно, что именно это здание (еще задолго до реконструкции) первым захотела увидеть в Петербурге легендарная Заха Хадид во время своего визита в Россию в 2004 году.
Думается, сам Чернихов был бы доволен, узнав, что его промышленное детище стало учебным корпусом, ведь важная часть жизни архитектора была отдана преподавательской деятельности. Ему удалось выстроить собственную эффективную систему обучения «графической грамотности», комбинируя приемы абстрактных конструктивных построений с изучением природно-органических структур. На выставке этим аспектам деятельности Чернихова посвящены два зала. В одном можно заглянуть в импровизированный учебный класс и рассмотреть упражнения из авторского курса «эксприматического черчения», разработанного Черниховым для студентов. В другом — попасть в настоящую биологическую лабораторию и своими глазами увидеть, как наблюдения за микромиром через окуляр микроскопа вдохновляли художника на создание красочных композиций из цикла «Аристография».
Анастасия Мамаева, искусствовед, специалист по истории русского искусства. Фотографии экспозиции предоставлены пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности