09 ноя 2022

Московские театральные премьеры

Балет без сюжета, новое воплощение Чехова и победитель «Большой книги» на сцене

Холодная осенняя погода вынуждает нас менять свой отдых: многочасовая прогулка по городу уже не так притягательна. Зато самое время посетить театр. Рассказываем про три премьеры московских театров, которые точно согреют нас в непогоду.


Вечер одноактных балетов в Большом: фантазия без сюжета и новое прочтение классики

01_Московские театральные премьеры
Интерьер зала Большого театра © Виктор Тараканов / Фотобанк Лори

Где: Государственный академический Большой театр

Премьера: 30 ноября 2022 года

В последний осенний день этого года в Большом театре состоится премьера одноактных балетов: «Шопенианы» и Большого классического па из балета «Пахита».

«Шопениана» — это балетная сюита на музыку Фредерика Шопена. У балета нет конкретного, развивающегося сюжета. В танцах этой сюиты через язык пластических образов выражены настроения, которые характерны для музыки Шопена: от романтической мечтательности и меланхолической грусти до лучезарной радости. Следуя за мелодией Шопена, танец вводит зрителя в творческий мир композитора.

Прообразом балета «Шопениана» стали пять коротких вариаций на музыку Шопена, которые в 1906 году поставил балетмейстер Михаил Фокин для благотворительного спектакля. Готовя балет к постановке, Фокин понимал, что его успех зависит от того, удастся ли ему создать танцевальные образы, близкие музыкальным образам Шопена.

После петербургской премьеры «Шопенианы» балет поставили в Париже. Тогда в спектакле принимали участие знаменитые танцовщики Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский. Позже этот балет под названием «Сильфиды» вошел в репертуар мировых балетных трупп. В России «Шопениана» также пользовалась невероятным успехом и в дореволюционные годы, и в советское время.

В Большом театре «Шопениану» впервые поставили в 1932 году, затем в 1942, 1943 и 1946 годах. На вечере памяти Галины Улановой «Мона Лиза русского балета» в 2010 году Николай Цискаридзе возобновил балет на Новой сцене Большого театра.

В новом театральном сезоне за постановку «Шопенианы» отвечают балетмейстеры Наталья Большакова и Вадим Гуляев. Декорации к балету создал Владимир Дмитриев, а костюмы — Татьяна Ногинова.

Второй балет, который увидят зрители, — Большое классическое па из балета «Пахита». Впервые его поставил Мариус Петипа в 1881 году как дополнительную сцену к постановке «Пахиты» в Мариинском театре. Хореограф сочинил эту сцену к бенефису балерины Императорского Мариинского театра Екатерины Вязем.

У этой постановки долгая предыстория. Премьера самого балета «Пахита» на музыку Эдуарда Дельведеза и в постановке Жозефа Мазилье состоялась в Париже в 1846 году. За основу либретто хореограф вместе с литератором Полем Фушером взяли новеллу Мигеля де Сервантеса «Цыганочка».

Через год Мариус Петипа представил этот балет в Санкт-Петербурге, потом — в Москве. А в 1881 году, при возобновлении спектакля, Петипа решил добавить в «Пахиту» свадебное Grand pas. Музыку к нему он заказал Людвигу Минкусу. Большое классическое па — это 25 минут, состоящие из замечательных вариаций, фуэте, сольных и кордебалетных танцев.

На сцене Большого театра балет «Пахита» впервые поставил Петипа в 1848 году, а в 1886 году балетмейстер Пьер Фредерик возобновил спектакль. Три года спустя Алексей Богданов перенес на московскую сцену петербургскую постановку 1881 года с Большим классическим па. А почти через сто лет, в 1988 году балерина Марина Кондратьева и балетмейстер Пётр Гусев возобновили Grand pas.

Следующее возобновление постановки было в 2008 году. Его автор — балетмейстер Юрий Бурлака, специалист в области старинной балетной музыки и хореографии. Стремясь восстановить аутентичный «текст» Grand pas из «Пахиты», он тщательно исследовал архивные материалы Гарвардского университета США. Например, архив артиста балета и режиссера Николая Сергеева. Результат можно увидеть на сцене Большого.


