Обсуждаем новую постановку театра
Актеры в сцене из спектакля «Комедия о трагедии» в театре «Мастерская Петра Фоменко» © Сергей Петров, пресс-служба Мастерской Петра Фоменко
Второй сезон на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» играют посвященный основателю спектакль «Комедия о трагедии». Театральный критик и режиссер Елена Смородинова посмотрела новую постановку и поделилась с нами, почему работа режиссера Евгения Цыганова стала знаковой для Мастерской.
Феномен Мастерской Петра Фоменко
Художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» и заслуженный деятель искусств РСФСР режиссер Пётр Наумович Фоменко © Пресс-служба Мастерской Петра Фоменко
Основу Мастерской Петра Фоменко составили выпускники его режиссерского курса 1993 года в ГИТИСе. Театр довольно быстро стал популярным среди москвичей. Фирменное легкое дыхание, сочетание игрового и психологического театра и возможность отвлечься от того, что происходило вокруг — фоменки предлагали своему зрителю альтернативную лихим девяностым реальность.
Мастерская Фоменко стала предвестником театрального расцвета, который случился с российским театром в две тысячи десятые годы. Однако для самой Мастерской этот период стал испытанием: в 2012 году Пётр Фоменко умер и театру пришлось искать способ существовать без своего основателя. Популярными стали другие точки на театральной карте Москвы. Были в это время успехи и у фоменок, когда они выпускали работы в духе и настроении старой Мастерской. Так случилось со спектаклем-хитом Ивана Поповски «Сон в летнюю ночь» с россыпью ярких актерских работ.
Предыстория «Комедии о трагедии»
Сцена из спектакля «Комедия о трагедии» в театре «Мастерская Петра Фоменко» © Сергей Петров, пресс-служба Мастерской Петра Фоменко
История спектакля началась зимой 2010–11 года, когда Пётр Фоменко собрал своих учеников, актеров и стажеров театра «Мастерская Фоменко», чтобы вместе почитать «Бориса Годунова». Читки шли несколько недель, но когда пьесу дочитали до конца, Фоменко решил приостановить работу. А спустя год он умер. Сохранившиеся записи тех репетиций и стали основой спектакля Евгения Цыганова, обозначенного в афише так: по мотивам репетиций Петра Фоменко драмы Александра Пушкина «Борис Годунов». Впрочем, Евгений Цыганов ставит не только и не столько Пушкина, сколько вспоминает Мастера, не пытаясь, однако, закончить работу за него.
Причины этого решения очевидны: в этом году Петру Фоменко исполнилось бы 90 лет, а в августе прошло 10 лет со дня его смерти. На премьере спектакль так и назывался: «К 90-летию Петра Фоменко. „Комедия о трагедии“».
Пётр Фоменко как герой театрального действия
Актеры в сцене из спектакля «Комедия о трагедии» театре «Мастерская Петра Фоменко» © Сергей Петров, пресс-служба Мастерской Петра Фоменко
На три с половиной часа экран с архивными видео, на которых Пётр Фоменко за режиссерским столиком говорит о тексте Пушкина, дает замечания артистам и рассуждает о времени, становится главным магнитом зрительского внимания.
Замечания, комментарии и размышления Фоменко в спектакле становятся еще одним героем действия: разыгрываемая на сцене пушкинская драма сопровождается репликами Мастера, прерывается и преображается в соответствии с ними.
«Символ прожитой жизни», Фоменко достает очки, по-стариковски скрепленные резиночкой, надевает их и начинает репетицию. Экран с видео висит на заднике так, что играющие артисты оказываются ниже него, и они одновременно играют героев Пушкина и как будто взаимодействуют с Фоменко, прислушиваясь или нет к его замечаниям.
Сломленный царь, «роль без роли» и ощущение народа
Актер Карэн Бадалов в сцене из спектакля «Комедия о трагедии» в театре «Мастерская Петра Фоменко» © Сергей Петров, пресс-служба Мастерской Петра Фоменко
Художник Мария Мелешко поставила по периметру пустой сцены гримировальные столики: в самом начале артисты выходят в светло-сером нейтральном белье, и только потом одеваются в костюмы пушкинских персонажей. Их здесь меньше, чем в пьесе.
