Не только «Щелкунчик»
Новогодняя кампания в театрах оперы и балета, или куда пойти с детьми в канун Нового года
Новый год не приходит без балета об игрушечном принце и мышином короле: по традиции билеты на «Щелкунчика» исчезают задолго до праздников. И, если заветного билета в этом году не досталось, или «Щелкунчик» успел наскучить, или вы попросту боитесь мышей и не любите сладости, не стоит отчаиваться. В мировой кладовой опер и балетов к зимним праздникам припасены не менее привлекательные названия. Новогодний материал VTBRussia.ru — о том, что слушают и смотрят на Новый год в музыкальных театрах России и мира.

«Гензель и Гретель»
Титул самой популярной рождественской оперы на европейской сцене вот уже сотню лет удерживает «Гензель и Гретель» — хотя трудно сказать, почему именно она. Действие происходит отнюдь не в зимнюю пору: согласно либретто мать отправляет сына и дочь в лес за ягодами. Да и партитуру детской отнюдь не назовешь.
Немецкий композитор Энгельберт Хумпердинк был последователем творчества Рихарда Вагнера, и в последние годы жизни великого композитора служил его личным секретарем. Хотя трудно найти что-нибудь менее подходящее для детской оперы, чем вагнеровский стиль, «Гензель и Гретель» написана именно в таком стиле: три больших акта, огромный по составу оркестр, хитро устроенная система лейтмотивов. Но, поскольку действие было сказочным (либретто на сюжет Якоба и Вильгельма Гриммов написала сестра композитора Адельхайд Ветте, и все началось с того, что она попросила брата написать несколько номеров для домашнего спектакля), Хумпердинк в своей опере умудрился «поженить» Вагнера с детскими песенками, включая даже такую популярную как «Милый Августин».
Впрочем, в «Гензеле и Гретели» ощутим рождественский аромат — в сценах появления ангелов и в знаменитой «Молитве», которую часто исполняют вне оперных подмостков. Да и сюжетная коллизия — маленькие герои путешествуют по лесу и встречают царство сластей — очень напоминает «Щелкунчика». В конечном счете балет Чайковского тоже отнюдь не детская музыка.
Где смотреть:
Мариинский театр, Санкт-Петербург — 31 декабря; 2, 5 января
Новая опера, Москва — 24 декабря
«Рождественская сказка»
Появление новой оперы всегда большое событие, тем более оперы сказочной. Своей «Рождественской сказке», написанной на сюжет «Двенадцати месяцев», композитор Родион Щедрин дал подзаголовок opera stravaganza, что по-итальянски значит «опера-феерия»: сочинение, созданное специально для Мариинского театра, Щедрин задумывал оперным отражением «Щелкунчика», жанр которого Чайковский некогда обозначил именно как «балет-феерия».
В опере Щедрина прямых отсылок к Чайковскому, пожалуй, не встретить, но цитаты спрятаны в партитуре повсюду. Самые первые такты — пахнущие морозом и искрящиеся, будто снег на солнце, — напоминают о балаганных сценах «Петрушки» Стравинского. Месяцы, собравшись у костра, поют «Обнимитесь, миллионы» — и оркестр отзывается мотивом из бетховенской Девятой симфонии, где также звучат эти слова из оды Шиллера.
В либретто, которое композитор написал сам, полно примет сегодняшнего дня: Мачеха и ее дочка Злыдня мечтают купить «виллу с видом в море», в финале Царица (по воле режиссера Алексея Степанюка имеющая вид Элизабет Тейлор и не выпускающая из рук планшет) проверяет злодеек на детекторе лжи, а братья-месяцы объявляют зрителям, что в этом году немного задержались из-за санкций. Но все же феерией и доброй рождественской сказкой эту оперу делают отнюдь не злободневные детали, но те картины, в которых конкретное время и место действия совершенно не важны. Спешит ли с подарками карнавальная толпа, водят ли модники-месяцы свой фантастический хоровод — все происходит в лишенном декораций пространстве, почти что в открытом космосе: сценография принадлежит Александру Орлову, а затейливые костюмы придумала Ирина Чередникова. Все вместе — настоящая opera stravaganza.
Где смотреть:
Мариинский театр, Санкт-Петербург — 23, 31 декабря; 2, 7 января
«Волшебная флейта»
Вообще-то, моцартовский зингшпиль (то есть опера на немецком языке с разговорными диалогами) не имеет отношения к зимним праздникам, и содержание его, несмотря на комедийную оболочку, исполнено высокого религиозного духа. Но в берлинской Комише Опер в последние годы стало традицией показывать на Новый год именно «Волшебную флейту» в постановке руководителя театра, знаменитого режиссера Барри Коски.
