Актеры Светлана Колпакова в роли Елены Андреевны и Сергей Епишев в роли Ивана Петровича Войницкого в спектакле «Дядя Ваня» в постановке режиссера Дениса Азарова на сцене МХТ им. А. П. Чехова © Владимир Федоренко, РИА Новости
18 и 19 марта на основной сцене МХТ им. А. П. Чехова выпустили первый проект, посвященный 125-летию Художественного театра. Красивую дату будут отмечать весь год, и «Дядя Ваня» был выбран не просто так: в 1899 году эту пьесу здесь поставили основатели Художественного театра: Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Рассказываем, как выглядит новое прочтение знаменитой пьесы.
История пьесы
Сцена из спектакля «Дядя Ваня», 1899 год, Московский Художественный театр © Public Domain
«Я же там ничего не делаю, а публика хвалит», — писал режиссер и одновременно исполнитель роли Астрова Константин Станиславский Ольге Книппер-Чеховой, которая сыграла в том спектакле Елену Андреевну. Именно эта постановка сделала пьесу Чехова знаменитой (впервые «Дядю Ваню» сыграли перед публикой двумя годами ранее в Ростове-на-Дону).
Критики не просто хвалили, они считали именно эту роль настоящим шедевром Станиславского. Хотя как раз после «Дяди Вани» и Художественный театр, и самого Чехова упрекали в пессимизме и «клевете на жизнь». «Куда приятнее признать бы Чехова лжецом на жизнь, — отвечал на эти нападки критик Николай Эфрос, — чем жизнь, обманувшею наши лучшие упования». Собственно, тогда же и начали писать, что «сцены деревенской жизни» (так Чехов определил жанр своей пьесы) могут быть названы «сценами русской жизни».
Довольно быстро «Дядю Ваню» поставили в Александринском театре и Театре Комиссаржевской в Петербурге, а через какое-то время этот материал стал одним из самых популярных в репертуаре мирового театра. Среди тех, кто обращался к нему в театре: Олег Ефремов (снова на сцене Художественного, в 1985 году), итальянец Лукино Висконти, а в кино — сэр Энтони Хопкинс.
Словом, для работы с этим материалом нужны либо новый взгляд, либо очевидный для всех повод. Последний, видимо, и стал аргументом для режиссера Дениса Азарова.
Кто такой Денис Азаров?
Режиссер спектакля «Дядя Ваня» Денис Азаров во время пресс-подхода в МХТ имени А. П. Чехова © Владимир Федоренко, РИА Новости
Наиболее известным проектом Дениса Азарова стало художественное руководство Театром Романа Виктюка: он занял этот пост в конце 2020 года после смерти Виктюка и ушел по собственному желанию в апреле 2022 года.
Азаров ставил спектакли в «Центре драматургии и режиссуры», «Театре Ермоловой», «Гоголь-центре», Театре на Таганке, много работал с оперой: с 2010 по 2012 год был режиссером Московского академического Камерного музыкального театра им. Покровского, в 2011–2012 годах преподавал актерское мастерство в рамках молодежной программы Большого театра России.
Возможно, именно бэкграунд музыкального театра обусловил подход к премьере в МХТ им А. П. Чехова: Азаров с командой сделали красивый спектакль, в котором к тому же сюжетно все понятно, даже если вы не читали первоисточник. Актеры Авангард Леонтьев в роли профессора Серебрякова или Сергей Епишев в роли дяди Вани (довольно неожиданный ход) так и просятся в сториз. Но мы, конечно, настоятельно рекомендуем дождаться поклонов.
Красиво и пьяно
Актер Авангард Леонтьев в роли отставного профессора Александра Владимировича Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня» в постановке режиссера Дениса Азарова на сцене МХТ имени А. П. Чехова © Владимир Федоренко, РИА Новости
В первом акте «Дядя Ваня» визуально практически отсылает к скандинавскому хюгге: сценограф Николай Симонов обставил усадьбу плетеной мебелью, а бревна дома стремятся под колосники. На занавес проецируются сосны. И только проплывающая по заднику луна намекает на обманчивость уюта этой сцены.
Актриса Светлана Колпакова в роли Елены Андреевны в спектакле «Дядя Ваня» в постановке режиссера Дениса Азарова на сцене МХТ имени А. П. Чехова © Владимир Федоренко, РИА Новости
Качается в плетеном кресле профессор Серебряков (Авангард Леонтьев), жалуясь, что все только и ждут его смерти, и Елена Андреевна (Светлана Колпакова) накрывает его, словно надоевшую птицу, пледом, вместе с головой — эта короткая сцена, пожалуй, одна из самых изящных в спектакле. Правда, сложно вообразить, что в жилах этой Елены Андреевны течет «русалочья кровь» — Светлана Колпакова представляет свою героиню как будто бы слишком нормальной для драматургии Чехова. Поэтому поверить в искренность ее предложения разузнать об отношении Астрова к Соне, не составляет труда, как и то, что мачеха действительно хочет наладить отношения с падчерицей. Их совместный дуэт напивающихся каждая от своей тоски женщин — еще один запоминающийся момент в спектакле.
Чрезмерное увлечение алкоголем становится и способом решить роль доктора Астрова, которого играет Павел Чинарёв. Хрестоматийные реплики про спасение лесов звучат здесь не программным текстом, а монологом не самого трезвого человека.
Актеры Сергей Епишев в роли Ивана Петровича Войницкого (слева) и Павел Чинарёв в роли Михаила Львовича Астрова в спектакле «Дядя Ваня» в постановке режиссера Дениса Азарова на сцене МХТ имени А. П. Чехова © Владимир Федоренко, РИА Новости
Сергей Епишев в роли дяди Вани похож на подростка, который вроде бы вынужденно повзрослел, но все еще надеется получить дивиденды за все хорошее, что сделал. Из неожиданных акцентов постановки — мать Войницкого, внезапно помолодевшая и читающая искусствоведческие тексты Серебрякова в начале обоих актов. Она заставляет дворовых девушек заниматься классическим танцем, и танцевальная массовка усиливает визуальную эффектность спектакля.
Для справки:
Банк ВТБ выступает спонсором МХТ им. А. П. Чехова и поддерживает громкие премьеры театра. Активное участие в культурной жизни страны — давняя традиция банка.