От «Ромео и Джульетты» до «Войны и мира»

Творчество Сергея Прокофьева для музыкального театра

23 апреля 1891 года родился знаменитый композитор Сергей Прокофьев. В честь этой даты изучим его наследие для русского музыкального театра на примере пяти произведений.


Творческий метод Прокофьева

01_От «Ромео и Джульетты» до «Войны и мира»
Фотография Сергея Прокофьева, 1918 год © Public domainn

Музыка была в жизни Сергея Прокофьева с детства. Уже в пять лет он придумал и наиграл на фортепиано свою первую пьесу. Ребенок увидел московские постановки «Фауста» и «Спящей красавицы» и так вдохновился, что написал оперу «Великан», а к моменту поступления в консерваторию набралось не одна папка сочинений.

Спустя много лет Сергей Прокофьев стал признанным новатором русского музыкального театра. Великий композитор отказался от прежних канонов и создал новый музыкальный язык. Если Пушкина называли солнцем русской поэзии, Прокофьева можно назвать солнцем русской музыки. Он привнес динамику, энергию и светлый оптимизм. Композитора считают непревзойденным лириком и мелодистом, который смог сохранить в музыке впечатления и чувства от мира. Его личный мелодический стиль — кантилена, надолго стал символом творческого начала композитора.

«Музыку прежде всего надо сочинять большую, такую, где и замысел, и техническое выполнение соответствовали бы размаху эпохи. Она должна быть прежде всего мелодийной, притом мелодия — простой и понятной, не сбиваясь ни на перепевку, ни на тривиальный оборот… Простота должна быть не старой простотой, а новой простотой», — говорил композитор.

В творчестве Прокофьева выделяют три основные линии — комедийно-скерцозную, конфликтно-драматургическую и лирико-комедийную. Простота интонации, свежая емкость мелодий, народная песенность, многоплановые образы, стилевые переклички стали неотъемлемой частью и привлекала и зрителей, и критиков.


Балет «Ромео и Джульетта», 1935

«Ромео и Джульетта» — признанный шедевр 20 века и один из самых популярных балетов столетия. Трехактный балет был написан в 1935 году и впервые показан на сцене театра в Брно в 1938 году. Критики выделяли тщательную прорисовку персонажей — каждый был изображен с точностью до деталей. А настроения героев передавались через ритм музыки, который подхватывал состояние и выражал эмоциональную жизнь персонажей.

Российские зрители впервые увидели балет Прокофьева в 1940 году на сцене театра имени Кирова, ныне Мариинский. За постановку отвечал балетмейстер Леонид Лавровский, который значительно изменил партитуру композитора. Роль Джульетты исполнила Галина Уланова, а Ромео — Константин Сергеев.


Балет «Золушка», 1944

Балет «Золушка» продолжил сказочные театральные традиции, но к классике Прокофьев добавил реальную жизнь. Он хотел показать «живое лицо с человеческими переживаниями».

Прокофьев писал музыку для балета с 1940-го по 1944 год. Участие в постановке приняла великая балерина Галина Уланова. Композитор делился, что особенно рад ее роли наряду со всеми другими, выражающими «чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты».

После Москвы и Ленинграда «Золушку» десятки раз ставили за границей, а еще она стала первым многоактным балетом широко известного Королевского балета.


Опера «Любовь к трем апельсинам», 1919

«Любовь к трем апельсинам» — одна из самых жизнерадостных опер прошлого века, замысел которой возник под влиянием Мейерхольда. Здесь выражается вся любовь Прокофьева к ритму: он ловко меняет характеры и превращает музыку в ток, который пронизывает сцену энергией.

Он написал оперу, когда был за рубежом, но связал сюжет с впечатлениями от дореволюционной России. Поиск нового привел его к  возрождению комедии масок дель-арте.

«Музыка Прокофьева, остроумная, изобретательная, ритмически острая, сочетает гротеск и лирику. Вокальные партии носят преимущественно декламационный характер. Оркестровые эпизоды — марш и скерцо — получили самостоятельную концертную жизнь», — говорил критик Гозенпуд.


Опера «Война и мир», 1942

Прокофьев создавал «Войну и мир» на протяжении 12 лет. Масштаб и глубина оперы сделали ее одним из основных символов русского музыкального театра.

Эмоциональная жизнь героев сочетается с картинами быта, исторические события целого народа — с частной жизнью семей, лирическое начало — с грандиозной эпичностью.

Первые семь картин посвящены личной жизни героев, а последние шесть — народному противостоянию. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.


Опера «Игрок», 1916

Прокофьев задумал эту оперу в 1913 году, когда зачитался «Игроком» Достоевского. «Изобразить рулетку, толпу и страшный азарт мне представляется крайне увлекательным», — признавался композитор. Сначала Прокофьев хотел создать оперу вместе с Дягилевым, но тот идею не поддержал, а вот главный дирижер Мариинского театра Альберт Коутс стал союзником композитора.

В итоге получилась опера в четырех действиях и шести картинах, которую впервые показали в Брюсселе в 1929 году. Первое исполнение в России состоялось лишь в 1963 году. А в Мариинском театре его услышали только в 1991 году, но сохранили и до наших времен — в честь восстановления исторической справедливости во имя искусства.

Для справки

Посмотреть постановки опер и балетов Сергея Прокофьева можно на сценах музыкальных театров страны. Например, в Большом или Мариинском театрах. Банк ВТБ выступает давним партнером этих культурных институций.