Коски, каждый спектакль которого совсем не похож на предыдущий, на этот раз взял в напарники британскую арт-группу «1927». Их совместное детище — мечта оперных певцов, которые чаще всего не жалуют современные оперные постановки из-за необходимости активно действовать во время пения: в спектакле Коски и «1927» вокалисты двигаются минимально, иные персонажи (например, Царица ночи) и вовсе пришпилены к белой стене. Всю работу за них выполняет мультипликация — подробно прорисованный остроумный комикс на темы немецкого кинематографа 1920-х со всеми подобающими ужасами: горами черепов, невиданными монстрами, кровью и ночными кошмарами, впрочем, совсем не страшными, а очень веселыми. Да и от разговорных эпизодов артисты в этом спектакле избавлены: как полагается в немом кино, все диалоги превращены в титры, а недостаток музыкального материала в этих фрагментах восполнен клавирными сонатами Моцарта.
И совсем нетрудно понять, почему именно эта «Волшебная флейта» стала частым гостем на мировых сценах (спектакль перенесли уже в десяток театров) и таким желанным рождественским подарком. Посмотрите сами — и заодно разделите досаду операманов, не видевших этого спектакля ни за рубежом, ни на гастролях в Москве в мае 2017-го: видеозаписи его не существует и, скорее всего, не появится вовсе.
Где смотреть:
Венская опера, Вена, Австрия — 22, 25, 27, 29 декабря
Комише Опер, Берлин, Германия — 15, 18, 20, 26 декабря; 5, 14 января
«История Кая и Герды»
Для многих слушателей понятия «Новый год» и «опера» крепко связались с одним сочинением — «Историей Кая и Герды» петербургского композитора Сергея Баневича. Эта опера была написана в год начала Афганской войны, 1979-й. Время, как вспоминает Баневич, совершенно не казалось подходящим для красивой истории о тепле человеческого сердца, поскольку она шла вразрез с официальными общественными настроениями. Тем не менее оперу решились поставить в Кировском (ныне Мариинском) театре и не ошиблись: на этой сцене она шла с перерывом почти три десятилетия. Многие звезды мировой сцены когда-то прошли через этот спектакль: например, зрители старшего поколения до сих пор с теплом вспоминают Анну Нетребко в партии Герды.
Затем оперу Баневича играли во многих театрах страны, профессиональных и любительских, «серьезных» и детских. В конце 2016 года «История Кая и Герды» вернулась на сцену Мариинского театра, а двумя годами раньше оказалась в Большом — там над зимним колдовством вместе с режиссером Дмитрием Белянушкиным трудился один из лучших советских театральных художников — Валерий Левенталь.
Где смотреть:
Большой театр, Москва — 27, 28, 29, 30, 31 декабря; 2, 3, 4 января
Мариинский театр, Санкт-Петербург — 24, 30 декабря; 4 января
«Снежная королева»
Балетный театр тоже не мог пройти мимо истории Кая и Герды. Среди сотни балетных «Снежных королев» самую головокружительную карьеру сделала британка: спектакль Майкла Кордера впервые был показан в Лондоне, а затем перенесен в Бирмингем, Вильнюс, Вену и Прагу. Кордер использовал музыку Прокофьева, и логично, что ледяной фее досталась музыка Хозяйки Медной горы из балета «Сказ о каменном цветке».
Чтобы увидеть лучшую на сегодня версию балета о Снежной королеве, нужно отправиться как раз на родину Хозяйки Медной горы — в Екатеринбург. Хореограф Вячеслав Самодуров не стал подбирать музыку из шедевров прошлого, но отважился заказать новую партитуру (новый балет, как и новая опера, — большая редкость). Вызов принял московский композитор Артем Васильев. По словам Самодурова, его спектакль «о том, как легко потерять контакт с близкими людьми, даже оставаясь рядом с ними. Нельзя сказать, куда именно идет Герда: царство Снежной королевы — не конкретная точка на карте, оно внутри человека».
Тех зрителей, что ожидают аккуратной иллюстрации сказки Андерсена, балет Самодурова вначале может разочаровать: в нем нет ни Северного оленя, ни Маленькой разбойницы, ни даже толкового ледяного дворца с бутафорскими сосульками и ватным снегом. Но есть — яркость и динамизм современной мультипликации: реальные персонажи носят свитера с оленями и желтые пластиковые парики, тролли словно вышли из новой продукции Диснея или студии Pixar, и все они окружены лаконичной сценографией в модном скандинавском стиле. При этом в основе хореографии — классические па, и Снежная королева со свитой носят дизайнерские белые пачки и щеголяют острыми пуантами. «Снежная королева» — классический балет, но увиденный взглядом современного ребенка, привычного к компьютерной графике. И, несмотря на разночтения с Андерсеном, спектакль имеет успех у самой взыскательной публики: в самом деле, мало интересного, когда на сцене вместо снега насыпан нафталин.
Где смотреть:
Екатеринбургский театр оперы и балета — 26, 27, 28 декабря; 3 января
ВТБ и Большой театр связывают многолетние дружеские отношения. Банк входит в состав попечительского совета театра и некоммерческой организации «Фонд Большого театра», созданной в 2002 году. ВТБ поддерживает все значимые премьеры Большого, такие как «Дама с камелиями», «Иван Грозный», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Легенда о любви», «Манон Леско» и другие.