«Могучая кучка»: как появилось содружество композиторов

Вспоминаем историю группы и ее главных представителей

Творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка» занимает важное место в русской музыкальной культуре. Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи во главе с Милием Балакиревым продвигали передовые идеи демократии тех времен. Вспомним историю содружества и оценим их влияние.


Как появилось объединение

«Могучая кучка» сложилась в конце 1850-х годов и просуществовала до 1870-х годов. Название кружку дал критик Владимир Стасов, он же и вдохновил композиторов объединиться. «Сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», — писал он после концерта в статье «Славянский концерт г. Балакирева» в 1867 году. Сами музыканты называли себя новой русской музыкальной школой.

01_«Могучая кучка»: как появилось содружество композиторов
Александр Михайлов. «Могучая кучка». Балакиревский кружок, 1850 год © Public domain

Композиторов считали наследниками Михаила Глинки из-за их идеи народности. Они хотели развивать русские национальные идеи, воплощать культуру в музыке и бороться за прогрессивные идеалы. В литературе появился журнал «Современник», в живописи — «Артель художников» и «Товарищество передвижных художественных выставок», а в музыке — «Могучая кучка». Они стали противниками академической рутины и застоявшихся представлений об искусстве. «Кучкисты» интересовались и уважали не только русское музыкальное творчество. В их произведениях можно услышать польские и украинские темы, английские и индийские, чешские и сербские и многие другие.


Основные идеи творчества

02_«Могучая кучка»: как появилось содружество композиторов
Константин Маковский. Эскиз к опере «Царская невеста», 1887 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Сказки, эпос, фольклор, церковные песнопения, крестьянские напевы и исторические сюжеты распространились на драматургию и выделились в отдельные категории музыкального жанра. Кроме Глинки, композиторы «Могучей кучки» опирались на творчество Даргомыжского — особенно оперы «Каменный гость» и «Русалка», которые соответствовали их идеям. Так появились оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина. Всем произведениям «Могучей кучки» свойственна широта, народность и размах.

Стремление к живописной яркости и детально-четким образам присуще и симфоническому творчеству композиторов, поэтому в нем много жанровых элементов. Бородин и Балакирев были создателями русского национально-эпического симфонизма, а Римский-Корсаков — мастером оркестрового колорита. В их камерном вокале заметен тонкий психологизм и одухотворенность вместе с характерностью и драматизмом. Позицию ниже в их творчестве занимают камерные инструментальные жанры. Например, на особом месте по оригинальности замысла стоят фортепианные «Исламей» Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.

Самым радикальным участником «Могучей кучки» был Мусоргский. Он ярко воплотил в музыке образы народа, продвигал в ней социально-критическую направленность. Вместе с народно-освободительными мыслями у содружества прослеживалась романтизация прошлого государства. Так они искали способы утверждения положительного нравственного идеала.


Борьба с академизмом и педагогическая деятельность

03_«Могучая кучка»: как появилось содружество композиторов
Леон Бакст. Эскиз к опере «Борис Годунов», 1913 год © Public domain

Противником «Могучей кучки» была Петербургская консерватория во главе с А. Г. Рубинштейном. «Кучкисты» критиковали академистов за слепое следование традициям и отсутствие новых идей. Поэтому представители группы хотели не только писать музыку, но и делать ее доступной для всех сословий. Они занимались общественно-просветительской работой и уже в 1862 году открыли бесплатную музыкальную школу. Вместе с этим композиторы внедряли в произведения восточные ритмы и так помогали этим народам с появлением собственных национальных композиторских школ.

Методы занятий Балакирева с учениками были своеобразными. Он задавал сочинять симфонии, увертюры, а потом рассматривал и оценивал работу. Впоследствии в Петербургской консерватории стал преподавать Римский-Корсаков и вошел в состав профессоров.

Творчество «Могучей кучки» стало популярным в России и за границей, где «Могучую кучку» называли «Русской пятеркой». А знаменитая французская «Шестерка» с Эриком Сати и Жаном Кокто стала своеобразным ответом.


Распад содружества

04_«Могучая кучка»: как появилось содружество композиторов
Иван Билибин. Эскиз к опере «Князь Игорь», 1930 год © Public domain

Со временем индивидуальность взяла верх, проявились личные кризисы и творческие расхождения — содружество распалось. Главной причиной были внутренние конфликты. Балакирев и Мусоргский не оценили педагогическую деятельность Римского-Корсакова в Петербургской консерватории и рассматривали это как сдачу позиций.

В конце 19 века в переписке «кучкистов» часто встречаются мысли о том, что именно послужило причиной раскола. Лучше всех это оценил Бородин, который считал естественной ситуацию, где уже взрослые личности со своими индивидуальными взглядами берут верх над общественными убеждениями. Вкусы и предпочтения меняются, этот процесс неизбежен, считал он. Одновременно он подчеркивал, что «общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались».

«Кучкизм» как направление продолжил развиваться уже без прежнего состава. Деятельность «Могучей кучки» осталась значимой эпохой в русской и мировой культуре. Многие композиторы впоследствии творили под их влиянием и создавали свои кружки. Именно благодаря этим композиторам в музыке ярко проявилась характерность, размах и народные сцены.

Для справки

Послушать знаменитые произведения композиторов «Могучей кучки» можно в музыкальных театрах страны, например, в Большом и Мариинском. Банк ВТБ выступает давним партнером этих культурных институций.