То, что позволено Григоровичу
Специально к премьере балета «Иван Грозный» в Большом театре часть костюмов была привезена из Парижской оперы. Царский подарок, знак дружбы, профессионального восхищения и поддержки дирекции Большого театра и лично маэстро Юрию Григоровичу от легендарного директора балета Парижской оперы Брижит Лефевр. Накануне московской премьеры госпожа Лефевр ответила на вопросы корреспондента VTBrussia.ru:
– Госпожа Лефевр, когда вы впервые увидели балет «Иван Грозный»?
– Это была постановка Парижской оперы. Это было невероятное зрелище! Жан Гизерикс исполнял парию Ивана Грозного, Анастасию танцевала Доминик Кальфуни, и Микаэль Денар был в роли Курбского.
– Почему балет имел такой успех в Европе, во Франции?
– Прежде всего потому, что Юрий Григорович превосходно выстроил этот балет. Мне нравится, как разворачивается действие. И выбор музыки просто великолепен. Музыка одновременно мудрая, и в то же время она потрясающе выразительная, в этой музыке мы чувствуем русскую душу. Она очень сильная и необычайно подходит этому повествованию и хореографии. И еще, это мое личное мнение, но мне кажется, что европейскую публику завораживают эта история, эта энергия, эта сила, это обаяние русской души!
– Как вам удалось сохранить костюмы этого балета?
– У нас большое ателье. Мы не храним абсолютно все костюмы, мы храним только костюмы балетов, которые были экстраординарными и вошли в историю. И, конечно, «Иван Грозный» является таким балетом. И я была очень тронута, когда увидела все эти костюмы в целости и сохранности! Несколько сезонов назад я предложила Юрию Григоровичу возобновить этот балет и сама пошла в ателье Бертье посмотреть, что осталось от костюмов. Почти все костюмы этого балета сохранились, к тому же у нас была возможность сделать точные копии, ведь некоторые были повреждены. Конечно, время идет вперед, и мы могли бы поменять ткани на более современные, лучше приспособленные для танца. Но мы решили сохранить максимальное правдоподобие, как можно более точно соответствовать авторскому решению.
– Как часто балет Парижской оперы выручает другие театры мира с костюмами?
– Это уникальный случай. Большой театр и, конечно же, господин Григорович для нас особые фигуры. У них огромные привилегии! Наши отношения с господином Иксановым за долгие годы превратились в настоящую дружбу. В этой ситуации это еще и вопрос цеховой солидарности, ведь мы даем костюмы, абсолютно доверяя Большому театру, без всяких сомнений! Я считаю важным, что этот балет, который был создан в России, потом пережил второе рождение в Париже, воссоздается в Москве при нашем участии! Нам очень приятно внести свою лепту в это событие, доставить радость господину Григоровичу. Я воздаю должное нашим костюмерным ателье, которые смогли с точностью повторить изначальные костюмы, и я знаю, что господин Григорович был очень ими доволен!
Единственное, мне очень жаль, что я не могу быть в Большом театре, чтобы аплодировать балету «Иван Грозный»!
– В чем, по вашему мнению, актуальность этого балета 40 лет спустя после премьеры?
– О чем этот балет? О великой истории! Он воскрешает в памяти великого персонажа с помощью танцевальных па. Балет повествует о предательстве, о власти, о любви, о ревности – это вечные темы! К тому же музыка роскошна, хореография волшебна! Я хорошо знаю труппу Большого театра и уверена, что они прекрасно представят этот балет!