Театру балета Бориса Эйфмана — 45!

Коллектив отметит дату гастролями в Москве

К юбилею прославленной труппы вспоминаем, как появился Театр балета Бориса Эйфмана, почему чеховская «Чайка» превратилась в балетную историю и что общего между хореографом и скульптором Роденом.


Балет Эйфмана: от первых экспериментов — к собственному театру

01_Театру балета Бориса Эйфмана — 45!
Борис Эйфман © Фотография предоставлена Театром балета Бориса Эйфмана

Страстное увлечение танцами началось у Бориса Эйфмана в раннем возрасте: в 13 лет он уже сочинял хореографию, а в 16 руководил небольшой труппой. Чтобы воплотить собственные творческие мечты, Эйфман отправился в Ленинград, где поступил в Консерваторию. Будучи студентом, он создает свои первые спектакли, а затем работает балетмейстером в Ленинградском академическом хореографическом училище им. А. Я. Вагановой. Эйфман ставит балеты на сценах Кировского и Малого театров, активно работает на телевидении — первый телефильм-балет, «Вариации на тему рококо», хореограф снял в 21 год. В это время складывается особенный эйфмановский стиль — визитная карточка будущего прославленного хореографа.

В 1977 году Эйфман возглавляет труппу на базе танцевального ансамбля при Ленконцерте. Коллектив получает название «Новый балет». Чуть позже его состав пополняют такие блистательные танцовщики, как Алла Осипенко, Джон Марковский, Валерий Михайловский, Валентина Морозова. Сегодня труппа известна всему миру как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана.

Концепция театра — экспериментальная лаборатория одного хореографа, который дерзко выходит за рамки стандартов и традиций. Он усложняет и дополняет классическую базу самыми разнообразными пластическими элементами.

В первые годы театр вырабатывает собственный стиль. В нем — игра хореографических контрастов, микс музыки разных эпох и жанров. И, конечно, — необыкновенный накал страстей, глубокий философский смысл и серьезная драматургия.

Хореограф обращается к шедеврам русской и мировой литературы, но представляет авторское видение канонических произведений и «открывает неизвестное в известном». Сторонники традиционной балетной школы поначалу с недоверием воспринимают новаторский стиль Эйфмана, его даже считают «хореографическим диссидентом».

02_Театру балета Бориса Эйфмана — 45!
Сцена из балета Бориса Эйфмана «Двухголосие» © Фотография предоставлена Театром балета Бориса Эйфмана

Но уже первые постановки театра — «Двухголосие» и «Бумеранг» — вызывают у публики небывалый интерес. В те годы в СССР западная музыка была под запретом, однако экспериментатор Эйфман вдохновлялся ею. В «Бумеранге» звучали мелодии Джона Маклафлина, британского гитариста-виртуоза, который играл в стиле джаз-фьюжн. Сочетание необычного выбора музыкальной основы, яркого переосмысления драматургии Бертольта Брехта и изобретательной хореографии произвело на зрителей невероятный эффект.

Другой легендарный балет эпохи 1970-х — «Двухголосие», поставлен на композиции британской рок-группы Pink Floyd. Смелый спектакль изначально запретили к показу. Лишь под давлением общественности власти разрешили труппе исполнить его.

03_Театру балета Бориса Эйфмана — 45!
Сцена из балета Бориса Эйфмана «Бумеранг» © Фотография предоставлена Театром балета Бориса Эйфмана

Пресса заговорила о новых веяниях в балетном искусстве России. Правда, партийные чиновники не спешили давать молодому театру зеленый свет. Первые 10 лет труппа жила под давлением цензуры. Переломным в истории театра Эйфмана стал 1987 год: тогда хореограф поставил «Мастера и Маргариту», наполнив спектакль злободневными аллюзиями на борьбу советского строя с инакомыслием. По словам Эйфмана, он был уверен, что балет по роману Булгакова станет его последней работой, после чего театр перестанет существовать. Но времена изменились — начиналась перестройка, и сфера творчества постепенно становилась неподконтрольной цензуре. Худсовет, еще год назад разносивший спектакли Эйфмана, объявил «Мастера и Маргариту» «искусством новой России».

04_Театру балета Бориса Эйфмана — 45!
Сцена из балета Бориса Эйфмана «Мастер и Маргарита» © Фотография предоставлена Театром балета Бориса Эйфмана

С конца 1980-х годов труппа начинает активно гастролировать за границей. Театр принимают самые престижные сцены мира. География выступлений расширяется: артистам рукоплещут зрители Америки, Европы, Азии и Австралии.

05_Театру балета Бориса Эйфмана — 45!
Сцена из балета «Чайка. Балетная история» © Фотография предоставлена Театром балета Бориса Эйфмана

Труппа знакомит аудиторию с уникальным хореографическим репертуаром современной России, который создает Борис Эйфман — спектаклями «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Русский Гамлет», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» и другими. Эти постановки в исполнении талантливых артистов — обладателей престижных театральных премий и многих государственных наград, вызывают у зрителей ни с чем не сравнимый эмоциональный отклик, приближая их к катарсису.


Гастроли в Москве: что нужно знать

06_Театру балета Бориса Эйфмана — 45!
Сцена из балета «Чайка. Балетная история» © Фотография предоставлена Театром балета Бориса Эйфмана

27—29 июля 2022 года на Новой сцене Большого театра России в Москве труппа Бориса Эйфмана проведет долгожданные гастроли: последний раз на главной площадке страны петербургский коллектив выступал год назад, в период празднования юбилея хореографа.

Спектакли покажут в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». 27 и 28 числа московские зрители впервые увидят постановку «Чайка. Балетная история», а 29 — уже ставший хитом спектакль «Роден, ее вечный идол».

