К столетию Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Динамо» в Центре «Зотов» открылась созданная совместно с музеем «Динамо» и при поддержке ВТБ экспозиция «Быть динамовцем». Отобранные кураторской группой репортажные снимки и видеоматериалы показывают спортсмена эпохи конструктивизма и рассказывают о деятельности общества «Динамо» в первые десятилетия с момента его основания в 1923 году. Мы поговорили с одним из кураторов проекта Дмитрием Никишовым о том, как отбирались экспонаты для выставки, почему Родченко увлекся спортивной фотографией и чем был спорт для людей эпохи конструктивизма.
На выставке «Быть динамовцем». Предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
Дмитрий, почему для выставки к 100-летию общества «Динамо» был выбран именно этот период, первые десятилетия в истории общества? И почему именно эти медиа — фотографии и кинохроника?
Период становления общества «Динамо» совпадает с эпохой конструктивизма. Поэтому мы решили, что лучше показать этот период через ракурсы работ Родченко и синтетический жанр спортивного парада, где наиболее ярко воплотились идеи «театрально-массового» искусства того периода.
Где и как вы искали и отбирали экспонаты? Чем руководствовались при отборе?
У нас было два источника — это интереснейший и большой фонд общества «Динамо» и фотографии из архива Александра Родченко и Варвары Степановой. Один из важных критериев отбора — редкие снимки с необычными ракурсами, мы искали именно их.
Какими находками особенно гордитесь и хотите обратить на них внимание зрителей?
Действительно, на выставке представлено много достойных фотографий, на которые стоит обратить внимание. Это и фотографии с парада в Ленинграде и на Красной площади, изображение директора стадиона «Динамо» в прыжке, интересные портреты тренеров и сами виды спорта — от лыж до бейсбола.
Александр Родченко. Спортивный парад на Красной площади. Спортсмены «Динамо» с флагами и эмблемой общества. 1936. Цифровая печать. 2024. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой, Москва
Многие снимки с выставки выглядят, как кадры из кино. Притом не только старого, но и современного. Фотография 1920–1930-х действительно повлияла на киноэстетику?
Фотография всегда была связана с кинематографом. В советской стране многие фотографы, режиссеры и операторы общались и сотрудничали друг с другом. Многие режиссеры занимаются фотографией и сегодня.
Почему Родченко заинтересовался спортивной фотографией и стал фотохроникером «Динамо»?
Александр Родченко снимал большое количество фоторепортажей. И снимать молодое спортивное общество было престижно. Тем более, что занятия спортом соответствовали тем приемам, которые он искал в фотографии, с особенностью поз или резким углом ракурса. Осталось огромное количество репортажных фотографий, которые хранятся в фонде Александра Родченко и Варвары Степановой, что говорит об интересе автора к этой теме. Некоторые снимки со стадиона «Динамо» он впоследствии даже выделил в специальную «классическую» серию.
Родченко известен своими экспериментами и открытиями в области фотографии. Что он извлек из сотрудничества со спортивным обществом, наблюдений за физкультурниками и атлетами?
Родченко пытался поймать необычную позу атлета во время прыжка, бега. Он оттачивал свое мастерство в ракурсах, доводя фотографии до совершенства. Глядя на них, можно сразу узнать руку мастера.
Александр Родченко. Упражнение на кольцах. 1938. Цифровая печать. 2024. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой, Москва
Изучая эпоху конструктивизма, Центр «Зотов» фокусируется не только на архитектуре, искусстве, но также изучает различные аспекты быта этого времени. В связи с этим вопрос о спорте. Откуда возник интерес к спорту в 1920-х? Спустя сто лет кажется удивительным, что в такое трудное и неспокойное время люди находили энтузиазм и силы не только на рабочие подвиги, но и на спорт.
Интерес к спорту был связан с созданием «нового человека», развитого интеллектуально и физически. Спорт становился доступным досугом для советского человека. Не стоит упускать и культ здорового тела, способного построить социализм. Иногда устраивались спортивные праздники и парады. Быть динамовцем было почетно.
Теперь другие времена: вместо шедевров Родченко — селфи из фитнес-залов, а спорт — что-то среднее между жизненной необходимостью и модным аксессуаром. Чем спортсмены с фотографий и видео, представленных на выставке, все-таки похожи на нас?
Как и сейчас, спорт — это еще и досуг. Если ты не профессиональный спортсмен, то спорт помогает привести тело в нужную физическую форму, помогает быть выносливее, дисциплинирует. Спорт — это и развлечение, и возможность неформального общения с людьми вне работы и дома, поиск новых знакомств, дружбы.
Александр Родченко. Спортсмены общества «Динамо» на водной станции. 1932. Цифровая печать. 2024. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой, Москва
Экспонаты выставки демонстрируют связь, взаимное влияние спорта и искусства, творчества. Такое было только в эпоху конструктивизма или история знает и другие периоды, когда спортсмены и художники находили общие интересы и общий язык?
Конечно, во все времена спорт и искусство идут рука об руку. Начинается все с того, что архитектор строит стадион, и каждый стадион — это отражение архитектурных приемов того или другого времени, потом спортивная форма, которую разрабатывают дизайнеры. Никак не обойтись без плаката, графических работ, живописи начала ХХ века, где спортсмены и сама тема спорта были главенствующими.