• Культура
  • Образование
  • Общество
  • Все
  • Музеи
  • Кино
  • Музыка
  • Театры
  • Большой театр
  • Мариинский театр
  • Мастерская Петра Фоменко
  • Театр балета Бориса Эйфмана
  • Театр балета Бориса Эйфмана
Катерина Павлюченко
19 май 2014

17 па

Театр балета Бориса Эйфмана на гастролях в Лондоне

Борис Эйфман – человек-легенда. Он всю жизнь живет и ставит свои балеты вопреки: запретам, общественному мнению, конкурентам. Он доказал, что можно танцевать так, как хочется, а не так, как учили в академии. Эйфман создал балет, которому предстояло перевернуть представление о хореографии, а затем (вот где ирония судьбы) – стать частью учебника по истории балета. Сегодня Борис Эйфман – прижизненный классик. 15–19 апреля на сцене London Coliseum его театр показывает два балета: «Роден» и «Анна Каренина».

Генеральный партнер лондонских гастролей Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – инвестиционная компания ВТБ Капитал, входящая в группу ВТБ.

Балет Эйфмана в цифрах и фактах разбирает корреспондент VTBRussia.ru

В пуантах и без пуантов

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана изначально назывался «Новым балетом». Он появился в 1977 году при Ленконцерте. Под свое начало Эйфман получил эстрадный коллектив, из которого стал готовить своих будущих артистов. Для Ленинграда того времени (да и для Советского Союза вообще) театр, который он создал, был абсолютно новаторским. Это была лаборатория одного автора – Эйфмана, экспериментатора, который сочетал в своих балетах хореографию академическую и беспуантовую под музыку мастодонтов рока групп Pink Floyd, Yes или таких креативных современников, как композитор Бела Барток.

И камни могут танцевать

Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочинил в 13 лет, зафиксировав его в тетрадку, которую он назвал «Мои первые спектакли». «Я начинаю эти заметки для того, – писал этот мальчик, – чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества». Уже тогда, в детстве, он смотрел на будущее дело своей жизни взглядом, свободным от систем и штампов, правил и обязанностей. Позже Эйфман, которого с первых же его постановок называют Треплевым от балета, то есть новатором и искателем новых форм (не случайно, наверное, в репертуаре его театра появился спектакль «Чайка»), скажет: «В принципе, ничего нового в технике танца создано уже быть не может. Сегодня вообще любая техника традиционна. Но я вижу балет 21 века. Он абсолютно свободен от всяких традиционных систем, от всяких навязчивых форм. Это мир, в котором могут появляться движения из классического танца, из танца модерн, движения спортсменов-гимнастов и инструкторов у-шу, движения мальчика, старика, беременной женщины, движения дерева или камня».

Киевский талисман

Самые первые гастроли «Нового балета» состоялись через месяц после его образования. В 1977 году театр поехал в Киев выступать на сцене Октябрьского дворца. Гастроли сопровождал скандал. В советский Киев привезли балет «Бумеранг», поставленный по мотивам «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта на музыку Джона Маклафлина, что было очень не по-советски. Артисты уже разминались перед гримом, когда до них дошла новость, что местные партийные руководители считают невозможным проведение антисоветского мероприятия в столице Украины. Тогда балерина Алла Осипенко, исполнявшая главную партию в «Бумеранге», заявила, что покончит с собой, если им не дадут выйти на сцену. Так «Бумеранг» показали киевлянам, которые поняли и приняли смелый, сложносочиненный язык хореографа-новатора. С тех пор в Театре Эйфмана Киев считают городом-талисманом. Сам Борис Яковлевич шутит: «Если публика Киева принимает спектакль, значит, он понравится зрителям и других городов».

Без маэстро

В первых зарубежных гастролях своего театра Борис Эйфман не участвовал. Коллектив уехал в Финляндию без маэстро, которому не дали разрешения на выезд за рубеж.

Триумф

В 1990-х годах Театр балета Бориса Эйфмана стал выезжать в Нью-Йорк, постепенно сделав гастроли в Америку регулярными. После первых гастролей балетный критик Анна Киссельгоф написала в «Нью-Йорк Таймс»: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Потрясти!

Времена меняются, меняется мода на стили в танце, темы, хореографические решения. А Эйфман продолжает гнуть свою линию. «Сегодня СМИ, – рассуждает он, – много говорят о кризисе мировой экономики, о глобальных социальных проблемах, экологии. Но для меня основным проблемным полем остается духовный мир современного человека, переживающий, к сожалению, достаточно печальные времена. Мы наблюдаем, как утрачиваются важнейшие нравственные и гуманистические ценности, как идеи творчества, преображения действительности вытесняются культом потребления. И балет, вне всякого сомнения (равно как и другие виды высокого искусства), является той светлой силой, которая способна противостоять этим негативным процессам. Конечно, нельзя в одночасье изменить мир и людей вокруг. Но можно потрясти их, вызвать в душах живой отклик. И уже это будет важной победой».