Эти гастроли — продолжение празднования 45-летия труппы. А отмечать юбилей театр начал еще в июне в Петербурге показами избранных спектаклей. В том же месяце в Шереметевском дворце — Музее музыки, филиале Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, открылась выставка «Театр балета Эйфмана. Только любовь». Она рассказывает о творческом пути хореографа и артистов его театра.

Финалом юбилейных торжеств станут гала-концерты в петербургском БКЗ «Октябрьский» в конце сентября. Именно там 45 лет назад труппа впервые выступила перед публикой. Генеральный спонсором мероприятий в честь юбилея театра выступает банк ВТБ — давний друг и партнер балета Эйфмана.


«Чайка. Балетная история»: из усадьбы в репетиционный зал

07_Марк Шагал: история в картинах
Сцена из балета «Чайка. Балетная история» © Фотография предоставлена Театром балета Бориса Эйфмана

«Чайка. Балетная история» — хореографическая интерпретация пьесы Антона Чехова на музыку Сергея Рахманинова и Александра Ситковецкого. Это девятая по счету премьера, которую Театр балета Бориса Эйфмана привозит в Москву в рамках «Черешневого леса». Мировая премьера постановки состоялась 22 февраля 2022 года в Санкт-Петербурге.

Действие перенесли из усадьбы в репетиционный зал, где жаждущий экспериментов Константин Треплев ищет новые танцевальные формы. Он противостоит хореографу-мэтру Тригорину, который ставит свою версию балета «Лебединое озеро». Нина Заречная здесь — молодая артистка, соперничающая с примой Ириной Аркадиной. Используя танцевальный язык, Эйфман предлагает зрителям поразмышлять о многогранности любви, одиночестве, интригах, муках творчества. И, разумеется, — о природе театра.

В «Чайке» Чехов поднимает ряд принципиальных для каждого творческого человека вопросов. Важны они и для Эйфмана. Соперничество новаторов и сторонников традиции в искусстве, участь различных типов художественного таланта, противостояние человека давлению будничности — эти темы уже много лет не отпускают хореографа.

В спектакле «Чайка. Балетная история» зритель может наблюдать, как в жизненном потоке, объединяющем высокое и земное, рождаются произведения искусства и как творческий порыв всецело захватывает художника.




Вот что говорит о постановке сам хореограф:

«В новом спектакле мы переносим зрителей в мир закулисья балетного театра — таинственное пространство, насыщенное драмами, интригами, мечтами о карьере и разочарованиями. Наша трактовка чеховского шедевра самобытна. Ключевые для пьесы проблемы рассматриваются нами сквозь призму судьбы Треплева. Он — центральный персонаж балета, та чайка, чьему дерзкому взлету не суждено состояться. Трагический путь Треплева от идей о построении собственного хореографического мира до полного творческого краха стал драматургической основой спектакля».


«Роден, ее вечный идол»: «служение искусству как добровольная каторга»

08_Марк Шагал: история в картинах
Сцена из балета «Роден, ее вечный идол» © Фотография предоставлена Театром балета Бориса Эйфмана

Впервые балет «Роден, ее вечный идол» показали в 2011 году. Спектакль посвящен жизни и творчеству скульптора Огюста Родена и Камиллы Клодель, его ученицы, музы и возлюбленной.

Отношения Огюста и Камиллы — это сплав едва ли не самых сильных чувств, на которые способен человек. Испепеляющая страсть мужчины и женщины, творческая ревность художников, болезненная привязанность друг к другу — здесь все перемешалось роковым образом. Спектакль показывает, как мучительная связь Родена и Клодель делала их глубоко несчастными и одновременно вдохновляла на создание гениальных шедевров.

Партию Родена танцует ведущий солист театра Олег Габышев. Перед исполнителем стояла непростая задача — за время спектакля ему нужно пройти драматичный жизненный путь великого ваятеля и показать, как рождались его творения. И Габышев блестяще справляется с этим.

Олег говорит, что с каждым выходом на сцену образ Родена становился ему все ближе. Чтобы лучше узнать своего персонажа, Габышев внимательно изучил биографию скульптора и его мемуары, а также познакомился с кинематографическими воплощениями скульптора — например, с образом Родена, который создал Жерар Депардье в фильме 1988 года «Камилла Клодель».




История влюбленных художников с огромным успехом шла на сценах Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Токио, Берлина, Вены, Москвы и других мировых столиц. В каждой стране и в каждом городе постановку принимали с восторгом.

Борис Эйфман отмечает:

«Я не вижу кардинальных различий между зарубежными и российскими ценителями нашего искусства и всегда подчеркиваю, что не склонен делить публику по географическому признаку. Балет как универсальное средство духовной коммуникации одинаково понятен каждому. Это искусство, обращенное к сердцу человека».

Постановка собрала премии «Золотой Софит» и «Золотая маска» и восхищенные отзывы критиков. Например, Маргарет Уиллис, балетный обозреватель из Великобритании, писала, что Эйфман создает скульптуры из тел артистов подобному тому, как Роден творил их из глины. «И тот, и другой, — отмечала Уиллис, — искусные мастера своего дела, и, хотя их стили разнятся, оба художника создают незабываемые образы красоты и совершенства».

Сам хореограф подчеркивает, что судьба Родена и его подход к творчеству близки ему. Роден неустанно трудился в мастерской, отдавая этому занятию все силы. Эйфман, работая по 12 часов в день, как никто знает, что «служение искусству — всегда добровольная каторга». При этом хореограф уверен: только так, отказываясь от множества мирских радостей и уходя в затворничество, можно создать поистине великое творение.