«Анна Каренина» и «Русский Гамлет» — Театр балета Бориса Эйфмана знакомит Китай с русской хореографией

26.11.2024

Весь ноябрь Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана проводит с гастролями в Китае. Труппа знакомит местную публику с русской культурой и показывает свои знаковые спектакли «Анна Каренина» и «Русский Гамлет» в Пекине, Шанхае, Сиане и Цзинане. Масштабный тур, организованный при поддержке ВТБ, приурочен к Году культуры России и Китая: он познакомит зрителей с национальным искусством и известной на весь мир русской хореографией.
Сцена из спектакля «Анна Каренина» © Предоставлено пресс-службой Театра балета Бориса Эйфмана
«Анна Каренина» по праву считается одним из культовых балетов в репертуаре театра. На первый взгляд он очень лаконичен: из истории Льва Толстого Борис Эйфман убрал все второстепенные сюжетные линии, сосредоточившись на основном любовном треугольнике — Анне, ее супруге и Вронском. Тем интереснее было раскрыть психологию каждого героя, его внутреннее перерождение. Избыток чувств и эмоциональная драма здесь передаются с помощью пластики: каждое движение выразительно, каждый жест отточен. Огромную роль в постановке играет музыка Петра Чайковского и правильно выстроенный свет — он помогает расставить смысловые акценты. Важно, что балет не стремится воссоздать эпоху Толстого, а говорит со зрителями о сегодняшнем дне, ведь эмоции героев знакомы нам и сейчас.
В центре другого легендарного спектакля, «Русский Гамлет», — мужская фигура. Речь о загадочной персоне императора Павла I. Борис Эйфман сравнил его с хрестоматийным персонажем Шекспира: их судьбы во многом похожи. «Русский Гамлет» — это история о том, как неординарная и душевно ранимая личность должна взять в свои руки власть и суметь противостоять враждебному миру. Спектакль был поставлен в 1999 году, но в 2017-м получил второе рождение. Сюжетная канва осталась без изменений, а вот хореография стала еще более изобретательной и изысканной. Не зря критики во время гастролей спектакля отмечали неповторимую «наэлектризованность» образов и театральных фантазий. Их дополняет музыка Людвига ван Бетховена и Густава Малера.
Сцена из спектакля «Русский Гамлет» © Евгений Матвеев, предоставлено пресс-службой Театра балета Бориса Эйфмана
Гастроли проходят с 6 по 30 ноября на крупнейших сценах Китая: в Национальном центре исполнительских искусств (Пекин), в Центре восточного искусства (Шанхай), в Большом театре Шэньси (Сиань) и Большом театре Шаньдуна (Цзинань).
«Культурный диалог играет важную роль в развитии отношений между нашими странами. ВТБ традиционно поддерживает значимые инициативы, которые способствуют распространению национального искусства за пределами России. Наше сотрудничество с Театром Эйфмана имеет долгосрочную историю, мы уверены, что этот совместный проект еще больше укрепит наши деловые и культурные связи в Китае», — отметила старший вице-президент ВТБ Наталья Кочнева.
Тур Театра балета Бориса Эйфмана — не единственное событие в рамках Года культуры России и Китая. В октябре зрителям Шанхая уже удалось посмотреть постановки Государственного академического Большого театра. Легендарная труппа четыре раза выступила с балетом «Спартак», а также дала гала-концерт. В числе артистов были Игорь Цвирко, Владислав Лантратов, Елизавета Кокорева, Кристина Кретова и другие именитые танцовщики, а за пультом оркестра Большого театра находился заслуженный артист Павел Сорокин.
Впереди китайскую публику ждут концерты симфонической музыки. В конце ноября в Шанхае, Пекине, Ухане и Шэньчжэне состоятся выступления musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса при поддержке ВТБ. В программе: Густав Малер, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс и Дмитрий Шостакович. Их сочинения принадлежат к разным стилям и эпохам, но с равной силой воплощают дух времени. А исполнение musicAeterna отличается высокой эмоциональной насыщенностью и внимательностью к деталям, что рождает яркие и запоминающиеся музыкальные образы.