Замкнуть каре

Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Лондоне в апреле 2014 года со спектаклями «Анна Каренина» и «Роден» станут четвертым визитом коллектива в столицу Великобритании за его 37-летнюю историю.

Костюмная драма

Для спектакля «Анна Каренина» художник Слава Окунев создал 177 костюмов (включая мужские, женские костюмы, костюмы солистов и артистов кордебалета). Ольга Шаишмелашвили для постановки «Роден» разработала 282 костюма.

12 тонн балета

В Лондон все декорации, реквизит, костюмы и световое оборудование для спектаклей «Анна Каренина» и «Роден» транспортируются на двух грузовиках. Объем грузов для каждой машины – 120 кубических метров. Вес грузов для каждого спектакля – около шести тонн. Итого на Туманный Альбион приехали 12 тонн Театра Эйфмана.

И снова Анна

Балет «Анна Каренина», поставленный на музыку П. И. Чайковского, публика впервые увидела в Санкт-Петербурге в 2005 году. Этот спектакль – один из самых успешных спектаклей театра. В центре внимания – любовный треугольник Анна – Вронский – Каренин. Остальные персонажи толстовской драмы остались «за кулисами». Анну Борис Эйфман трактует как женщину-оборотня, которая для чужих – светская дама, а для самой себя – изъеденная страстями, гибнущая душа.

Учитель и ученица

Премьера балета «Роден» на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне состоялась в Санкт-Петербурге в ноябре 2011 года. Балет посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Обувают!

Обувь в театре балета – расходный материал. Каждая солистка театра использует за год 4 пары пуантов фирмы Gaynor Minden (итого: 40 пар в год на театр). Каждая артистка кордебалета использует за год 8 пар пуантов фирмы Grishko (итого: 160 пар в год на театр). Помимо этого каждый танцовщик труппы использует в месяц 2 пары мягкой обуви марок Sansha и Grishko. Получается, что всего в год театр «протанцовывает» 1320 пар.

Вытянуть в линию

В Театре Бориса Эйфмана все танцовщики необычно для балета высоки. Женщины в труппе – от 172 см, мужчины – от 182 см. «Балет для меня, – поясняет Эйфман, – это прежде всего линии. Они должны быть тонкими и вытянутыми».

Минус 3 кило

Постановки Бориса Эйфмана очень затратны для танцоров с точки зрения физиологии. Сложная хореография, которую сравнивают с акробатикой, большой рост и вес артистов, поддержки, непрерывное нахождение солиста на сцене – все это приводит к тому, что за один спектакль артист, исполняющий главную партию, теряет от полутора до трех килограммов веса. Можно представить, как худеют артисты во время ежедневных длительных репетиций!

Живой звук

Спектакли Бориса Эйфмана, как правило, идут под фонограмму. Исключение – премьера спектакля «Реквием» в Санкт-Петербурге, которая состоялась в 70-летнюю годовщину полного освобождения Ленинграда от блокады. Премьера прошла на сцене Александринского театра в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Спиваков, по словам самого музыканта, без колебаний согласился на это мероприятие, в том числе потому, что его мать была блокадницей.

20 минут оваций

Самые длинные, рекордные овации коллектив Эйфмана получил в 1990 году на гастролях в Японии с балетом «Пиноккио». Крайне сдержанная в эмоциях публика по окончании спектакля устроила овации длиной в 20 минут.

Свое слово

На сегодняшний день в репертуаре Театра балета Бориса Эйфмана спектакли «Чайковский», «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием». Не случайно в этом списке нет «Жизели», «Лебединого озера» или «Спящей красавицы». Кредо Эйфмана – не брать в работу уже ранее кем-то поставленные балеты. В данный момент хореограф работает над созданием спектакля «Ночь нежна» по мотивам романа Ф. С. Фицджеральда.

Поделиться
Расскажите друзьям и поделитесь статьёй!
Вам будет интересно
  • Театр балета Бориса Эйфмана
  • 04 авг'21
«Человек — величайшая тайна мироздания»
  • Театр балета Бориса Эйфмана
  • 23 сен'16
Осенний Петергоф глазами балерины
  • Театр балета Бориса Эйфмана
  • 30 май'12
Мраморная трагедия
«ВТБ — России»: рассказываем о спонсорской и благотворительной деятельности банка ВТБ в социальной сфере.
social@vtb.ru
Поиск по сайту
О проекте
О группе ВТБ
Культура
Музеи
Кино
Музыка
Театры
Образование
Технологии
Финансы
Общество
Благотворительные проекты
Наука и медицина
Программа «Мир без слёз»
Экология

© 2022 ВТБ. При копировании любых текстов, а также фото- или видеоматериалов, ссылка на сайт vtbrussia.ru обязательна. Информация об ограничениях.

Политика банка ВТБ в области КСО