Дарья Белова: «Все говорили, что мы победим»

Как показать за полчаса целую войну? И как студентке покорить Канны? Рассказывает Дарья Белова, чей фильм «Иди и играй», взорвавший Канны, показали на ММКФ.

Дарья Белова. Кинорежиссер, сценарист. Закончила филфак СПбГУ. Писала для журналов «Афиша» и «Большой город», работала корреспондентом на «Пятом канале». В 2008 году поступила в Берлинскую киношколу и переехала в Германию. За свою курсовую работу, короткометражный фильм «Иди и играй», получила приз «Открытие» на «Неделе критики» в рамках прошедшего Каннского кинофестиваля. Фильм показали в программе «Короткий метр» 35 ММКФ.

Если бы вас попросили представить свой фильм, сказать о нем пару слов, что бы вы сказали?

Это фильм о памяти места. О том, что прошлое никуда не уходит, а сохраняется в пространстве. Герой фильма – русский мальчик – играет в войнушку в Берлине. И вдруг здания, деревья, улицы – все, что хранит воспоминания о Второй мировой войне, – начинают ему отвечать. Он оказывается в странном сне. Я бы даже сказала: в ночном кошмаре этого города.


Если говорить о памяти места, то для нас война ассоциируется прежде всего с блокадным Ленинградом. Почему Берлин, а не Петербург?

Во-первых, «Иди и играй» – моя курсовая работа в Берлинской киношколе. А курсовые у нас принято снимать в Берлине – это дешевле. Денег на производство студенческих картин и так выделяется немного. А если ехать снимать в другой город, тем более в Петербург, бюджет возрастет неимоверно. Например, съемочную технику нам в школе выдают бесплатно. А так пришлось бы связываться с арендой. Во-вторых, Берлин тоже хранит мощные воспоминания о войне. И это чувствуют все, кто сюда

Кадр из фильма "Иди и играй"

приезжает, особенно русские. Это ощущение – что на мирных, ухоженных улицах были танки, тут лежали люди, тут был кошмар – чувство очень сильное. Именно оно подтолкнуло меня на создание фильма.

В картине много киноцитат. Это ребус для киномана? Или какой-то особый прием?

«Иди и играй» – моя курсовая работа в киношколе. И в Каннах я не ждала победы, но все были уверены, что мы победим. Здорово, что не ошиблись!»


«Это ощущение – что на мирных, ухоженных улицах были танки, тут лежали люди, тут был кошмар – чувство очень сильное. Именно оно подтолкнуло меня на создание фильма».

Действительно, в фильме есть элемент «цитатности». Например, обращение к советскому кинематографу, военным и антивоенным фильмам. Советское кино – вообще золотой резерв мирового кинематографа, а не что-то узкое, известное только в России. В Европе люди знают и смотрят наше кино. И вот, пока герой моего фильма проходит через воспоминания города, зритель в тот же момент проходит через свои собственные, кинематографические воспоминания о войне.

Вы были готовы к тому, что в Каннах так высоко оценят вашу работу?

На самом деле в конкурсе было много хороших фильмов. Но я и съемочная группа знали, что наша картина очень понравилась всем, кто ее видел, – и профессионалам, и простым зрителям. И хотя мы не были уверены в победе, все убеждали нас, что мы победим. Здорово, что не ошиблись!


Успех в Каннах наверняка придал уверенности в себе. Какие планы на будущее? Ждать ли нам полнометражную картину?

Сейчас доделываю фильм, который сняла еще в декабре.

Кадр из фильма "Иди и играй"

Это 15-минутная черно-белая картина, снятая на 35-миллиметровую пленку. И да, параллельно пишу сценарий для полного метра, который, скорее всего, буду снимать весной-летом. Снова в Берлине.