В Центре «Зотов» показывают, как Владимир Маяковский превратил «Окна РОСТА» в фабрику мемов

20.08.2024

«Окна РОСТА» — яркое и смелое явление авангарда начала 20 века. Злободневные, лаконичные, дерзкие плакаты стали новым способом коммуникации авторов с аудиторией. «Окна» быстро реагировали на события в мире, доступным языком рассказывали публике о последних новостях, но при этом оставались предметами искусства — синтезом литературы, живописи, рекламы, сатиры и идей конструктивизма. Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов», приуроченная к 105-летию «Окон РОСТА», рассказывает, как агитационные плакаты стали вирусным контентом своего времени.
Фрагмент экспозиции «Мем. Маяковский медиа» © Фото предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
«Окна сатиры РОСТА» — агитационные плакаты 1919–1921 годов, которые создавали художники и поэты, сотрудничавшие с Российским телеграфным агентством (отсюда и аббревиатура в названии). Их рисовали быстро, от руки, и выставляли в пустующих витринах магазинов. Авторы рассказывали о жизни страны в сатирических стихах, ярких цветах и выразительных силуэтах: «Капиталисты-буржуи и помещики-бары — два сапога из одной пары». Плакаты стали культурным, журналистским и пропагандистским феноменом времен Гражданской войны. Изначально их выпускали в единственном экземпляре, но популярность быстро росла — со временем плакаты стали воспроизводить с помощью трафаретов, тираж вырос до 300 копий. Свое производство плакатов наладили в Одессе, Омске, Петрограде и других городах.
Владимир Маяковский неразрывно связан с «Окнами»: он придумал значительную часть из них, около 400, и создал собственный медиаформат общения с аудиторией. Его тексты и рисунки дополняли друг друга, были острыми, точными, часто походили на традиционное народное творчество, например на частушки: «Жил я, мальчик, веселился и имел свой капитал. Капитала я лишился и в неволю жить попал». Это было близко и понятно простому человеку.
Маяковский отмечал, что работать было непросто: «Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова... От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом».
Именно плакаты Маяковского стали центральной частью экспозиции в Центре «Зотов» — на выставке представлено более ста подлинных экземпляров. Они находятся в разделе «Окна РОСТА». Их можно сравнить с современными мемами — популярными картинками в интернете, с помощью которых пользователи реагируют на события окружающего мира. Сейчас используют те же приемы влияния на восприятие зрителя, что и Маяковский: яркие запоминающиеся образы, актуальные темы, понятный язык, взаимодействие через игру и юмор.
Фрагмент экспозиции «Мем. Маяковский медиа» © Фото предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Со временем Маяковский и сам стал советской легендой, мемом — этому посвящена тематическая часть выставки под названием «Миф». В разделе «Образ» зрители смогут увидеть поэта глазами его современников — через фотографии, шаржи, тексты. Раздел «Метод» поможет глубже проникнуть в мир плаката Маяковского, понять его структуру, логику и алгоритм создания. Раздел «Клуб друзей Маяковского» посвящен переосмыслению творчества и фигуры поэта в современном искусстве — здесь представлены работы Тимура Новикова, Георгия Гурьянова, Андрея Хлобыстина, Дениса Егельского и художника-иллюстратора Антона Гудима (Gudim), создавшего специально для проекта пять новых комиксов.
Всего на выставке представлено более 170 экспонатов, хранящихся в 14 музеях и личных собраниях. Зрители увидят живопись, графику, скульптуру, фотографии, лубки, плакаты, книги, газеты из Государственного музея Владимира Маяковского, Российского государственного архива литературы и искусства, Всероссийского музея декоративного искусства, Государственного центрального театрального музея имени Алексея Бахрушина и других музеев. К выставке запланирована масштабная параллельная программа с лекциями о мемах, типографике и развитии рекламы в России. На мастер-классах и в «Мем-лаборатории» каждый желающий сможет создать собственное «Окно». А «Зотов.Кино» и Московская школа кино представят совместную программу с производством киноплакатов и анализом киносценариев Маяковского. Фильм «Барышня и хулиган», в создании которого Маяковский участвовал как исполнитель главной роли, сценарист и режиссер, покажут в живой озвучке современных музыкантов.
Выставка будет работать до 20 октября 2024 года.
Центр «Зотов» — проект ВТБ, направленный на исследование и актуализацию наследия конструктивизма. Он расположен в здании Хлебозавода №5 имени Зотова — архитектурном памятнике эпохи конструктивизма, который был отреставрирован по инициативе банка.