Текст Пушкина также значительно сокращен: Годунову, например, оставлен один монолог, про тяжесть шапки Мономаха, который он произносит из окошка каменной стены, практически закрытый во время части монолога парадным портретом Годунова. Этот царь явно раздавлен и сломлен, в отличие от самозванца, Гришки Отрепьева. Его линия в «Комедии о трагедии», наоборот, подчеркнута, и она — вторая роль, которую в этом спектакле играет только один артист. Другая — Ремарка, которую исполняет актриса Стефани Елизавета Бурмакова, сообщающая даты и места действия. Эту роль Фоменко называет «ролью без роли».
Актеры в сцене из спектакля «Комедия о трагедии» в театре «Мастерская Петра Фоменко» © Сергей Петров, пресс-служба Мастерской Петра Фоменко
Остальным артистам досталось по две-три роли: фоменковец первого поколения, Карэн Бадалов здесь Пимен, Царь Борис и Pater, Игорь Войнаровский играет Шуйского и Мнишека, Ольга Бодрова — Марину Мнишек и сына Годунова Феодора. Остальные актеры одновременно и народ, и окружение Отрепьева. С народом, впрочем, все не так однозначно.
«Вы можете ощутить народ? — спрашивает у артистов в какой-то момент Пётр Фоменко. — Я могу ощутить население».
Одна из самых ярких сцен — объяснение Отрепьева и Марины Мнишек, а точнее, то, как режиссерский голос Фоменко ставит задачи артистам. Если в вольном пересказе, то Отрепьеву, у которого ничего нет, надо убедить Мнишек, которая метит в царицы. И это та еще задачка.
Спектакль-реконструкция: перенимая опыт Мастера
Актеры в сцене из спектакля «Комедия о трагедии» в театре «Мастерская Петра Фоменко» © Сергей Петров, пресс-служба Мастерской Петра Фоменко
«Комедия о трагедии» состоит из пронумерованных сцен, и кажется, что их могло быть больше или меньше — постановке как будто бы не хватает цельности. Спектакль хочется назвать историей одной или нескольких репетиций. Очевидно, что самое главное здесь — то, как репетирует Фоменко, как смотрят на видео артисты, которые могли и не застать основателя театра, в котором они работают. Спектакль — реконструкция репетиций другого спектакля, который так и не случился.
«Когда придут иные времена…»
Актеры в сцене из спектакля «Комедия о трагедии» в театре «Мастерская Петра Фоменко» © Сергей Петров, пресс-служба Мастерской Петра Фоменко
«Когда придут иные времена, а я надеюсь, они придут», — говорит ближе к финалу Пётр Фоменко, и в этот момент трудно удержаться от горькой усмешки. Времена пришли действительно иные, и слово «комедия» в названии выглядит скорее печальным кивком в сторону Мастера, нежели реальным намерением постановщиков. Цыганов вместе с командой с помощью «Комедии о трагедии», с одной стороны, пускают зрителя в закулисье, точнее, предлагают поиграть в закулисье, посмотреть, как оно может быть устроено. А с другой, предлагая игру в закулисье, Цыганов пытается выстроить диалог с тем, кто построил это закулисье по своим правилам, и ставит спектакль-памятник этому человеку, собственному учителю.
«Комедия о трагедии» становится для артистов способом порефлексировать над доставшимся им наследством. Для далекого от истории Мастерской зрителя — инструментом, позволяющим увидеть, как можно задавать вопросы к той точке, в которой мы оказались сегодня, и к той точке, из которой мы в нее пришли. Но без надоедливости и психотерапевтичности, а легко — сыграть трагедию как комедию. И порадоваться, даже если результат будет не таким, каким он задумывался.
Для справки
Банк ВТБ как генеральный партнер Мастерской Петра Фоменко много лет поддерживает театр. Активное участие в культурной жизни страны — давняя традиция банка.