Четыре истории о четырех премьерах
Программа 237-го сезона Большого театра< как никогда масштабна: балетные и оперные постановки, гастроли и даже детские спектакли. Сайт рассказывает о четырех самых интересных событиях нового сезона
«Травиата»: красота по-американски
Премьера 7 октября 2012 года
Октябрь в Большом театре ознаменован одной из самых ярких премьер нового сезона: американка Франческа Замбелло представляет оперу Джузеппе Верди «Травиата». Впервые на сцене Большого «Травиату» дали в 1858 году, спустя пять лет после ее постановки в Венеции. В основе сюжета лежит роман Александра Дюма-сына «Дама с камелиями», имевший реальных прототипов. Впервые композитор решился ставить оперу по современной нашумевшей книге и настаивал поэтому на «современной постановке» своей оперы. Либреттист Франческо Мария Пьяве даже специально отмечал в письме к постановщикам: «Маэстро не приемлет париков». Первое представление в театре «Ла Фениче» закончилось оглушительным провалом, но спустя год в привычных публике декорациях в стиле XVIII века опера вернулась на сцену. В Большом театре «Травиата» никогда надолго не исчезала из репертуара, выдержала десять постановок и более полутора тысяч представлений. Интересно, что во время войны одновременно существовали сразу две «Травиаты» – в эвакуации и в столице.
«Иван Грозный» возвращается из Парижа
Премьера 8 ноября 2012 года
--> Один из самых знаменитых балетов Юрия Григоровича на музыку Сергея Прокофьева «Иван Грозный» при поддержке ВТБ возвращается на сцену Большого. Первая постановка была завершена Юрием Григоровичем в 1975 году и сразу наделала много шуму. Одни считали спектакль шедевром хореографа, другие видели политический подтекст. Отдельное внимание уделяли и вопросу музыки. У Сергея Прокофьева не было балета с таким названием, но была музыка к одноименному фильму. Партитуру пришлось переработать и дополнить фрагментами других произведений композитора. Спустя год после премьеры «Иван Грозный» был показан в США, а еще через год поставлен в Парижской опере. Именно из Парижа в 2012 году были привезены костюмы для копирования несохранившихся фрагментов в мастерских Большого театра.
«Князь Игорь»: сын полка
Премьера 16 декабря 2012 года
Еще одна оперная премьера ждет Большой театр в декабре 2012 года. Юрий Любимов, отметивший недавно 95-летие, осуществил постановку оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Любопытно, что автором музыки указан только Бородин, хотя над партитурой трудились сразу несколько композиторов. К моменту смерти Бородина опера еще не была закончена и работу взялись завершить Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано (сам он опроверг эту легенду на страницах «Русской музыкальной газеты»), а также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. Николай Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвертое действия и половецкий марш. Кроме того, композиторы сами написали сцену II акта, с участием Кончаковны и хора. Несмотря на значительные новые фрагменты, по настоянию Николая Римского-Корсакова авторство музыки было оставлено за Бородиным.
«Мойдодыр»: Большой для маленьких
Премьера 21 декабря 2012 года
237-й сезон Большого театра запомнится не только грандиозными постановками классического репертуара, но и возвращением на сцену детских спектаклей. Спустя тридцать лет в афише появится балет, рассчитанный на зрителей самого нежного возраста. Постановку балета «Мойдодыр» на музыку Ефрема Подгайца и либретто Геннадия Малсахянца осуществил хореограф Юрий Смекалов. Проект постановки участвовал в открытом конкурсе и набрал наибольшее количество положительных отзывов. Несмотря на то, что сюжет сказки Чуковского несколько изменен, без «всех мочалок командира» на сцене не обойдется.