Максим Суханов: «Я красный командир в сапогах столетней давности»

Самое важное, что нужно знать об одном из главных русских фильмов, представленных в конкурсе. Рассказывает звезда картины «Роль» Максим Суханов.

Максим Суханов. Актер театра и кино, продюсер, композитор. Один из основателей московского кафе «Маяк». Дважды лауреат Государственной премии РФ. Снимался в фильмах «Страна глухих», «Богиня: как я полюбила», «20 сигарет», «Обитаемый остров», «Утомленные солнцем 2», «Мишень» и других. Сыграл главного героя в картине «Роль» Константина Лопушанского. Фильм участвует в основном конкурсе 35 ММКФ.

– В фильме «Роль» ваш герой Евлахов это актер, живший в начале ХХ века. Название фильма – «Роль». Это символ?

– Скорее знак. Все, что происходит с моим героем актером Евлаховым, так или иначе связано с экспериментом, который он ставит над собой. Сюжет таков. Когда мой герой бежит с семьей из охваченной революцией России в Финляндию, его поезд останавливают войска Красной армии. Всех пассажиров выстраивают в ряд перед вагонами. Собираются всех, кто кажется им подозрительным, вывести из этого ряда и тут же расстрелять. Руководит ими красный командир Плотников. И в тот момент, когда тот доходит до моего героя, Евлахов видит, что командир – практически его двойник

Кадр из фильма «Роль»

внешне. Он понимает, что такие встречи случайными быть не могут. Тут начинается обстрел, наступает Белая армия, Плотников гибнет. И Евлахов начинает узнавать историю Плотникова, чтобы, подготовившись к роли, оставить свою семью и возродиться в новой России в новом качестве.


– Очень необычная история. Был ли у героя прототип или это собирательный образ?

«Процесс происходил под чутким присмотром режиссера Константина Лопушанского. Естественно, что фильм в первую очередь – воплощение его идей»


«Мы стремились максимально воссоздать эпоху»

– Какой-то конкретный человек, живший в то время, не имелся в виду, так что можно сказать, это собирательный образ. Вообще, прежде всего, имелись в виду события, которые тогда происходили. Увлечение идеями символизма, в том числе и в драматическом искусстве. Так как мой герой театральный актер, он тоже ими увлекся. И увлекся на все 100%. А идеи эти заключались в том, чтобы в искусство как можно больше вторгалась реальная жизнь. Тем более что в обществе тогда все кипело, бурлило. Евлахов ставит для себя цель – найти роль, которую он сможет сыграть не на сцене, а в реальной жизни. Он думает об этом, медитирует. И вот подворачивается случай, который он использует.


– Как вы сами входили в эту странную роль?

Процесс происходил под чутким присмотром режиссера Константина Лопушанского. Естественно, что фильм в первую очередь – воплощение его идей. От меня требовалось в определенный момент подключиться и насытить образ уже своими идеями.


– Насколько сложно было окунуться в реалии столетней давности?

– У нас был потрясающий художник, Лена Жукова.

Кадр из фильма «Роль»


Она сумела найти подходящие места для съемок. Во-вторых, у нас были великолепные костюмы и реквизит! Было много настоящих исторических вещей, старинной одежды, и костюмы шились по уже готовым лекалам. Я сейчас точно не смогу сказать, какой сапог в кадре был антикварным, а какой шили на заказ. Главное – мы стремились максимально воссоздать эпоху. И конечно, мы смотрели все возможные документальные ленты, снятые в начале ХХ века, много читали про те годы. Что-то, естественно, нафантазировали. И все испытывали огромное удовольствие.