Творческий путь Гогена

9.06.2023

Культура

Из моряка и биржевого брокера в постимпрессионисты

Поль Гоген с детства верил, что ему уготована особая судьба. Несмотря на лишения и скитания, которые преследовали художника на протяжении всей жизни, он пытался убежать от житейских проблем и нищеты в яркий мир туземцев. Они вдохновили его на создание нового европейского искусства. В честь дня рождения Гогена предлагаем вместе с командой “ВТБ – России” вспомнить сложный путь, который привел художника к мировому признанию.

В поисках предназначения

Поль Гоген. «Автопортрет», 1893 год, Музей д'Орсе, Париж © Public domain
Путешествовать Гоген начал почти с рождения. Его отец, журналист-республиканец, после неудавшегося антимонархического переворота бежал вместе с семьей из Парижа в Перу, на родину матери Поля Гогена. Эту нелегкую дорогу преодолели не все: отец будущего художника умер по пути от сердечного приступа.
Только в семилетнем возрасте мать привезла Гогена обратно во Францию. Мальчику пришлось адаптироваться к новым условиям: экзотическая природа и фрукты вместе с беззаботной жизнью у богатых родственников матери осталась позади. Теперь наступила пора переходить с испанского на французский и вливаться в серую парижскую действительность. Вопреки уговорам матери, Гоген, взрослея, отказался от заурядной жизни карьериста и устроился помощником лоцмана на торговый флот. Последующие несколько лет он путешествовал по миру: Южная Америка, Средиземноморье и северные моря.
Смерть матери вернула его обратно во Францию. Здесь он стал тем, кем она всегда хотела его видеть — биржевым брокером, семьянином. Он спустился от мечтаний к реальности. Казалось бы, бурная юность осталась позади. Но в эту спокойную жизнь вмешалось новое увлечение Гогена — искусство.
Поль Гоген. «Улица в Руане», 1884 год, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид © Public domain
Он познакомился с группой импрессионистов, подружился с Писсарро и Дега, начал коллекционировать картины и сам стал писать. Правда, пока по-любительски, для себя. Чаще всего в это время Гоген создавал реалистичные пейзажи французской деревни.
Очередным переломным моментом в жизни Поля Гогена стал биржевой кризис 1882 года. Он воспринял его как знак — ему не суждено быть обычным клерком. Его истинное предназначение — искусство. Он ушел с работы, чтобы стать настоящим художником.

Где искать образы, свободные от цивилизации?

Поль Гоген. «Свинопас», 1888 год, Музей искусств округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес © Public domain
Гоген решил, что его судьба — быть настоящим художником, только критики едва ли могли с этим согласиться. Жена тоже оказалась против безденежного увлечения мужа и выставила Гогена из дома. Последующие несколько лет оказались для художника самыми сложными. Он жил в нищете, брался за низкооплачиваемую работу и был вынужден постоянно переезжать из города в город.
Постоянные странствия напомнили ему о счастливых моментах детства в Перу. Гоген решил строить светлое будущее гениального художника в краю смуглых женщин, экзотических фруктов и покрытых тростником хижин. В надежде слиться с природой он отправился на Таити.
Там Гоген почти не нашел культуры местных туземцев: колонисты изменили остров до неузнаваемости. Но даже намека на свободную от цивилизованных оков культуру ему хватило. Он начал писать много и вдохновенно. В этот период художник создал самые знаменитые работы. Среди них: «Женщина с цветком» и «Женщина, держащая плод».
Поль Гоген. «Женщина, держащая плод», 1893 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург © Public domain
На острове художник выработал стиль, ставший для него фирменным. От импрессионизма он перешел к постимпрессионизму. Главной задачей Гогена стало создать первозданный образ мира, нетронутого «болезнью» цивилизации. Поэтому он часто обращался к приемам из арсенала древних египтян, крито-микенской живописи и искусства Месопотамии. Он вернулся к красочности и декоративности, утерянным европейской культурой. Цвет для Гогена самодостаточен, красив сам по себе.

Хотя бы толику признания!

Поль Гоген. «Больше никогда»,1897 год, Институт искусства Курто, Лондон © Public domain
После творческой перезарядки Гоген вернулся во Францию уверенный, что его новое, переосмысленное творчество признают гениальным. Этого не произошло: его выставка провалилась, пресса высмеяла его работы, назвав их «измышлениями больного мозга, надругательством над Искусством и Природой».
К творческой трагедии добавились и личные невзгоды: врачи диагностировали у него сифилис в запущенной форме, а дети художника отказывались от общения с отцом. Жизнь его была совсем не похожа на ту, что он рисовал себе по дороге на родину, поэтому Гоген решил навсегда уехать в Океанию.
На Таити художник взял в жену молодую туземку, которая родила ему сына. Но это не защитило его от душевных терзаний и постоянных лишений. Он писал:
«У меня нет даже куска хлеба, чтобы восстановить силы. Поддерживаю себя водой, иногда плодами гуавы и манго, которые сейчас поспели, да еще пресноводными креветками.
Поль Гоген. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»,1897–1898 годы, Музей изящных искусств, Бостон © Public domain
Вскоре умерла его любимая дочь Алина, только она всегда поддерживала отца и верила в его творческий гений. Эта потеря довела Гогена до попытки самоубийства, но отравиться он не сумел — не рассчитал дозу мышьяка.
Перед «запланированным» уходом из жизни Гоген написал свой главный шедевр, духовное завещание — «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?». В подписи к картине он указал, что «читать» ее нужно справа налево. Только так можно разгадать задумку автора. Три женщины с ребенком символизируют начало жизни, средняя группа — зрелость, старуха — приближение к неминуемой смерти. На картину Гоген поместил все философские рассуждения о смысле жизни, которые так часто его волновали.
Поль Гоген. «Заклинание», 1903 год, Национальная галерея искусства, Вашингтон © Public domain
После этой трагической страницы жизнь Гогена начала налаживаться. В Париже стали покупать его картины, художник перебрался на Маркизские острова, построил там большой дом и продолжил создавать новые полотна. Например, в это время появились «Золото их тел» и «Заклинание».
Поль Гоген. «Автопортрет в очках», 1903 год, Художественный музей Берна, Берн © Public domain
Попытка отравления мышьяком не прошла бесследно: художник постоянно страдал от сильных болей, которые он пытался заглушать морфием. На последнем автопортрете Гогена 1903 года перед зрителем уставший мужчина, за спиной которого тяжелая жизнь, состоявшая из скитаний и побегов от реальности. Он умер в 54 года, а у его кровати лежала пустая ампула морфия.

Слава после смерти

Поль Гоген. «Когда свадьба?»,1892 год, частная коллекция © Public domain
Мировая слава пришла к Гогену только после смерти, когда в 1906 году в Париже организовали выставку его работ. В 2015 году одну из картин таитянского периода — «Когда свадьба?» — продали за рекордные 300 миллионов долларов, а ее автора назвали одним из величайших художников 20 века, который пытался преодолеть закостенелость европейского искусства.
В России встретиться вживую с произведениями художника можно в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и Пушкинском музее в Москве. Банк ВТБ является давним партнером и спонсором музейного комплекса и поддерживает его масштабные выставки и другие культурные проекты.