«Попрыгунья» Айдара Заббарова: многообещающий постановщик

02_Московские театральные премьеры
Сцена из спектакля «Попрыгунья» © Яна Овчинникова, пресс-служба театра имени Евгения Вахтангова

Где: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова

Премьера: 7 ноября 2022 года

7, 8 и 24 ноября в театре Вахтангова пройдут премьерные показы «Попрыгуньи» по рассказу Антона Чехова. Чехов появлялся в репертуаре театра Вахтангова неоднократно. Например, сам Евгений Вахтангов еще в 1921 году поставил «Вечер А. П. Чехова» на материале небольших пьес. Новая «Попрыгунья» продолжает традицию постановок на Симоновской сцене, основой которых становится не драматургия, а прозаические и поэтические произведения. В рамках такой концепции в театре Вахтангова появились «Бовари» по роману Гюстава Флобера, «Очарованный странник» Николая Лескова и «Превращение» Франца Кафки.

Наверное, главный интерес к постановке кроется в его создателе. Автором спектакля стал молодой режиссер из Татарстана — Айдар Заббаров. Его спектакль по Гаязу Исхаки «И это жизнь?», поставленный в казанском Театре имени Г. Камала в 2018 году, получил шесть номинаций на театральную премию «Золотая маска», в том числе и за лучшую режиссуру. Также в числе работ Заббарова — «Беглец» в Санкт-Петербургском театре Ленсовета (2017), «Соловьёв и Ларионов» в московском «Современнике» (2019) и «Белые ночи» в МХТ имени А. П. Чехова (2019). Свою первую работу на Вахтанговской сцене Заббаров представил в 2020 году в рамках программы IV Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Это был эскиз по рассказу Чехова «Рыбья любовь». Его признали режиссером лучшего эскиза и после этого пригласили поставить спектакль в театре имени Евгения Вахтангова.

По словам Айдара Заббарова, это произведение стало для него «незакрытым гештальтом»: еще с третьего курса ГИТИСа «Попрыгунья» лежала в его режиссерском портфеле, ожидая постановки. В материале Чехова автор нашел новые акценты: «увидел настоящее братство, сплочение людей перед бедой, людей, которые оказались в доме Дымова по любви, по зову сердца». Вместе с художником Булатом Ибрагимовым, хореографом Натальей Шургановой и композитором Вячеславом Жуковым на сцене Заббаров воплотит ностальгию по ушедшим временам: «Когда двери в подъездах и домах не запирались на железные засовы. Когда все соседи знали друг друга, вместе отмечали праздники, а если вдруг к кому-то в дом пришла беда, то спешили на выручку».


«Генерал и его семья» Светланы Земляковой: о поздних Советах

03_Московские театральные премьеры
Афиша спектакля «Генерал и его семья» © пресс-служба театра имени Евгения Вахтангова

Где: Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова

Премьера: 9 декабря 2022 года

В самом начале календарной зимы тоже на сцене театра имени Евгения Вахтангова состоится премьера по роману Тимура Кибирова «Генерал и его семья». Режиссер постановки Светлана Землякова уже обращалась к современной российской прозе: в 2017 году она выпустила «Сергеев и городок» по роману Олега Зайончковского. Теперь в основу ее постановки лег роман, который сам автор называет историческим.

«Генерал и его семья» — семейная сага о времени позднего СССР, ставшая победителем литературной премии «Большая книга» в 2020 году. В реалиях совсем недавно ушедшего времени раскручиваются вечные проблемы конфликта поколений, эмиграции и поиска жизненного пути. История дополнена деталями, цитатами и акцентами, сформировавшими сознание позднесоветского человека.

Над выпуском спектакля также работают: художник Максим Обрезков, художник по свету Руслан Майоров, звукорежиссер Матвей Родионов. В главной роли — Максим Севриновский.

Все премьеры из подборки поддерживаются Банком ВТБ в рамках программы «Культурная страна». ВТБ является официальным спонсором Театра имени Евгения Вахтангова, также при поддержке банка проходят «Шопениана» и Большое классическое па из балета «Пахита». Теперь самое время отправиться за билетами!