Грядущий 150-летний юбилей Николая Рериха в Третьяковской галерее отмечают крупной и долгожданной выставкой произведений художника. Впервые за 65 лет (именно столько прошло со времени последней крупной ретроспективы) московская публика сможет по достоинству оценить многогранность искусства крупного мастера Серебряного века. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ.
На выставке «Николай Рерих» в Новой Третьяковке © Фото: Иван Новиков-Двинский / Третьяковская галерея. 2023
Три части экспозиции ярко и разнообразно представляют все основные вехи творческого пути Рериха — «русскую» и «восточную» тему, декоративные работы для украшения храмов и особняков, а также театральные эскизы и подлинные артефакты Русских сезонов, созданные по проектам художника.
Среди жемчужин выставки — грандиозный «Богатырский фриз», написанный Рерихом для петербургского особняка богатого купца и промышленника Филадельфа Бажанова. Эта серия панно впервые экспонируется в Москве — в особом павильоне, который воспроизводит пространство Большой столовой особняка и органично вводит зрителя в круг эпического былинного повествования о русских богатырях.
«Богатырский фриз» на выставке «Николай Рерих» в Новой Третьяковке © Сергей Пятаков, РИА Новости
Еще одной новинкой для московской публики станет «Пермский иконостас», спроектированный художником для Казанской церкви-усыпальницы семьи пермских купцов и меценатов Каменских. В этой работе Рерих ориентируется на древнерусскую иконописную манеру и выбирает золотые, затканные узорчатой чеканной басмой фоны.
«Пермский иконостас» на выставке «Николай Рерих» в Новой Третьяковке © Сергей Пятаков, РИА Новости
Однако главной сенсацией выставки, бесспорно, является недавнее приобретение Третьяковской галереи — оригинальный театральный задник, выполненный в 1908 году по эскизам Рериха для балета «Половецкие пляски». Эта грандиозная декорация площадью 230 кв. м. стала своеобразным талисманом антрепризы Сергея Дягилева и пережила около двух тысяч постановок. На момент покупки музеем три года назад она находилась в аварийном состоянии. При поддержке банка ВТБ уже завершен первый этап реставрации. И теперь грандиозное полотно переживает новый показ-триумф — наконец, на российской «сцене».
Посетители рассматривают декорацию к балету «Половецкие пляски», представленную на выставке «Николай Рерих» в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве © Сергей Пятаков, РИА Новости
Многочисленные пояснительные тексты и цитаты из статей Рериха обрамляют художественное ядро выставки. Вместе с «документальной» частью они призваны поближе познакомить посетителей с необычной биографией и широким кругом увлечений художника.
В дореволюционное время Рериху удавалось совмещать, казалось бы, невозможное: быть не только успешным столичным художником, но и эффективным чиновником — директором Школы Общества поощрения художеств, преподавателем, писателем, редактором журналов, археологом и прекрасным семьянином. После революции, в 1920-е, семья Рерихов перебирается в Индию и совершает ряд легендарных азиатских экспедиций, а также инициирует международное движение (Пакт Рериха) для защиты мировых культурных ценностей.
Посетители на выставке «Николай Рерих» в Новой Третьяковке у картины «Гонец. „Восста род на род“» © Сергей Пятаков, РИА Новости
Картины и панно Рериха красноречиво свидетельствуют о его серьезных исторических познаниях и страстной любви к археологии. Даже по одним названиям работ славянского цикла — «Гонец. „Восста род на род“», «Сходятся старцы», «Заморские гости», «Город строят», «Строят ладьи» — становится ясно, как глубоко молодой художник был погружен в тему языческой Древней Руси. Рерих был первым, кто заговорил в русском искусстве о столь отдаленных временах и разработал особый пластический язык — мощный, лапидарный, контрастный. Отдельного внимания в этой серии заслуживают рамы. Они созданы по эскизам художника из «археологических» материалов — дерева, песка, рогожки — и украшены древними тотемами.
Николай Рерих. «Ченрази», 1931 год, Государственная Третьяковская галерея © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи
Помимо исторических тем, в живописи Рериха находят отражение и его философски-мистические искания. Образы святых разных конфессий, ангелы и сакральные атрибуты, параллели между западной и восточной культурами, нарастающее со временем увлечение азиатским искусством — зрители смогут проникнуться атмосферой поэзии и символизма, столь свойственной творчеству Рериха. Необычный дизайн пространства — экспозиционные залы в форме греческого креста и круга-колеса сансары — также настраивают на медитативный и неторопливый диалог с мастером.
Анастасия Мамаева, искусствовед